Сюжеты · Общество

БОЛЬШАЯ КРЕМЛЕВСКАЯ ПАЙКА

Свершилось: возвращается время спецраспределителей На прошлой неделе Управление делами президента РФ издало приказ «О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов». На свете есть два понимания власти. Согласно...

#Свершилось: возвращается время спецраспределителей

       

     

       

а прошлой неделе Управление делами президента РФ издало приказ «О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов». На свете есть два понимания власти. Согласно демократическому пониманию, власть существует затем, чтобы делать жизнь граждан лучше, и в частности затем, чтобы граждане быстро попадали на самолет и не теряли время в спорах с приграничными чиновниками. Согласно другому пониманию, власть дана затем, чтобы обеспечить своему носителю условия лучшие, чем у народа.

       Состав лиц, избавляемых от неприятного бремени общения с народом, которым они руководят, вошли члены правительства, сенаторы и депутаты, а также приравненный к ним патриарх Алексий.

       Разница между официальными залами и обычным «випом» — в том, что в «випе» слуги народа могут столкнуться с иностранными гражданами или предпринимателями, честно заплатившими за «вип», а теперь слуги народа будут избавлены от соседства с коммерсантами.

       Кроме того, за «вип» надо платить по коммерческим расценкам, а правила оплаты, изложенные в приказе, несколько смутны — приказ Управления делами напоминает, по сути, новый натуральный налог, налагаемый только на аэропорты.

       В принципе идея плодотворная. Можно развить ее, издав приказ «о залах для официальных лиц», которые должны завести коммерческие рестораны, и «о покоях для официальных лиц», которые должны устроить у себя пятизвездочные отели России. Правда, неясно, насколько учреждение новых налогов приказами Управления делами соответствует Конституции. (Что оно соответствует понятиям и негласно существует, и так ясно.)

       Пресс-секретарь Управления делами президента РФ Виктор Хреков заявил, что «основная идея создания отдельных помещений для официальных лиц — ускорить прохождение таможенного, паспортного контроля и доставку пассажиров к транспортному средству».

       Очень трогательное заявление.

       Приказ управделами – очень характерный пример того, что к власти возвращаются привычки времен спецраспределителей. Или, если угодно, времен сословных разграничений.

       Никто не имеет права носить пурпур, кроме императора.

       Никто не имеет права носить горностай, кроме короля.

       У благородных сословий – свои расцветки платья; у подлых людей, как во Франции XIII века, – свои.

       Существующая социальная инфраструктура не приспособлена для демократии.

       Дороги, например, плохие, потому что при строительстве воруют. Начальство, чтобы ездить быстрее, не пресекает воровство. Оно заводит мигалки.

       Мигалки – это не только способ обойти последствия воровства при строительстве. Это все тот же королевский горностай.

       Для одних перекроют перекресток на пять минут, для других – Кутузовский на полчаса; когда президент едет по Дмитровке покататься на горных лыжах, движение может остановиться на час.

       Что это – требования безопасности? Да помилуйте — наоборот! Любой лыжник в Сарочанах и знать не знал бы, что едет президент, но за час до проезда и лыжники, и террористы будут оповещены об этом милицейскими машинами, усеявшими Дмитровку, как опята – старый пень.

       Какая безопасность? Гитлер ездил в открытой машине среди толпы.

       Это – не безопасность. Это – горностай. Едет принцесса Будур — упадите на колени и закройте глаза.

       Те, кто вокруг президента, пытаются презентовать горностай доступными их пониманию способами. Конечно, президент не ответствен за конкретные решения своей охраны. Но он ответствен за то, что у него такая охрана: которая полагает, что для того, чтобы сделать приятное президенту, нужно унизить его избирателей.

       Но для чего еще нужна власть? Для соблюдения законов?

       Не смешите. Вон в марте президент повелел налоговой полиции перейти в штат ведомства по борьбе с наркотиками. Сомневаюсь, что в Штатах специалиста IRS могут перебросить бороться с кокаином. Скажут: разные навыки. Тут – бумажная работа, там – стрельба на улицах.

       А у нас можно целое ведомство, 44 тысячи человек, бросить с изучения балансов на ловлю наркодилеров. Тем самым молчаливо признавая, что силовое ведомство – это не насчет права и справедливости. Это дружина, которую жалуют преданному человеку. Екатерине II было же все равно, какими крестьянами жаловать Потемкина – приволжскими или пермскими.

       Правда, не только верховная власть понимает ведомства как уделы. Сотрудники ведомств тоже того же мнения. Поэтому не успели переименовать налоговую полицию — два генерала ее попались на взятках. Вот удивительное дело: за что давать взятки генералам расформированного ведомства?

       Это как?

       — Эй, парень! Гони двадцать штук, а то посадим за налоги!

       — Так вас же с налогов убрали!

       — Ну так наркотики подкинем!

       Так, может, сделаем все проще? Не надо никаких приказов об официальных залах и реформировании ведомств. А надо приказы попроще: «Жалую за верную службу графским титулом, силовым ведомством, правом собирать оброк с такой-то компании, а кроме того: орденом желто-зеленого Тигра с правом проезда по встречной полосе».