Сюжеты · Общество

ФЕСТИВАЛЮ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ, КРОМЕ СВОИХ ЦЕПЕЙ?

21 июня открылся Московский международный кинофестиваль. Обещана отличная программа Московский фестиваль начался деловито. Даже несколько торопливо. Будто куда спешил. Сначала по синему ковру торжественно и чинно шла процессия почетных...

#21 июня открылся Московский международный кинофестиваль. Обещана отличная программа

       

   

       

осковский фестиваль начался деловито. Даже несколько торопливо. Будто куда спешил. Сначала по синему ковру торжественно и чинно шла процессия почетных гостей. Узнаваемых лиц, да и вообще кинематографистов среди них было комически мало. К тому же духовой оркестр, поддерживая «подъем» масс к встрече с прекрасным неизменной «Солдаты, в путь, в путь, путь…», пробуждал единственно возможную ассоциацию – с праздничной демонстрацией. Тут и товарищ Зюганов, лобызающийся с президентом Михалковым, оказался как нельзя кстати. Чуть ли не единственную единодушную вспышку воодушевления вызвало появление Пал Палыча. Народ скандировал отвязно: «Будь здоров и невредим, наш Пал Палыч Бородин». И это — в цвет.

       Сама церемония свернулась за каких-нибудь рекордных минут 30—40. Традиционный для шоу вопрос: «Чем удивлять будем?» — похоже, канул в Лету. Да и кого удивлять? Все и так все знают. Сейчас представят жюри, потом вручат председателю Чингизу Айтматову символ власти. (У нашего фестиваля это почему-то — цепь. Зато нарядная, украшенная Георгием Победоносцем.) Назовут пятнадцать конкурсных картин. Выступит президент ММКФ и вновь скажет, что на нашем (в отличие от прочих) фестивале самое главное — это кино. В зале с пониманием сокрушенно вздохнут: «Значит, снова звезд не будет». Выступит премьер Матвиенко и прочитает приветствие другу кинематографическому президенту от президента Путина.

       В качестве культурной приправы к протокольному официозу будет экранная порция немого кино. Конечно же, прежде всего неподражаемого, сверхсовременного Бориса Барнета (его ретроспектива состоится в рамках фестиваля). И «девушки с коробками», будто клонированные прямо с экрана, закружатся по сцене. Но главным мгновением станет вручение приза «Честь и достоинство» Григорию Чухраю. Посмертно…

        Когда приз отца получал Павел Чухрай, больно кольнуло: «Что ж так поздно благодарим и награждаем?». Григорий Чухрай, дерзнувший вопреки многотонному нажиму идеологической махины отстаивать награждение фильма Феллини «Восемь с половиной» лаврами ММКФ, отстаивал достоинство самого фестиваля…

       Что ж, будем смотреть кино. Обещана разнообразная, пестрящая кинематографическими изысками и десертами программа.

       

       

естиваль открылся суперзвездной, суперженской картиной года «8 женщин» Франсуа Озона. Интеллектуал и провокатор Озон решил поиграть со зрителем в кошки-мышки и представил свой вариант «Мышеловки».

       Итак, берем в качестве основы забытую детективную пьесу Робера Тома. Воспользуемся атмосферой и рецептами бабушки Агаты Кристи. Будем подозревать всех в убийстве. Намешаем характерных разножанровых примет: немного триллера, каплю жестокой мелодрамы, вдоволь комедии и откровенной эксцентрики и для новизны вкуса добавим толику искусственности оперетты. Но подать такой убийственно сложный десерт сумеют лишь экстраординарные дамы.

       Все восемь ролей выписаны как бенефисные. Каждая снабжена своей сюжетной тайной, своим пороком и собственным музыкальным номером. Актрисы исполняют поочередно знаменитые французские шлягеры Далиды, Франсуазы Арди, Шейлы и т.д. Причем все песни звучат обязательно некстати (как это и бывает в большинстве музыкальных муви). В самый напряженный момент одна из героинь вдруг смотрит внимательно в камеру и начинает выразительно, явно наигрывая и перебарщивая, петь и танцевать. А другие «товарки» столь же старательно изображают подтанцовку или лирически дружно раскачиваются из стороны в сторону.

       На Берлинском фестивале фильм получил «Серебряного медведя» за ансамбль. В самом деле, трудно выделить кого-то из актрис. И все же шлейф былой славы кружит искрящимся нимбом над тщательно уложенными прическами ледяной и шикарной Катрин Денев, огненно-страстной Фанни Ардан, нежной, притягательной Эмманюэль Беар. Об очередной непред-

       сказуемой работе Изабель Юппер стоит сказать особо. В фильме ее Огюстина разламывается, как тонкий бисквит, на два противоположных характера. Вначале это желчная, неопрятная, лохматая, крикливая уродина. Но потрясения, происходящие в доме, подталкивают злобную замухрышку в клетчатом халате к революционным преобразованиям. Не секрет, что главные революции, свершаемые женщинами, – это свержения былых недостатков и установление тоталитарной власти новых нескрываемых достоинств. Преображение Огюстины вызывает бурю одобрения родственниц и аплодисменты зрителей.

       А Озон продолжает играть, смешивать в своей колоде стилизации под ретро: театр, музыкальный синематограф, варьете.

       В этой исполненной артистизма энциклопедии слабого пола есть интриги и истерики, шантаж и насилие, инцест и лесбийские связи. Все это аккуратно перевязано лентами лжи. А еще — тонко надушено, изумительно уложено, озвучено шуршанием нижних юбок.

       Есть в фильме и единственный представитель пола сильного. Он, как и положено мужчине, олицетворяющем мечту всех обитательниц дома, тихо и независимо лежит у себя в постели… с ножом для резки картона, торчащим в спине. В общем – полная идиллия.

       Озон попытался сделать развлекательную картину, которая бы потешалась над всеми экранными развлечениями разом. Если не подходить к ней с высоколобыми мерками интеллектуального кино, то попытку стоит счесть удавшейся.