Сюжеты · Общество

АО «КРЕМЛЬ-СИБНЕФТЬ»

Как сожрать «ЮКОС» и не подавиться Ходорковским Маленькая сенсация в охоте на «ЮКОС». Прокуратура гнала компанию по полю. 28 ноября на собрании акционеров выяснилось, что в конце поля на номерах стоял Абрамович. «На собрании акционеров» —...

#Как сожрать «ЮКОС» и не подавиться Ходорковским

       

       

аленькая сенсация в охоте на «ЮКОС». Прокуратура гнала компанию по полю. 28 ноября на собрании акционеров выяснилось, что в конце поля на номерах стоял Абрамович.

       «На собрании акционеров» — в буквальном смысле. Потому что собрание началось в 12.10, все шло по плану. Благо никого из крупных акционеров на собрании не было: кто сидит, кто бегает.

       Вдруг менеджерам «ЮКОСа» в зале приносят бумажку. О том, что «ЮКОС» и «Сибнефть» выпустили совместное заявление о приостановке сделки. Бумажка обрастает вопросительными знаками и попадает на стол к Семену Кукесу. Среди прочих записок.

       Кукес ее за записку и принял. Развернул и стал читать. Поперхнулся, и слова выпали у него изо рта. Бумажку он отложил и стал что-то шептать на ухо Мизамору, финансовому директору «ЮКОСа». Собрание кончилось. Все вышли и встали на уши. В этом положении — на ушах — и раздался звонок из «Сибнефти». Приезжайте. Поговорить надо.

       Из крупняка никто не приехал по той же причине: кто сидит, кто бегает. Поехали менеджеры: начальник производственного подразделения «ЮКОСа» и старший вице-президент.

       В «Сибнефти» их встретили Евгений Маркович Швидлер и Александр Стальевич Волошин.

       Состоялся разговор. На предмет того, что у «Сибнефти» больше не лежит душа к этой сделке. Потому что когда «Сибнефть» шла на сделку, компанией «ЮКОС» управлял замечательный менеджер Михаил Борисович Ходорковский. А сейчас Ходорковский в тюрьме. И вообще у «ЮКОСа» трудности. И «Сибнефть» хотела бы помочь преодолеть эти трудности.

       Как? Правильно, порулив «ЮКОСом». Пусть Волошин станет председателем совета директоров, а Швидлер — председателем правления.

       То есть обратите внимание, какое бескорыстие. «ЮКОС» под ударом, но самоотверженные соратники Абрамовича готовы поуправлять компанией. Почему-то они не боятся, что их будут допрашивать и сажать.

       Правда, тут еще такой кусок разговора: мол, Роман Аркадьич обсуждал этот вариант с президентом. И президент, мол, не возражал.

       Представляете, как здорово такие показания будут смотреться в любом западном суде: после того как хозяина компании посадили в тюрьму, президент страны обсуждал с крупным бизнесменом проект перехвата управления компанией.

       Да, тут еще такой пустячок: «Сибнефть» хотела, чтобы ответственность за срыв сделки взял на себя «ЮКОС». Потому что кто сорвал сделку, платит неустойку в 1 млрд долл.

       Ошарашенные юкосовцы уехали. Затрещали телефоны. Успели дозвониться адвокату Дрелю — до того как он зашел в камеру к Ходорковскому. Ответ Ходорковского на предложение порулить компанией был краткий.

       Примерное содержание этого ответа вы можете прочитать на заборах. Но не в словарях. Точно такой же ответ дал Владимир Гусинский другому доброжелателю — Михаилу Лесину, который предложил за НТВ 300 млн долл. Все равно, мол, иначе отберут.

       

       * * *

       Что нечто подобное может произойти, подозревали. Даже автор этих строк за несколько дней до собрания описывала свои подозрения в статье.

       Потому что когда прокуратура арестовала акции «ЮКОСа», она фактически сделала главным пакетом пакет Абрамовича.

       Потому что техника поглощения компании путем ареста чужого пакета акций, после которого твой пакет превращается в главный, — это классика жанра.

       Потому что это очень заманчивая схема. Продаешь свой пакет акций крупной компании, а потом силовики роняют ее стоимость так, что за сумму, вырученную от продажи пакета, можно заполучить всю купившую его компанию.

       Но что это будет так явно и так жестко, никто не ожидал. Потому что все происшедшее — серьезный стратегический просчет. Едва ли не первый, который совершили «Сибнефть» и власть.

       

       * * *

       Я думаю, что компании «ЮКОС-Сибнефть» не будет, потому что уже существует компания «Власть-Сибнефть».

       Силовики обложили «ЮКОС» — и это создало предпосылки для передачи контроля над компанией Абрамовичу. Но согласитесь — силовики не слушают Абрамовича. Более того, они его ненавидят. Силовики слушают только президента.

       Почему президент лично вмешался в схватку, которая может принести Абрамовичу контроль над «ЮКОСом»?

       Абрамович считался партнером ельцинской «семьи». Чей теперь партнер Абрамович?

       Была, согласитесь, некая странность в нашем режиме. А именно — видимое отсутствие хозяйственной составляющей власти. Силовики были, а хозяйственников не было. И все удивлялись: мол, какая странная вещь произошла со «Славнефтью». Охотились на нее силовики, близкие к президенту, а досталась она Абрамовичу. Больше этой странности нет.

       Я готова извиниться перед Кремлем, что писала, что дело «ЮКОСа» нарушило баланс власти: баланс между старыми олигархами и новыми силовиками. Баланс между силовой и хозяйственной составляющей сохранен. У них разделение труда. Одни охотятся, другие едят.

       

       * * *

       Может быть, я идеалист, но мне кажется, что у промышленных войн есть некоторые границы.

       Можно воевать друг с другом деньгами. Губернаторами. Налоговой полицией.

       Можно спровоцировать отток капитала, напугать до полусмерти бизнес и поставить банковскую систему на грань кризиса.

       Но все-таки нельзя ради поглощения пусть и очень крупной нефтяной компании рисковать превращением страны в диктатуру.

       Почему нельзя? Да это же очевидно.

       Например, по международным соображениям.

       Не удивлюсь, если Ходорковский на этой неделе подвергнется беспрецедентному нажиму. Витамины, которые сейчас не передают ему в камеру, и наркотики, которыми, по мнению адвокатов, кололи сотрудника службы безопасности «ЮКОСа» Алексея Пичугина, покажутся цветочками.

       До предложения порулить «ЮКОСом» этот нажим можно было объяснить Западу желанием соблюсти законность. А теперь он может подпопасть под знаменитый американский RICO — закон о борьбе с рэкетом и коррупцией. Может пострадать репутация и Романа Аркадьевича, и Владимира Владимировича.

       А мне вот что греет душу. Сделка по слиянию «ЮКОСа» и «Сибнефти» приостановлена, но только в том, что касается слияния менеджмента компаний. «ЮКОС» ведь уже выкупил 92% акций «Сибнефти» и заплатил за них деньги. И ничто не мешает «ЮКОСу» провести внеочередное собрание акционеров «Сибнефти» и снести там весь менеджмент.