Сюжеты · Общество

ВОДКА, САХАР И НЕБО В КЛЕТКУ

Заместителя министра сельского хозяйства Владимира Логинова обвинили в смертных грехах В конце мая зампред парламентского Комитета по безопасности Виктор Илюхин направил генпрокурору Владимиру Устинову и главе МВД Борису Грызлову...

Заместителя министра сельского хозяйства Владимира Логинова обвинили в смертных грехах

       

   

       

конце мая зампред парламентского Комитета по безопасности Виктор Илюхин направил генпрокурору Владимиру Устинову и главе МВД Борису Грызлову депутатские запросы по расследованию уголовного дела об убийстве в конце 1996 года гендиректора компании «Русский сахар» Александра Ганыкина. Этот предприниматель был взорван в своей автомашине неустановленными злоумышленниками. Поскольку следственной бригаде так и не удалось выйти на след исполнителей и заказчиков убийства, дело было приостановлено до лучших времен.

       — Похоже, что такие времена теперь наступили, — поделился депутат Илюхин. — В моем распоряжении оказался любопытный документ, переданный мне швейцарскими правоохранительными органами. Это предсмертное заявление Ганыкина, который подробно рассказал о характере непреодолимых противоречий, возникших между ним и его тогдашним партнером по бизнесу — президентом ОАО «Корпорация «Русский сахар» Владимиром Логиновым. В оставленном письме Ганыкин сообщил, что в случае его похищения, ранения или убийства организатором преступления может быть только Логинов…

       Возглавляющий ныне казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт» тридцативосьмилетний Владимир Логинов — одна из самых одиозных фигур в окружении аграрного вице-премьера Алексея Гордеева. Как чиновник Логинов жесток и решителен. При этом у него четко проявляются ярко выраженные коммерческие наклонности. Имея два диплома о высшем образовании, располагая значительным личным капиталом (в том числе коттеджем в Горках-2), он крайне неразборчив в методах достижения целей, в установлении и поддержании деловых связей. В результате бывал не раз замечен в многочисленных скандалах.

       Возглавив в 1994 году совет директоров компании «Русский сахар» (позднее Логинов стал ее президентом), Владимир Григорьевич взялся работать с размахом, хотя до этого он руководил только предприятиями малого бизнеса.

       Но это, конечно, были всего лишь детские шалости по сравнению с тем, как Владимир Григорьевич развернулся на новом «сладком» месте. Самым громким скандалом, которым была отмечена его деятельность на посту президента ОАО «Корпорация «Русский сахар», стала история с невозвращенным кредитом Минфина. Дело было в начале 1995 года. Федеральная группировка, встречая ожесточенное сопротивление боевиков, в первый раз пыталась восстановить конституционный порядок на территории Чечни. Тогда-то главе «Русского сахара» Логинову и пришла в голову вполне патриотическая идея подсластить службу фронтовикам. На закупку сахара для снабжения армейских подразделений под гарантии Минсельхоза возглавляемая Логиновым корпорация оформила кредит в размере 100 миллионов долларов. Конечно же, первоначально предполагалось, что закупленного на эти деньги сладкого продукта хватит не только на группировку в Чечне, но и на все подразделения всех воинских округов. Да и не на один год, а на пятилетку вперед: ведь сахар — не молоко, от долгого хранения не прокисает. Однако после получения кредита в схеме снабжения Российской армии песком да рафинадом произошел сбой. Короче, ОАО «Корпорация «Русский сахар» так и не возвратила государственный кредит.

       Может быть, это и совпадение, но в разгар сахарного скандала у тех руководителей отрасли, которые могли бы рассказать следствию о судьбе пропавшего кредита, одна за другой стали случаться крупные неприятности. Например, директор компании «Россахар» Дмитрий Ефанов был тяжело ранен. А машину гендиректора «Русского сахара» Александра Ганыкина и вовсе взорвали взрывным устройством с таким содержанием тротила, которое не оставило бедолаге никаких шансов. Президент же ОАО «Корпорация «Русский сахар» Владимир Логинов благополучно возглавил новую структуру все того же стратегического направления. Он стал президентом Союза сахаропроизводителей России. Но оказалось, что и это для Владимира Григорьевича не предел. Уже вскоре он получил следующее назначение — главой Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка. Одного из его заместителей — Юрия Лысенко — в 1998 году арестовали по обвинению в хищениях и отмывании денег. Оступился и другой заместитель Логинова — Алихан Осканов. Этот чиновник из команды Владимира Григорьевича допрашивался по поводу учреждения вместе с другими чеченцами ряда фирм, где прокручивались бюджетные средства бывшей Федеральной продовольственной корпорации.

