Сюжеты · Общество

ЛОГИКА ЕХИДНЫ

Внутри российского правительства выясняют отношения. На прошлой неделе премьер Касьянов раскритиковал министров Кудрина и Грефа, а во вторник президент Путин принял раскритикованного Грефа и сказал, что ведомство последнего проделало за...

       

       

нутри российского правительства выясняют отношения. На прошлой неделе премьер Касьянов раскритиковал министров Кудрина и Грефа, а во вторник президент Путин принял раскритикованного Грефа и сказал, что ведомство последнего проделало за этот год «позитивную работу».

       Логику разборок между премьером и министрами понять легко, если представить, что министерств в России нет, а есть уделы. И каждый российский чиновник похож на мифическую ехидну: выше пояса, там, где снимают телекамеры, — человек, а ниже пояса – змея. Един в двух лицах.

       Выше пояса — та ипостась, которая сидит в министерском кресле, получает зарплату слесаря, дает либеральные указания и понимает необходимость немедленной либерализации экономики, пока страна не оказалась в глубоком кризисе из-за упавших цен на нефть.

       Ниже пояса — та ипостась, которая понимает кресло как кормление, получает деньги, сопоставимые с доходом крупнейших промышленников, и знает, что, поскольку лафа сейчас кончится и погонят взашей, надо на этой должности собрать достаточно денег, чтобы откупиться от прокуроров после отставки.

       Согласитесь, что требование либерализации экономики, которого чиновники искренне придерживаются выше пояса, противоречит требованию «хватай мешки — вокзал отходит», которого они столь же искренне придерживаются ниже пояса, потому что чем хуже дело с либерализацией, тем больше мешков можно нахватать.

       В итоге чиновники напоминают проповедника, который говорит с кафедры о необходимости целомудрия, в то время как под кафедрой его пользует шлюха. И иногда гримаса удовольствия нет-нет да и промелькнет на озабоченном государственными делами лице.

       В этих условиях необходимость реформ превращается в необходимость найти виноватого в их отсутствии.

       Первым стрелки перевел президент. Когда пенсионеры, возмущенные нищенской прибавкой к пенсии в 30 рублей, прислали денежные переводы в Кремль президенту, президент обрушился с критикой на правительство и сказал, что «реакция пенсионеров понятна и правильна».

       Затем, на прошлой неделе, стрелки перевел Касьянов. Его верхнюю ипостась всерьез достал тот факт, что в ответ на трехкратное предложение правительства снизить налоги Минфин трехкратно представил доклад, в котором идея снижения налогов была отправлена «на пенсию».

       А на этой неделе, чтобы министры не очень переживали, президент их ободрил.

       Что тут сказать?

       Пенсионеры отправляли прибавки к пенсии не Кудрину и не Касьянову, а президенту, потому что они считают, что за все в стране отвечает президент. Стрелки-то можно переводить сколько угодно, но такое ощущение, что мина эта – нажимного действия и кто-то уже порвал проволоку.