Сюжеты · Политика

ДЕЛО ВЕТВРАЧЕЙ

ЦЕНА ЗАКОНА

Госнаркоконтроль продолжает копать под ветеринаров. Кетамин — анестетик, не имеющий аналогов. Запрет на него равносилен запрету на профессию. Правительство, которое должно подписать порядок получения разрешения на использование кетамина,...
Госнаркоконтроль продолжает копать под ветеринаров.
Кетамин — анестетик, не имеющий аналогов. Запрет на него равносилен запрету на профессию. Правительство, которое должно подписать порядок получения разрешения на использование кетамина, топчется на месте и утверждает, что механизм лицензирования пока не проработан. Пока министры не подпишут этот документ, ГНК будет заводить уголовные дела на ветеринаров. Замкнутый круг?
А между тем ветеринаров обманывают. Механизм проработан. В России есть ветеринарная клиника, которая получила лицензию на кетамин еще шесть лет назад. Совершенно законным образом, через лицензионную палату, не дожидаясь никаких постановлений правительства. Точно так же могли бы получить лицензию и другие ветеринары, однако теперь им отказывают. Ветврачам по каким-то причинам просто не хотят давать этих лицензий.
В 1998 году на врача новосибирской клиники «Энималз» Светлану Перекрест было заведено уголовное дело. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями провел проверку клиники и обнаружил, что ветеринары среди прочих лекарств используют и кетамин, при этом не соблюдая всех предосторожностей при хранении препарата. Ответственной оказалась Перекрест. Дело было шаткое, ненадежное: тогда еще ни у кого не возникало сомнений в том, что ветеринары имеют право проводить обезболивание своим пациентам, хоть Минсельхоз и не подписал пока каких-то бумажек. Для надежности расследование переложили на плечи профессионалов. За отсутствием Госнаркоконтроля дело передали отделу по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН).
— Суть их претензий сводилась к тому, что мы закупали обыкновенный медицинский кетамин, без маркировки «для использования в ветеринарии», хотя они отличаются только печатью на пузырьке, — говорит Евгений Козлов, заведующий хирургическим отделением клиники. — Нам сказали, что раз мы применяем медицинский кетамин, то необходимо создать условия для хранения препарата, как в медицинских учреждениях, и получить лицензию на его использование. Но тогда никому не приходило в голову, что мы вообще не имеем права на применение кетамина. Это было бы просто дико. Никому же не приходит в голову запретить анестезию при лечении людей. Так почему нельзя делать обезболивание животным?
В лицензионной палате сильно удивились просьбе новосибирских ветеринаров. Однако, приняв во внимание, что в дело вмешался ОБНОН, лицензию все же выдали. Точь-в-точь такую же, какую получают обыкновенные человеческие больницы и госпитали. Новосибирцев обязали установить в охраняемом помещении сейф с двойной сигнализацией и нанять круглосуточную охрану. Так кетамин хранят во всех учреждениях здравоохранения.
Дело Светланы Перекрест до суда не дошло. Сотрудники ОБНОНа учли то обстоятельство, что клиника получила лицензию, приняли во внимание молодость и неопытность Светланы и сдали ее на поруки коллектива. По словам Евгения Козлова, тогда судебное слушание, а уж тем более наказание в 10—15 лет казалось дикостью и средневековьем. Теперь ситуация изменилась.
— Новосибирские коллеги недавно решили последовать нашему примеру и попытались получить лицензию на кетамин и некоторые другие ветпрепараты в лицензионной палате, — рассказывает Козлов. — Им не было отказано прямо. Им сказали: подождите, пока все утрясется.
Пока все не утряслось, Госнаркоконтроль завел очередное дело ветврачей в Барнауле.