       Пока следователи «кололи» логиновских замов да искали следы исчезнувшего 100-миллионного кредита, Логинов и сам оказался в суде, правда, в качестве свидетеля по факту дачи взятки тогдашнему министру юстиции В. Ковалеву. Будущему госчиновнику пришлось признаться, что со счетов объединения «Русский сахар» в качестве «благотворительного» взноса было перечислено в общей сложности 200 тыс. долларов. При этом, по признанию Логинова, он знал, что деньги никогда не получит обратно, но надеялся, что фонд, возглавляемый министром, будет оказывать объединению определенные «услуги». Кроме того, В. Ковалеву был подарен коттедж, расположенный по соседству с домом самого Логинова в поселке Суханово.

       Одних уже этих фактов биографии Владимира Григорьевича должно хватить, чтобы как минимум закрыть ему надолго, если не навсегда, путь на государственную службу. Однако вдруг — за какие заслуги? — министр сельского хозяйства Алексей Гордеев приглашает предпринимателя на должность зама в Минсельхоз. В аграрном ведомстве Логинов взялся восстанавливать водочную монополию государства. И тут без скандалов не обошлось. Вспомнить хотя бы силовые акции по захвату завода «Кристалл».

       Владимир Григорьевич имел шанс блеснуть на экспроприации водочных брендов у частной компании «Союзплодимпорт», которая успешно развивала бизнес как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но и тут получился конфуз. Оспорить у компании SPI права на экспорт «Столичной», «Московской» и других знаменитых водок Логинову все-таки удалось. Но созданное им в качестве альтернативы ФКП «Союзплодоимпорт» оказалось втянутым в затяжные судебные процессы зарубежных и российских арбитражей. Объективных шансов на выигрыш у команды Логинова практически не остается, но и отступать Логинову уже некуда: позади Москва. Перспектива международных судебных процессов рисуется мрачной не только для Владимира Григорьевича, но и для российского бюджета: ведь оплачивать немалые судебные издержки и неустойки придется из казенных средств.

       Не удался Логинову и водочный реванш на внутреннем рынке. Возглавляемое им ФКП «Союзплодоимпорт», едва приступив к выдаче лицензий на экспроприированные марки, тут же и оскандалилось. Первым лицензию на производство «Столичной» получил никому не известный калининградский заводик «Итар». Однако когда образцы водки от «Итара» взяли на экспертизу в НИИ пищевых биотехнологий, выяснилось, что такая «Столичная» годится разве что на компрессы. Для внутреннего же употребления водка была признана вредной. Вслед за «Итаром» лицензии от Логинова получили и другие фирмы с сомнительными технологическими возможностями. В итоге пострадала репутация знаменитых брендов, россияне лишились хорошей водки, а казна — доходов.

       Конечно, раз есть проигравшие, значит, должны быть и те, кто выиграл от такой рокировочки водочных марок. Например, несказанно повезло ООО «Ковчег», которое, несмотря на отсутствие объективных заслуг, неожиданно стало монопольным дистрибьютором водки на внутреннем рынке. Секрет тут, впрочем, прост: в числе учредителей этого предприятия много лет значится сам бывший заместитель министра сельского хозяйства — глава ФКП «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов.

       Впрочем, эта частная компания не брезгует и другой деятельностью, далекой от торговли алкоголем и продуктами питания. В прессе были опубликованы данные из двухтомного дела оперативной разработки на бывшего заместителя министра сельского хозяйства В. Логинова, согласно которым фирма «Ковчег», сотрудничая с ливанским бизнесменом Дахером Джамалем, якобы занималась поставками противогазов и иных спецсредств на Ближний Восток. Если верить оперативным справкам, то снаряженный Логиновым и его партнерами по бизнесу грузовой самолет был задержан сотрудниками МВД. Под видом продуктов питания на борту обнаружились запрещенные к перевозке грузы — патроны и снаряды, которые готовились к отправке в Грозный.

       Если двухтомное дело на Владимира Логинова все же имеется в правоохранительных органах и подобные данные действительно верны, то, спрашивается, почему им до сих пор не дан ход?

       Даже если есть в правоохранительных органах силы, которые заинтересованы в том, чтобы спрятать подобные данные поглубже в сейфах, то разбираться по существу депутатского запроса Виктора Илюхина и представленным им документам генпрокурору Владимиру Устинову и главе МВД Борису Грызлову все равно придется. Чем закончится это разбирательство, покуда неизвестно. Зато уже ясно, что Владимиру Логинову не избежать нового громкого скандала, который может переполнить критическую массу предельно допустимых для чиновника такого ранга темных историй.