Сюжеты · Общество

ВЫДЕРНУТАЯ ЧК

Около года мы пытаемся выяснить судьбу человека, похищенного офицерами ФСБ. В редакцию пришел ответ из спецслужбы, который нас не устроил С мая нынешнего года «Новая газета» пытается выяснить судьбу уроженца селения Шалажи...

#Около года мы пытаемся выяснить судьбу человека, похищенного офицерами ФСБ. В редакцию пришел ответ из спецслужбы, который нас не устроил

       

       

мая нынешнего года «Новая газета» пытается выяснить судьбу уроженца селения Шалажи Урус-Мартановского района Аслана Эрзнукаева.

       Мы располагаем свидетельствами, что Аслан был задержан сотрудниками ФСБ 3 сентября прошлого года в Грозном в районе Ханкалы. Руководил операцией капитан ФСБ Михаил Первов. Родной брат похищенного — начальник Октябрьского РОВД Грозного полковник милиции Висит Эрзнукаев, собрав свидетельские показания, встретился с Первовым, который фактически признал факт задержания Аслана и пообещал помочь в его освобождении. Но на следующий день капитан Первов неожиданно убыл в отпуск, а затем и к новому месту службы. В Ханкалу он уже не вернулся.

       Но неожиданно факт причастности ФСБ к исчезновению Эрзнукаева подтвердил лично (безусловно, не желая того) сам директор этого ведомства Николай Патрушев.

       Выступая в середине декабря прошлого года перед руководителями средств массовой информации, он поведал об уничтожении и обезвреживании тысячи участников незаконных вооруженных формирований. Некоторые из них были названы поименно. В том числе Николай Патрушев заявил: «Не ушел от правосудия Эрзнукаев — участник теракта в августе этого (2002-го. — В.И.) года в селении Шалажи Урус-Мартановского района…».

       Однако на запросы в МВД, ФСБ, Генеральную прокуратуру, Главное управление исполнения наказаний пришли ответы, что Аслан Эрзнукаев никем официально не задерживался и в местах лишения свободы его нет.

       Результатом нашего журналистского расследования о похищении Аслана Эрзнукаева явились публикации под заголовками «Рапорт об успешном похищении» (№ 35, 19 мая 2003 года) и «Патрушева подставили его же сотрудники» (№ 71, 25 сентября нынешнего года), в которых мы требовали от директора ФСБ сообщить истинную судьбу «не ушедшего от правосудия А. Эрзнукаева».

       Так как в течение полугода мы ответа на наши запросы и публикации не получили, редакция «Новой газеты» вынуждена была 3 ноября этого года подать заявление в Мещанский районный суд Москвы, чтобы его решением, руководствуясь статьей 39 Закона о СМИ, обязать руководство ФСБ дать нам ответ.

       Видимо, чтобы избежать судебного разбирательства, руководство ФСБ дважды ответило газете. Во втором письме, подписанном заместителем директора ФСБ В. Комогоровым, сообщается, что «при подготовке материалов к выступлению директора ФСБ России в процессе передачи информации из органов безопасности в зоне КТО (контртеррористической операции. — В.И.) произошла техническая ошибка в написании фамилии Арсанукаева».

       То есть нам руководство ФСБ предложило читать декабрьское прошлого года сообщение Патрушева так: «Не ушел от правосудия Арсанукаев — участник теракта в августе этого (2002-го. — В.И.) года в селении Шалажи Урус-Мартановского района».

       При этом замдиректора ФСБ Комогоров не сообщал ни имени, ни инициалов Арсанукаева, но любезно поведал, что он 1978 года рождения, уроженец н.п. Ачхой-Мартан и осужден 6 марта нынешнего года судом к 14 годам лишения свободы.

       Но мы этим ответом не удовлетворились.

       В Ачхой-Мартане нам удалось найти родителей упомянутого Комогоровым Арсанукаева. Мы выяснили, что он был задержан 26 июня 2002 года, после чего содержался до суда в СИЗО, поэтому никак не мог стать участником теракта в августе 2002 года в н.п. Шалажи.

       Опять ошибка? И почему-то думается, что неслучайно господин Комогоров не сообщил нам имени или хотя бы инициалов Арсанукаева. Его, как мы выяснили, зовут Мурад Умарович. А вот на официальном сайте пресс-службы ФСБ с декабря прошлого года и по сей день значится А. Эрзнукаев как участник теракта августа 2002 года в н.п. Шалажи.

       Господа Патрушев и Комогоров фактически пытаются выгородить своего подчиненного капитана ФСБ Первова — теперь уже не без основания подозреваемого в похищении жителя Чечни Аслана Эрзнукаева, судьба которого по сей день неизвестна.

       Считаем: нет смысла снова обращаться за объяснениями к руководству ФСБ, которое запуталось во лжи. У нас теперь достаточно фактов для обращения в Генеральную прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела на капитана ФСБ Михаила Первова, подозреваемого нами в похищении человека. Кроме того, все собранные материалы будут направлены нами президенту России Владимиру Путину.