Сюжеты · Общество

НАКОСЯ, ЮКОСИ!

Прозрачность сделки — залог безопасности Компании «ЮКОС» и «Сибнефть» объявили о слиянии. Владельцы «Сибнефти» получат блокирующий пакет акций новой компании и 3 млрд долларов. Если учесть, что часть акций будет продана на западной бирже...

#Прозрачность сделки — залог безопасности

       

       

омпании «ЮКОС» и «Сибнефть» объявили о слиянии. Владельцы «Сибнефти» получат блокирующий пакет акций новой компании и 3 млрд долларов. Если учесть, что часть акций будет продана на западной бирже западным инвесторам, эта сделка очень похожа на недавнюю мегасделку между ТНК и «Би-Пи». Все комментаторы в основном сосредоточились на экономических аспектах сделки. Мол, новая компания станет четвертой по величине в мире, будет добывать свыше 100 млн тонн нефти и так далее. Между тем едва ли не важнее ее политический аспект.

       Отношения нашего бизнеса с государством никогда не были семейными, как отношения мужа и жены. Они всегда были товарно-денежными, как отношения девицы и клиента. Но при президенте Ельцине государство играло роль девицы, а при президенте Путине оно, ничуть не убавив в коррумпированности и развращенности, претендует на роль клиента.

       И олигархи, появившиеся на свет в мутной жиже именно этого государства, хотят уйти от него в глубокие и прозрачные воды мирового рынка финансов.

       Нельзя сказать, чтобы попытки олигархов приводили государство в восторг. Сразу вслед за объявлением о сделке между «Би-Пи» и ТНК появилось совместное письмо «Газпрома» и «Роснефти». В письме предлагалось под предлогом лучшего освоения ресурсов Восточной Сибири объединить пять газовых месторождений, самым крупным из которых, по какой-то случайности, оказалось Ковыктинское газовое месторождение, совладельцем которого является «Би-Пи». Президент поставил на письме вполне доброжелательную резолюцию. Между тем трудно истолковать это письмо иначе как попытку сорвать сделку и завуалированную угрозу национализации.

       Нечто похожее, как говорят, случилось после объявления о сделке между ЮКОСом и «Сибнефтью». Одна из влиятельных питерских групп будто бы попросила президента заблокировать сделку под тем предлогом, что совладельцем «Сибнефти» является страшный и ужасный Березовский.

       Вопрос действительно небезынтересный. На залоговом аукционе в 1995 году «Сибнефть» покупали для Бориса Березовского. Сейчас она принадлежит Роману Абрамовичу.

       Что произошло с акциями Березовского? По некоей молчаливой договоренности бизнес-сообщество обходит вопрос об акциях опального Березовского в близкой Кремлю «Сибнефти».

       На самом деле есть три варианта того, что случилось.

       Вариант первый: Березовский продал акции после изменения своего политического статуса. Он получил хотя бы деньги – иначе бы потерял все.

       Вариант второй: Березовского «кинули». Известно, что Борис Березовский, будучи предпринимателем старшего поколения, любил оформлять собственность на номинальных держателей и подставных лиц. Чем это кончается, недавно показала история с Олегом Митволем, номинальным владельцем «Новых известий», который вдруг решил стать из номинального реальным собственником. Подобная же история могла произойти и с «Сибнефтью». А покупка «Славнефти» потому и была санкционирована на самом «верху», что размыла пакет Березовского окончательно.

       И, наконец, третий вариант. Березовский по-прежнему является совладельцем «Сибнефти». Читатель волен выбирать, но отмечу, что третьей версии придерживаются два наименее достоверных источника информации, а именно: питерские и сам Березовский.

       Действительно вот что интересно в этой сделке: повзрослевший российский бизнес хочет заниматься бизнесом. Не политикой, не разводками и даже не столь привлекательным кидалой акционеров. Собственно, именно на почве политики нынешний хозяин «Сибнефти» Роман Абрамович разошелся с ее прежним хозяином Борисом Березовским. Абрамович твердил, что надо заниматься бизнесом, а не политикой, а Березовский утверждал, что политика и есть бизнес. История подтвердила правоту именно Абрамовича. Надо заниматься бизнесом, насколько возможно; выгодный договор с государством действует не дольше, чем выгодный договор с дьяволом.

       Умудренные олигархи вроде Михаила Ходорковского или Михаила Фридмана это поняли. Отныне их цель — более-менее прозрачные компании, с высокой ценой акций и с высокой привлекательностью для иностранных инвесторов, которые могут служить лучшей защитой от недружественного поглощения со стороны государства.

       Более молодые олигархи вроде Олега Дерипаски по-прежнему играют в русскую рулетку с государством. Их стратегия – купить задешево автозавод, пробить через правительство увеличение пошлин на иномарки и продать автозавод иностранцам, как входной билет на закрытый русский рынок.

       А ну как в разгар переговоров с каким-нибудь «Фордом» правительство вдруг отменит пошлины по многочисленным запросам трудящихся?

       Тогда любители играть в покер с государством вдруг увидят, как их тузы превращаются в шестерки, а их акции, подобно акциям некогда всемогущего Березовского в им же созданной «Сибнефти», пропадают из реестра акционеров, словно они были записаны симпатическими чернилами.