Сюжеты · Общество

КРИЗИС-МЕНЕДЖЕР «ЮКОСа» СБЕЖАЛ В КПРФ

Потому что нефть в России рано или поздно кончится, а коммунисты – нет Тема «олигархи и политические партии» с завидным постоянством появляется и в газетах, и на телеэкранах. Особенно остро обсуждается, кто из финансовых магнатов дает...

#Потому что нефть в России рано или поздно кончится, а коммунисты – нет

       

       

ема «олигархи и политические партии» с завидным постоянством появляется и в газетах, и на телеэкранах. Особенно остро обсуждается, кто из финансовых магнатов дает деньги «партии бедных» – КПРФ. Подозревали «ЮКОС». Владелец «ЮКОСа» Михаил Ходорковский все отрицал.

       Оказалось, что деньги — не единственное, чем «ЮКОС» может поделиться. Еще «ЮКОС» может поделиться и кадрами. А кадры, как известно, решают многое. Один из менеджеров «ЮКОСа», Илья Пономарев, получил известность в пору последефолтовского кризиса. Он курировал компьютеризацию всех подразделений холдинга, возглавлял дочернюю компанию «ЮКОСа» «Сибинтек», занимался другими, не менее перспективными проектами.

       Но полтора года назад он вдруг перешел на должность руководителя информационного центра КПРФ. Маневр сам по себе неожиданный, хотя бизнес и политические взгляды, конечно, не одно и то же. О КПРФ, о ее финансировании, о ее модернизации мы и решили поговорить со «вчерашним ходорковцем» и «нынешним зюгановцем» Ильей ПОНОМАРЕВЫМ.

       

#       — Вы долгое время работали в «ЮКОСе», теперь пришли в политику. Хорошие связи остались там?

       — Только на неформальном уровне. В частном порядке я поддерживаю дружеские отношения с отдельными менеджерами, но не с высшим руководством.

#       — Ходят слухи, что «ЮКОС» имеет отношение к финансированию КПРФ. Ваш приход в Компартию иногда расценивают как доказательство связи «ЮКОСа» с КПРФ.

       — Если такие взаимоотношения и есть, то я к ним никакого отношения не имею, как не имею отношения и к самой компании «ЮКОС» уже достаточно давно.

       В принципе «ЮКОС» как компания и не может финансировать КПРФ, даже теоретически. Просто потому, что «ЮКОС» имеет ряд акционеров, в том числе и иностранных, которые ни при каких условиях не смогли бы согласиться на сотрудничество с коммунистами. Что касается активности отдельных акционеров в частном порядке, а не компании в целом, у Михаила Ходорковского взгляды сугубо праволиберальные. Невзлин, судя по сообщениям СМИ, занимается с «ЯБЛОКОМ», а поскольку это один из главных конкурентов КПРФ в избирательной гонке, то маловероятно, что были бы возможны подобные отношения с КПРФ. В последнее время поползли слухи об участии Муравленко. Но, думаю, если он как-то и участвует в поддержке КПРФ, чего я лично не наблюдаю, то только для того, чтобы обеспечить себе свое личное политическое будущее.

#       — То есть нет олигархов, которые хотели бы финансировать левых?

       — Напротив, сейчас вокруг партии ходят почти все ведущие бизнесмены страны. У них, как ни у кого, развито чутье – куда ветер дует. Проблема только, что, когда им от ворот дают поворот, они начинают на каждом углу говорить о своих мифических делах с коммунистами, а журналисты с удовольствием смакуют подробности.

       Кроме того, не всегда эти люди приходят по своей инициативе. Если у администрации президента есть подозрения, что с нами решил играть Березовский, то срочно надо приставить кого-либо, кто может уравновесить влияние Бориса Абрамовича.

       Или же если пошли слухи про влияние на коммунистов Ходорковского, то его надо срочно уравновесить кем-нибудь, с кем он не договорится, — например, «Газпромом». Но это все в теории и в головах отдельных «политологов», а как человек, который работает внутри, могу сказать, что главная проблема для нас сейчас – это финансирование. Миллионов и золота партии обнаружить никак не удается. В противном случае давно бы обогнали по рейтингу «Единую Россию».

#       — Роман с Березовским — ситуация негипотетическая, стало быть, противовес тоже имеет конкретное имя?

       — Противовесом Березовскому благодаря действиям власти является любой предприниматель или политик, имеющий собственность в России. Как только он перестает быть противовесом, он лишается либо собственности, либо свободы, либо жизни. Последние события вокруг «ЮКОСа» – яркий тому пример. Против этого мы и боремся.

#       — В таком случае, откуда у КПРФ деньги?

       — Как я сказал, в последнее время вокруг партии появилось большое количество разнообразных патриотически настроенных представителей бизнеса. Потом, в наших рядах есть большое количество «красных» предпринимателей. К примеру, Виктор Видьманов (глава «Росагропромстроя»), Игорь Игошин, который является секретарем московской областной парторганизации, многие другие. Таких примеров достаточно — человек пятнадцать-двадцать, они и успешные бизнесмены, и «правоверные» коммунисты. Ну и, безусловно, не стоит забывать про партвзносы – все-таки у нас очень большое количество членов.

#       — Вы уже полтора года работаете над новым имиджем КПРФ. Ну и каков же будет «социализм с человеческим лицом» в вашей редакции?

