С тех пор как Владимир Путин стал президентом, в России пытаются вытащить горные лыжи из той трясины, в которой они оказались. В 70 — 80-е горнолыжная сборная СССР блистала: Макеев, Жиров, Цыганов, Андреев порой обыгрывали самого...
С тех пор как Владимир Путин стал президентом, в России пытаются вытащить горные лыжи из той трясины, в которой они оказались. В 70 — 80-е горнолыжная сборная СССР блистала: Макеев, Жиров, Цыганов, Андреев порой обыгрывали самого Стенмарка. Потом нагрянули 90-е с их разрухой. В результате сегодня наши спортсмены скромно занимают далеко не призовые места на международных соревнованиях.
Всегда плохо, когда нет денег, ну а в горнолыжном спорте без них делать вообще нечего. Экипировка спортсмена стоит много тысяч евро и обновляется практически ежегодно. Где бы он ни тренировался, дома или в Европе, за аренду базы нужно платить. В сезон выступать приходится два-три раза в неделю, а это сплошные перелеты, в том числе с континента на континент. Тоже деньги немалые. От зрителей доходов никаких: на склоне горы не увидишь и десятой части тех, кто собирается на стадионах. Словом — элитарный вид спорта и, стало быть, очень дорогой.
К счастью для слаломистов, Владимир Путин не только любит горные лыжи, но и регулярно ими занимается. По этой причине все представители российской элиты, кому позволяют возраст и здоровье, срочно переместились с закрытых теннисных кортов на заснеженные склоны сильно пересеченной местности.
Но когда мы услышали о том, что соревнования открытого Кубка России-2004 будут проходить во французском Куршевеле, все же очень удивились: неужели Россия так ужалась в своих границах, что и гор у нее не осталось? Или не хватает снега на одной седьмой части суши?
Нам объяснили, что горы есть, но нет спортивных баз, на которых можно проводить соревнования мирового уровня. Стоимость строительства такого объекта превышает миллиард евро, а у нас и без этого есть что строить.
Со снегом, мы угадали, действительно есть проблема. Оказывается, чтобы спортсмены состязались в равных условиях, трассы слалома покрывают искусственным снегом. А его в России тоже нет.
Слаломисты-профессионалы выступают чаще, чем поп-звезды. В графиках соревнований, в которых они принимают участие, недельных окон не бывает. Поэтому им очень трудно выкроить время для поездки в Россию: дорога занимает двое суток туда и двое обратно, два дня на акклиматизацию и знакомство с новой трассой, день стартов — меньше недели не получается.
Чтобы поменять российские минусы на плюсы, пришлось проводить открытый Кубок России за рубежом. Выбор пал на Куршевель — один из самых фешенебельных мест зимнего отдыха во Франции.
В нем четырнадцать отелей высшего класса, номера в которых стоят дороже, чем в парижских. Непомерно дорогая еда (чашка кофе — 10 евро). День обучения катанию на лыжах с французским тренером — 400 евро.
Так сложилось, что после Нового года на рождественские праздники сюда уже несколько лет приезжают многие представители российской деловой, финансовой и политической элиты — потенциальные спонсоры горнолыжников. Имеющаяся спортивная база в комментариях не нуждается. Некие остроумцы уже объявили Куршевель «зимней столицей России».
И горнолыжное руководство решило этой ситуацией воспользоваться: если гора не идет к Магомету… да и какой спонсор откажется своими глазами увидеть, как расходуются выделенные им деньги. Предложение руководства некоммерческой организации «Новая лига» провести соревнования Кубок России-2004 в Куршевеле одобрили все.
Для властей Куршевеля Кубок России был не спортивным мероприятием, а всего лишь одним из аттракционов туристического сезона, за который устроителям нужно было немало заплатить.
Головная боль местных властей — российские профессионалы, которые приезжают и как наставники состоятельных клиентов, и как «партизаны», вполголоса предлагающие за разумные деньги в сжатые сроки обучить всем премудростям катания тех, кто личного тренера себе позволить не может.
