Сюжеты · Общество

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ «РОДИНА»?

С Савика Шустера! Выборы — дело дорогое. И занимают ся ими люди с опытом и специальными знаниями. Этот факт провел разделительную черту между государственными телеканалами и частным НТВ. Первые вынуждены отдавать свое время бесплатно. Их...

#С Савика Шустера!

       

      

       

ыборы — дело дорогое. И занимают ся ими люди с опытом и специальными знаниями. Этот факт провел разделительную черту между государственными телеканалами и частным НТВ. Первые вынуждены отдавать свое время бесплатно. Их дебаты порой напоминают сборища дилетантов. НТВ сразу отсек любителей политической дармовщины финансовым барьером. В его эфире сосредоточились те, кто реально рассчитывает преодолеть барьер высотой в 5%. Разумеется, это старожилы нашей Думы, организованные в старые и новые партии.

       Старые — демократические. Они были представлены в эфире НТВ у Савика Шустера 14 ноября все теми же СПС и «ЯБЛОКОМ». По-новому организовавшиеся соратники Райкова (Народная партия) и Рогозина (блок «Родина») умело демонстрировали милый старшему поколению патриотизм советского замеса и вполне коммунистическую идеологию. Лозунг «отнять и поделить» в более деликатных формулировках опытный Дмитрий Рогозин и бесхитростный генерал Трошев, сменивший на сей раз Райкова, донесли до аудитории отчетливо. Благо тема дебатов — состояние и перспективы развития Российской армии — давала тому множество поводов.

       Основным вопросом развивающейся вторую неделю баталии стало отсутствие в ней трибунов от КПРФ. Две правые партии единым фронтом выступают против советских взглядов на мир государственных конкурентов КПРФ. Видимо, лидеры коммунистов взяли себе за правило житейскую мудрость: «Молчи — за умного сойдешь».

       В предыдущей передаче этой мудростью пренебрегла Татьяна Толстая из СПС. В последней — генерал Трошев. Именно его ругань в адрес дамы из организации «Комитет солдатских матерей» стала высшей точкой накала передачи. И предопределила его же полный моральный разгром правыми. При осторожном молчании берегшего оплаченное время напоследок союзника — Дмитрия Рогозина. Не учтя печального опыта Райкова, побагровевший генерал потратил все время и вынужден был помалкивать в ответ на язвительные аргументы Явлинского и Немцова.

       Надо признать, что уроки предыдущей драки отцы русской демократии усвоили полностью. Их взаимные упреки были выражены предельно корректно и нужны были лишь для того, чтобы продемонстрировать зрителям, что принадлежат они все-таки к разным партиям. Было очевидно, что к обсуждению военного вопроса они были готовы лучше всех остальных, включая настоящих генералов. Блестящая речь Явлинского закончилась гробовой тишиной, прерываемой стесненным бульканьем в горле Дмитрия Рогозина, которому как раз поднесли микрофон.

       И опытный комсомолец собрался, улыбнулся и сказал: «Браво, Явлинский!». Это был сильный ход — поддержать противника. Я сказал себе: «Браво, Рогозин!» Но очень скоро сам Явлинский, оставивший себе самый большой запас времени, широким жестом подарил 40 секунд на последнее слово генералу Трошеву. И последняя скомканная реплика Рогозина в адрес во всем виноватого Чубайса прозвучала на этом фоне жалко и неубедительно. Победа объединенных идеей правых по очкам была очевидна.

       

       

ри такой напряженной драматургии впору аплодировать несомненному успеху Савика Шустера и его команды. Но аплодировать я не стану. Потому что хочу сказать о главном. Со времен «старого» НТВ менеджеры этого канала привыкли к телефонным опросам в прямом эфире как инструменту общения с аудиторией, вносящему дополнительную интригу в тело передачи. Но то были звонки любопытствующей публики, не объединенной общим руководством.

