Место «Нет такого города», — удивленно сказала Фаина Георгиевна Раневская четверть века назад, услышав от Сергея Юрского, куда он едет с концертами. Да и сейчас разве что любители горнолыжного спорта знают, где конкретно находится...
Место
«Нет такого города», — удивленно сказала Фаина Георгиевна Раневская четверть века назад, услышав от Сергея Юрского, куда он едет с концертами.
Да и сейчас разве что любители горнолыжного спорта знают, где конкретно находится Магнитка. Но все знают, что там играют в хоккей. В субботу играли суперфинал, то есть завершающий, пятый матч финальной серии плей-офф чемпионата России. «Металлург» против «Авангарда». Урал против Сибири.
Магнитка свято уверена, что центр российского хоккея находится здесь, на берегу Урала (точнее — заводского пруда). Имеет право — девять полуфиналов за десять сезонов. Больше никто не видел. Встречают большой хоккей на исходе лета, провожают к середине весны. Привыкли.
Одно огорчение — и два российских «золота» на исходе и в начале столетия, и два «золота» почившей в бозе (опять же благодаря монополизировавшей пьедестал «Магнитке») Евролиги оформлялись в чужих краях. В Омске в том числе.
Теперь главный творец тех магнитогорских побед, а ныне главный тренер «Авангарда» Валерий Белоусов такую возможность хозяевам предоставил. Двумя сумасшедшими победами в Омске после двух стартовых и не менее сумасшедших поражений в Магнитогорске.
Пятый матч как суперфинал играли в новейшей истории российского хоккея впервые.
С точки зрения высшей справедливости это было правильно.
Время
Белоусов вообще редко улыбается. В нынешнем сезоне, не говоря уже о плей-офф, не видел его улыбку ни разу.
Год назад так же сурово и без сантиментов он расставался с «Магниткой». Полгода спустя он принял тонущий «Авангард», который после чешского эксперимента со знаменитым Иваном Глинкой все никак не мог опомниться.
«Магнитка» тоже подсела на чешского спеца, заявив при этом, что путь никакой не омский и даже не ярославский, а самый что ни на есть магнитогорский. Марек Сикора, тренер в Чехии известнейший, но не звездный, вошел в отлаженную клубную структуру, как будто там и жил. Пташкой господин Синицын («сикора» по-чешски — синица, это мы вместе с Мареком определили по словарю) оказался удивительно ранней. Слегка помучившись вначале, «Магнитка» не без изящества взяла верх в регулярном чемпионате. Белоусов со своим полугодовым отставанием вывел обретший мощь «Авангард» на пик к началу плей-офф. Сейчас понятно, что они не могли не встретиться.
Ни один российский финал не знал такого подтекста, как нынешний. Валерию Белоусову предстояло смотреть в зеркало, «Магнитке» — в который уже раз доказывать неуклонность возрождения. За спинами стояли монстры спонсорства в лице металлургического комбината и «Сибнефти» (о хозяевах «Авангарда» и конкретно о Романе Абрамовиче еще в трехлетней давности финале предпочитали говорить шепотом).
Какие бы ни были подтексты, уровень противостояния определяли не они. Определяла игра.
Приводя напрашивающиеся футбольные аналогии, получилось, как у «Арсенала» против «Челси» (не стоит напоминать, чей он) в недавнем четвертьфинале Лиги чемпионов. «Магнитка» с ее пролонгированными предыдущими сериями и потерями в составе продемонстрировала изумительную отлаженность командного маневра, общевойсковую дисциплину и чудо-индейца Норма Маракла на последнем рубеже.
«Авангард» проявил звездную ярость первого звена и несгибаемый дух всей команды.
В последний раз сошлись в Страстную субботу.
Игра
Величественный православный храм рядом, буквально наискосок от Ледового дворца им. Ромазана. До светлого Христова Воскресения оставалось еще несколько часов. Суперфинал к смирению не располагал. К молитве — вполне.
И был матч, превзошедший по накалу все предыдущие, хотя превзойти уже было, кажется, невозможно. И не было хоккеиста, кто бы не пластался на льду, и не было звена, которое бы исполняло роль статиста.
Равенство проявлялось на уровне абсолюта до начала третьего периода, когда энергетика на глазах стала покидать вконец измотанных магнитогорцев.
Дальше включалась энергия отчаяния. Команды играли третий в серии овертайм, и в третий раз слово «буллиты» звучало приговором (на этот раз после нулевой ничьей). То, что прозвучало оно для «Магнитки», определил блистательный Максим Соколов, которому не сумели забить ни братья Корешковы, ни Валерий Карпов, забросившие в своей жизни столько штрафных бросков, сколько весь «Авангард», вместе взятый.
… Можно ностальгировать по былому хоккею; можно сетовать на то, что без Москвы хоккей не полон; можно говорить, что хоккей без победной сборной — не хоккей, а можно просто увидеть этот фантастический матч и приподняться вместе с ним над всей пеной дней.
«Золото» пополам не делится.
Я бы разделил.
Из интервью Максима Соколова — героя финального матча — «Новой газете»:
— В самом начале чемпионата была психологическая неуверенность внутри коллектива. Мы слышали одни упреки. Прежний тренер, похоже, собирался меня вообще выставить на трансфер, однако этому помешала смена руководства. «Авангард» резко преобразился, хоккеисты заиграли так, как должны.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»