Сюжеты · Общество

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА И ЕЕ ПОДДАННЫЕ

Почему люди идут на Эверест? Потому, что он существует Пятьдесят лет назад — 29 мая 1953 года — человек впервые вступил на высшую точку планеты: новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей поднялись на Эверест . За сто...

#Почему люди идут на Эверест? Потому, что он существует

       

  

       

ятьдесят лет назад — 29 мая 1953 года — человек впервые вступил на высшую точку планеты: новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей поднялись на Эверест .

       За сто лет до того, в 1846 — 1850 годах, британские топографы, работавшие в индийской Геодезической службе, производили съемку вершин непальских Гималаев и выяснили, что одна из них является самой высокой в мире: 8848 метров! Ранее вершиной «первой величины» считался потухший вулкан Чимборасо в центральной части эквадорских Анд — 6310 метров.

       Так и не выяснив местного названия горы, полковник Эндрю Воу, руководивший Геодезический службой, решил дать ей имя в честь своего предшественника — известного исследователя полковника Джорджа Эвереста, двадцать лет возглавлявшего службу. И только в начале следующего века выяснилось, что тибетцы издавна называют эту гору Чомо Лунгма, или Джомолунгма, — «Богиня — мать снегов».

       Покорить Эверест люди пытались на протяжении нескольких десятилетий. Почему? «Because it's exist» («Потому, что он существует»), — ответил восемьдесят лет назад легендарный английский альпинист Джордж Меллори. Через год — в 1924 году — Меллори и Эндрю Ирвин погибли при восхождении на Эверест: связка не вернулась назад с вершины. Через девять лет — в 1933-м — на высоте 8450 метров нашли ледоруб Ирвина, а в 1999 году — тело Меллори, отлично сохранившееся. Но до сих пор остается загадкой, погибли они при восхождении или уже при спуске, став первыми покорителями вершины…

       Об экспедиции на Эверест начали мечтать еще в позапрошлом веке — первым, в 80-е годы XIX столетия, ее планировал англичанин Юлиус Беренс. Но замысел так и остался на бумаге. Затем, в 1892 году, в журнале «Девятнадцатое столетие» была напечатана статья Клинтона Дента «Можно ли покорить Эверест?». Автор отвечал: да, можно! Наконец в 1899 году вице-король Индии лорд Керзон пытался получить разрешение правительства Непала на восхождение на Эверест, но безуспешно.

       В двадцатом столетии попытки участились. Непал по-прежнему оставался «закрытой зоной» — и вершину решают штурмовать с севера, со стороны Тибета. До 1952 года экспедиции организовывают только англичане, а первая из них — по сути, разведывательная — проходит в 1921 году. На следующий год попытка повторяется — и оказывается достаточно успешной. Вершины достичь, конечно, с первого раза не удается, но 21 мая 1922 года Дж. Меллори, майор Э. Нортон и доктор Т. Сомервелл поднимаются на высоту 8235 метров: впервые человек оказывается выше «зоны смерти» — 8-километрового рубежа.

       Еще через год проходит третья экспедиция. 4 июня майор Нортон поднимается до высоты 8570 метров без кислородного аппарата — этот рекорд остается непревзойденным вплоть до 1978 года. А затем 8 июня Меллори и Ирвин выходят из лагеря на высоте 8145 метров, и в последний раз друзья видят их в бинокль на высоте около 8540 метров…

       

       

ачиная с 1949 года для европейцев «открывается» Непал — и Эверест начинают штурмовать с юга. Теперь в штурме участвуют не только англичане, но и канадцы, датчане, американцы. Но самыми успешными оказываются швейцарцы: 28 мая 1952 года Раймон Ламбер и сирдар (старшина) шерпов-носильщиков Тенцинг Норгей (будущий покоритель Горы) бьют рекорд высоты: 8600 метров!

       Впоследствии Тенцинг вспомнит о Ламбере, что он «не только видом напоминал медведя, но и работал за десятерых», притом не имея пальцев на обеих ногах: много лет назад он попал в ураган в Альпах и сильно обморозился. Несмотря на это Ламбер был одним из лучших альпинистов мира и совсем немного не дошел до вершины Эвереста: помешал начавшийся муссон.

       «Мы могли бы идти дальше, — напишет потом Тенцинг в своей знаменитой книге «Тигр снегов», — возможно, даже смогли бы дойти до вершины. Но спуститься уже не смогли бы. Продолжать — значило погибнуть. И мы не стали продолжать. Мы отдали все силы — но этого оказалось мало. Мы молча повернули и молча медленно-медленно пошли вниз…».