       — Моя личная убежденность состоит в том, что КПРФ требуется обновление. Приток новой крови. Новые лица должны появиться в партии, новые лица должны представлять коммунистов в СМИ.

       Я и стараюсь придумывать и предлагать руководству партии общественные акции, действия, которые бы наглядно показали, что в КПРФ что-то происходит.

#       — Ну и какие новые лица появились за полтора года и какие акции свидетельствуют, что что-то новое происходит?

       — Они есть, хотя мы пока не смогли их раскрутить в достаточной степени: сказываются нехватка медийного ресурса и партийная традиция – идти стройными рядами, не высовываясь. В руководстве ЦК можно назвать целый ряд лиц: Иван Мельников, Олег Куликов, Виктор Пешков, Сергей Серегин — их много. В регионах – Новосибирской, Тульской, Орловской, Алтайской, во многих других организациях появились молодые секретари. Многих можно найти на нашем партийном сайте КПРФ.ru.

#       — А почему именно КПРФ?

       — А где же еще? Из российских политических сил КПРФ является единственной настоящей партией и реальной оппозицией власти. Да и с профессиональной точки зрения это тоже интересно. Когда мы начинали, мои коллеги подтрунивали: дескать, «безнадежные дела — твоя специальность». Я всегда отвечаю: «КПРФ — партия неограниченных нереализованных возможностей».

#       — Разве другие партии не предоставляют возможностей?

       — В этом русле нет. Другие партии жестко связаны существующими взаимоотношениями внутри российской элиты и корпоративными интересами. К примеру, «Единая Россия» может действовать только в русле решений президента, СПС обязан защищать интересы Чубайса, «ЯБЛОКО» отстаивает интересы «ЮКОСа» — и все вместе полностью подконтрольны администрации президента. ЛДПР – это вообще театр одного актера и полноценной партией названа быть не может. Остальные же политические игроки не имеют никакой возможности на что-либо серьезно влиять. Они просто неспособны преодолеть 5-процентный барьер и пройти в Госдуму.

#       — Ваше отношение к заявлению Владимира Путина о том, что победившая на выборах партия будет формировать кабинет министров?

       — Путин заявил это в послании Федеральному собранию, но уже на пресс-конференции пошел на попятную. Оно и понятно почему. Есть большая вероятность, что «Единая Россия», под которую это предлагается сделать, проиграет эти выборы. Конечно, в этом направлении что-то будет делаться, но это претворится в реальность только в том случае, если единороссы победят. Моя точка зрения: партийное правительство необходимо. Даже если его сформируют после этих выборов наши противники, тем самым они будут вынуждены прекратить демагогию, что они якобы не несут ответственности за происходящее в стране и вообще против. Смешно – партия власти против власти!

#       — Вы, может быть, самая массовая оппозиционная партия, но неужели наш президент не устраивает вас ни по одному параметру?

       — Почему же? Владимир Путин устраивает нас как личность, но не как политик.

       Если послушать его риторику, которая является классической державно-патриотической риторикой, то мы во многом согласны с ним. Но парадокс заключается в том, что наш президент несамостоятелен сам по себе, в этом специфика нашей страны. Он является марионеткой у вполне конкретной финансово-промышленной группы. И поэтому все эти заявления остаются чистым пиаром. Он действует прямо противоположно тому, что говорит.

       Вы вдумайтесь: он себя позиционирует как военный, но при этом его рейтинг в армии ниже, чем у министра обороны, несмотря на то что Владимир Путин является Верховным главнокомандующим. Это уникально. Даже Борис Ельцин имел в армии больший кредит доверия. Вообще честный офицер, после того как вторично втравил страну в чеченскую авантюру, с тем же, заметим, результатом, что и в 1995 году, должен застрелиться.

#       — Но любая кандидатура от политической партии, победившая на президентских выборах, автоматически становится ее марионеткой, разве не так?

       — Это вопрос политической воли. Тот способ, благодаря которому Путин пришел к власти, и не подразумевает независимости.

       Был взят чиновник, ему сделана блестящая карьера, под него действующий президент ушел в отставку, чтобы, не дай бог, не дать возможности кому-нибудь с ним конкурировать. Господином Березовским была виртуально сконструирована искусственная партия «Единство». И все. Новый президент готов.

       Каким же образом такой президент может диктовать собственную политическую волю и быть независимым? Независимость достигается только тогда, когда человек вырос из партии, выражающей интересы определенного слоя общества, и победил в честной конкурентной борьбе на выборах.

#       — Основные минусы КПРФ как партии, в перспективе претендующей на управление страной?

       — Увы, как у любой крупной организации, их много. Первое — это замкнутость партии и ее отдельных руководителей на внутренних проблемах движения, неумение работать «на публику», оперативно придумывать яркие акции. Затем отсутствие опытных политтехнологов. Да, оплачивать услуги профессионалов дорого, требует большого количества вложений. Но эти средства стоило бы изыскать, многократно доказана их эффективность. Потом, отсутствие полноценных качественных собственных средств массовой информации. Допустим, на телевидение не пускают. Но что мешает сделать радио, повысить качество и охват печатных СМИ? Нельзя же все время работать на одну группу населения! Что касается остальных проблем, то они все являются следствием вышеперечисленных.