       Впервые 14 ноября Савик Шустер прибег к телефонному голосованию за партии в обстановке, когда в результатах голосования заинтересованы огромные машины по организации выборов, имеющие в своем распоряжении разветвленную сеть региональных штабов и немалые бюджеты. Организация массовой рассылки агитационных материалов, писем в поддержку кого-либо и, разумеется, серии телефонных звонков разбитым по возрастным и имущественным категориям избирателям и составляют суть их работы. А политический пуризм и вынужденное благородство накануне выборов в современной России позволяют себе только те, кто не имеет денег. Результат прошедшей передачи: в пользу «ЯБЛОКА» — 31% звонков, блока «Родина» — 38%, СПС — 27% и Народной партии — менее 3%.

       На месте руководства и сотрудников передачи «Свобода слова» я бы призадумался вот о чем. Что бы я сделал, если бы был сотрудником предвыборного штаба Дмитрия Рогозина, отвечающего за победу в теледебатах? Как только источники на НТВ или в компании связи, технически организующей голосование, доложили мне о готовящемся в эфире телефонном голосовании, я бы немедленно обзвонил все региональные штабы с соответствующими инструкциями.

       Вечером того же дня мои доверенные лица посетили бы в своих регионах некоторые студенческие общежития или ветеранские организации. На следующий день к ним стали бы приходить молодые люди и предъявлять мобильные телефоны, где в строке меню «исходящие звонки» стоит номер 8 809 505 01 12 (за блок «Родина»), а время и дата совпадают с эфиром «Свободы слова». По предъявлении они получали бы по 200 рублей. Мне ведь и надо-то всего 12 000 звонков, то есть 80 тысяч долларов США.

       Если звонки с мобильных телефонов технически невозможны, я стал бы платить пенсионерам. Но в два раза меньше и гораздо позже. В обмен на предъявление телефонных междугородних счетов с кодом 809 и датой 14 ноября. Тут можно обойтись и 40 тысячами американских рублей.

       Есть способ попроще и понадежнее. Поскольку мне не нужны разговоры, а только исходящие звонки, я должен войти в сговор с руководством или техническим персоналом региональных операторов связи. И они мне оптом в установленное время обеспечат 12 000 звонков по нужному номеру. Хочешь — в тональном наборе, а хочешь — в импульсном. В режиме автодозвона. Этот вариант будет стоить намного дешевле, но требует какого-то времени на переговоры со связистами. И главный вопрос тут — за сколько времени до эфира его участники узнали о предстоящем голосовании? Сколько у них было времени на подготовку?

       Наконец, можно просто договориться с кем-то из НТВ. Именно так некоторые мои знакомые интерпретировали заключительный комментарий ведущего «Свободы слова». Ведь сам Шустер, взглянув на результаты голосования, сказал, что теперь-то уж все должны понять, что блок «Родина» стал серьезной политической силой. В предвыборный период это важнейшее политическое заявление. Ранее сотрудники НТВ не определяли голосования в своей специфической аудитории как репрезентативные.

       Учитывая репутацию Савика, я считаю эту версию невероятной. Скорее всего, руководство канала оказалось не готово преодолеть инерцию, отказаться от традиционного метода работы в принципиально изменившихся условиях. Если я прав, то штаб Рогозина оказался просто более расторопным и сообразительным. И если возможно провести анализ поступивших за его блок звонков, то странности статистики и аномалии в распределении звонков по регионам обнаружатся непременно.

       Есть и другие странности. Например, скачкообразное нарастание количества звонков в пользу Рогозина в самый провальный для него момент дебатов. Или фантастический разрыв с излагавшей те же самые идеи Народной партией. Необходимо осознать, что зубодробительная победа блока «Родина» в голосовании среди политически абсолютно чуждой ему аудитории НТВ и вынужденная заключительная реплика ведущего, да еще на фоне вчистую проигранных дебатов, стоит куда дороже приведенных мной цифр.