       И все же «время Эвереста» наступило. В 1953 году англичане организовывают очередную — пятнадцатую по общему счету — экспедицию под руководством полковника Джона Ханта. В состав экспедиции вошли лучшие альпинисты Великобритании, а также двое новозеландцев: Эдмунд Хиллари и Джордж Лоу.

       После долгих колебаний соглашается участвовать в экспедиции в качестве сирдара и Тенцинг, для которого восхождение на Эверест было старой мечтой, но он предпочел бы идти не с англичанами, а со швейцарцами. «Швейцарцы и французы относились ко мне как к равному, — напишет он в своей книге, — что невозможно для англичанина, для которого всегда существует невидимая черта между сагибом и носильщиком…». Однако очередь швейцарцев (правительство Непала разрешало только одну экспедицию в год) должна была наступить лишь в 1956 году — после англичан и французов, и сирдар понимает, что Гору могут взять без него…

       Решающий момент экспедиции наступает, когда 20 мая 1953 года она разбивает лагерь под Южным седлом Эвереста (7980 метров высоты) и 23 мая первая «связка» Чарлз Эванс — Том Бурдиллон выходит на штурм. Сил у альпинистов хватает лишь для того, чтобы взойти на Южную вершину Эвереста (8765 метров): до цели — главной вершины — остается совсем немного. Но точно так же, как Ламбер и Тенцинг годом раньше, они решают повернуть назад, понимая, что холодная ночевка на спуске означает неминуемую гибель.

       28 мая — ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером — Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз — 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие — 12-метровая скальная стенка — и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле…

       

       

о, кто из них первым вступил на вершину, потом было предметом, как выражается Тенцинг, «множества глупых разговоров». После восхождения альпинисты даже подписали заявление о том, что «достигли вершины почти одновременно». Сам по себе этот вопрос действительно абсурден: каждый, кто ходил в горы, знает, что альпинистская «связка» есть единое целое. Но его упорно продолжали задавать. Пока наконец сам Тенцинг не ответил на него. Вот что он напишет в своей книге: «Нас разделяло не более двух метров. Я не думал о «первом» и «втором». Я не говорил себе: «Там лежит золотое яблоко. Сейчас оттолкну Хиллари в сторону и схвачу яблоко первым». И вот мы достигли вершины. Хиллари ступил на нее первый, я за ним. Вот он, ответ на «великую загадку». Знаю, многие мои соотечественники будут разочарованы. Они ошибочно придавали большое значение тому, чтобы я был «первым». Если это позор для меня, что я оказался на шаг позади Хиллари, — что ж, буду жить с этим позором. Однако сам я это позором не считаю…».

       На часах альпинистов было 11.30 утра, когда человек впервые взошел на Эверест. Это была седьмая попытка Тенцинга подняться на Джомолунгму — и она стала счастливой. А на шее у него был шарф его друга Раймона Ламбера, подаренный год назад со словами: «Держи, может быть, пригодится». Надевая его перед последним штурмом, Тенцинг совершенно точно знал, для чего он пригодится…

       За следующие пятьдесят лет будет еще множество восхождений. На Эверест поднимутся швейцарцы и американцы, китайцы и японцы, австрийцы и поляки, канадцы и немцы, французы и чехи, испанцы и норвежцы, индийцы и итальянцы. В 1975 году на Эверест впервые всходит женщина — японка Юнко Табэй; в том же году англичанин Мик Берк впервые совершает одиночное восхождение; в 1978 году легендарный Рейнхольд Месснер (впоследствии в одиночку покоривший все 14 «восьмитысячников» планеты) и Петер Хабелер впервые поднимаются на вершину без кислородных аппаратов.

       В 1982 году на Эверест впервые поднимается советская экспедиция — первыми вершины достигают Владимир Балыбердин (трагически погибший несколько лет назад) и Эдуард Мысловский. В 1985 году на вершине одновременно стояли восемь участников норвежской экспедиции. А в 1988 году японцы вели с вершины прямую телетрансляцию…

       Конечно, не все попытки окажутся удачными — Гора почти каждый год будет отнимать человеческие жизни, число которых приближается к двумстам.

       Но пока будет стоять Эверест — человек будет стремиться его покорить.

       Просто потому что он существует.