Сюжеты · Общество

ОБМЕН РОДСТВЕННИКОВ НА РЕФОРМЫ

Запугивая, подкупая, маневрируя, Чубайс все-таки начал выстраивать энергетику Ужасающая жара. Из-за включенных кондиционеров электростанции работают с перегрузкой. Мощностей не хватает, так как популистски настроенная комиссия по тарифам...

#Запугивая, подкупая, маневрируя, Чубайс все-таки начал выстраивать энергетику

       

       

жасающая жара. Из-за включенных кондиционеров электростанции работают с перегрузкой. Мощностей не хватает, так как популистски настроенная комиссия по тарифам устанавливает слишком низкие цены на электроэнергию. Начинаются веерные отключения, в больницах штата Калифорния гибнут люди…

       Кто не читал книгу, верно, решит, что я издеваюсь, заменив холод на жару и Приморье на Калифорнию. Кто читал — увидит, что я пересказываю начало производственного романа Артура Хейли «Перегрузка».

       Россия и США имеют мало общего, но, как ни странно, у них очень похожие энергетические системы, состоящие из вертикально интегрированных компаний, тарифы которых регулируют местные власти.

       Как следствие веерные отключения в Калифорнии сильно напоминают веерные отключения в Приморье, разве что российская вертикальная интеграция еще сильно осложнена губернаторами, олигархами и ворами.

       На прошлой неделе глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс дал — и выиграл — в Думе генеральное сражение по реформе электроэнергетики. По плану Чубайса вертикальная интеграция и госрегулирование тарифов отменяются. Энергосистемы России должны быть разделены на конкурирующих между собой производителей и на сеть, расценки которой по-прежнему регулируются государством.

       Собственно, сражение хотели дать еще в июне, но тогда враги противопоставили Чубайсу единый фронт. Против Чубайса тогда объединились самые несоединимые враги:

       а) Губернаторы. При существующей системе образования тарифов именно губернаторы де-факто определяют тарифы для предприятий. Тарифы для любимых предприятий нередко втрое ниже, чем для нелюбимых.

       б) Олигархи, которые не без основания считали, что с губернатором в смысле тарифов договориться легче, чем с Чубайсом.

       в) Питерские чекисты — этих тарифы не волновали, их волновал Чубайс.

       г) Миноритарные, в основном иностранные акционеры. Иностранных акционеров можно понять: ведь они покупали акции монополии, высасывающей кровь из всей экономики. И по мере того, как близилась реформа этой монополии, акции ее падали в цене. Что, в сущности, и есть самая высокая оценка реформы.

       В течение всего лета Чубайс осторожно маневрировал, запугивая, подкупая и разъединяя войска противника.

       В августе в Казани собрался объединенный съезд «Единства» и ОВР, на котором под благосклонным патронажем Минтимера Шаймиева было принято решение голосовать против грабительских законов. Спустя ровно пять дней прокурор Устинов направил г-ну Шаймиеву письмо, в котором предложил г-ну Шаймиеву вернуть в федеральную собственность контрольный пакет «Татэнерго», возглавляемого, между прочим, племянником татарского президента. Шаймиев тут же встретился с Чубайсом и замолчал насчет грабительской реформы, а Чубайс замолчал насчет племянника.

       Другим противником реформы был Муртаза Рахимов. Но РАО «ЕЭС» подало в суд на «Башкирэнерго», которое задолжало РАО с десяток миллионов долларов абонентской платы. После этого Муртаза спешно замирился с Чубайсом, а в знак прочности союза на внеочередном собрании акционеров во главе «Башкирэнерго» встал его сын.

       Лидер «Единства» Пехтин, депутат от Магадана, получил 600 млн бюджетных рублей на достройку электростанции в Магадане; с Олегом Дерипаской повели переговоры о продаже Богучанской ГЭС; ЮКОС — немаленькая компания, контролирующая немало депутатов, — получил в управление «Томскэнерго» и «Белгородэнерго».

       В поле с пикой наперевес остался один Андрей Илларионов — по единственной прискорбной причине: возражения Илларионова были по существу реформы. А возражения по существу не опровергаются путем уступки Богучанской ГЭС.

       В результате пакет законопроектов по реформе электроэнергетики прошел в среду через первое чтение беспрепятственно. Иначе бы Чубайс в драку не полез: он слишком хорошо знает известную максиму Сунь Цзы, что лучший полководец — тот, кто выигрывает битву еще до сражения. Тем более что битва — не только за реформу и за будущее страны, но и за судьбу Чубайса. Ведь в этой истории Чубайсу пришлось совмещать должности полководца и лидера одного из придворных кланов.

       Будет ли удачна эта реформа?

       Трудно заставить нормально работать в России единственную отрасль, которая даже в Америке работает паршиво.

       Производство электроэнергии, к сожалению, отличается от производства колбасы тем, что колбасу возят грузовиками, а электроэнергию — проводами. Сетью. Где есть сеть — есть монополия, где есть монополия — есть регулирование, а регулирование в России — это либо бардак в неумелых руках губернатора, либо ошейник в умелых руках Чубайса.

       Так что вряд ли в России будет, как в Калифорнии.

       Но есть надежда, что в ней все же не будет, как в Приморье.