Вице-президента «Новой лиги» Олега Карпова в прошлом году французы упрекнули в том, что его люди тренируют российских туристов. И его объяснения, что это не просто туристы, а спонсоры, которые попросили дать им персональных тренеров, их не удовлетворили. А прочие русские тренеры приезжают на свой страх и риск и к его организации отношения не имеют.
Перед соревнованиями власти сначала получили деньги вперед за все услуги, а потом объявили, что если русские приедут со своими тренерами, то мероприятие не состоится. На этот раз удалось достичь компромисса: российская сторона предоставляет фотографии и сообщает данные личных тренеров, сопровождающих туристов из России, а французская пообещала их не трогать. А что касается «партизан», то сводный отряд полиции и жандармерии в количестве 60 человек отлавливал их у подъемников и прямо на лыжне. О последовавших санкциях пока ничего не известно. Но это лишь частный случай решения серьезной проблемы. К тому же она не одна.
Вот как их видит французская сторона. Их тренеры учатся четыре года, чтобы получить сертификат международного образца для обретения права работать с людьми, к тому же они с детства знают на своей горе каждый склон. И дело не в том, что приезжие тренеры лишают их заработков, а власти — налоговых поступлений. Французы не только учат кататься, но и обеспечивают безопасность своих подопечных. Продвинутые ученики в поисках острых ощущений хотят спускаться с гор не по накатанным склонам, а по целине, которую знают только аборигены. В прошлом году в Куршевеле в таком месте погибла русская семья, которую взялся обучать «варяг» из России. Да, плохо, что французские тренеры не знают русский язык, но они обязательно знают английский. Сегодня многие русские тоже его знают.
Туры в Куршевель были бы в разы дешевле, если бы российские туроператоры не перепродавали их друг другу: первый получает — продает второму, второй предлагает тренера и продает третьему; тот делает паспорт и перепродает тому, кто оформляет визы, и каждый при этом получает изрядный куш. Французы уже лишили одну российскую фирму лицензии за то, что она нарушала все нормы корпоративной этики туристического бизнеса.
Представители России согласны, что к непомерной стоимости путевок приложили руку не только владельцы отелей и ресторанов, привыкших к тому, что русские денег не считают, но и шустрые туроператоры. Но и очень состоятельная публика весьма переменчива в своих симпатиях — скоро ей Куршевель может наскучить. Она откроет для себя другие места, может быть, даже более привлекательные. И хозяевам придется принимать меры к тому, чтобы сюда смогли приезжать люди менее состоятельные, которым нужно, чтобы цены были разумными, а тренер говорил по-русски. Если все-таки нужен русский тренер, то возникает проблема, сегодня не решаемая. Проучившись несколько лет, получив необходимый сертификат, зная даже несколько языков, разрешение на работу во Франции он не получит, поскольку Россия не входит в объединенную Европу. А если русские не смогут получить разрешение на сезонную работу в Куршевеле, то французам придется выучить русский язык — они же не хотят остаться без клиентов.
Что касается самих соревнований, проходивших 9 — 10 января, то они впервые проводились в ранге этапа Кубка мира. В них приняли участие первые составы сборных Австрии, Бельгии, Германии, Польши, Словении, Франции, Чехии, Швейцарии — все гранды слалома.
В стартах профессионалов возлагались надежды на Дмитрия Ульянова. В предварительных соревнованиях он был третьим, но в финале остался на 14-м месте, Антон Коновалов стал 23-м и Константин Сац — 29-м. Победил австриец Марио Мат.
У юниоров первое и второе места заняли куршевельцы: Винцент Лемерк (1989) и Дунан Арно (1990), на третьем месте — россиянин Илья Прокопьев (1990) из города Мончегорска Мурманской области.
В программе был и слалом «миллионеров». Запись участников проводилась прямо на старте. Налоговых деклараций судьи не требовали. Участвовали 32 человека (!), победил Григорий Березкин (РАО «ЕС России»).
Были замечены на французских трассах и такие равноудаленные от власти олигархи, как Потанин и Абрамович. Неужели они думают, что каждый спуск приближает их к президенту? А ведь еще недавно казалось: надо только побольше пропустить мячей на теннисном корте — и вот она, благосклонность Самого…
В общем, похоже, что Кубок России в Куршевеле станет традицией.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»