Сюжеты · Общество

ЗАПИСКИ С КОЛЕС

Турист номер один в Турции — немец. Турист номер два — русский По заданию редакции «Новой газеты» в Турцию, на ее Средиземноморское побережье, выехали известный автомобилист Юрий Гейко («Комсомольская правда») и известный фотограф Олег...

#Турист номер один в Турции — немец. Турист номер два — русский

       

  

       

о заданию редакции «Новой газеты» в Турцию, на ее Средиземноморское побережье, выехали известный автомобилист Юрий Гейко («Комсомольская правда») и известный фотограф Олег Никишин (PRESSPHOTOS). Задание простое — покататься на колесах и обо всем увиденном подробно рассказать.

       

#       Прилетели

       Наше путешествие в Турцию не сорвалось чудом — в турагентстве, вручая мне конверт с документами, не удосужились подсказать, что вылет в Анталью — из «Домодедово». Десятки раз летая за границу из «Шереметьево», я заказал такси туда и за час до его прибытия каким-то чудом обратил внимание в авиабилете на три буковки «ДМД», в панике позвонил в справочную и вытер испарину на лбу: ну и турагентство!..

       Так случилось, что отдыхал я в Эмиратах, на Кипре, в Черногории, в Италии и позже в Египте, в Кении, но ни разу не грел свои кости в Турции. И вот он, билет на чартер Домодедово — Анталья. И ждет нас с младшим сыном неделя в Белеке — в пятизвездочном отеле «Клаб Варуна» двухместный номер за 552 доллара на человека, двухразовое питание — завтрак и ужин, Средиземное море, солнце, а уж что там еще — один Бог знает. За три часа полета на просторном «Ил-86» успеваю вспомнить, что никто из моих знакомых, побывавших в Турции, никогда и ни разу не плевался. Плевались от всего того списка, что я привел выше, кроме Черногории.

       И еще вспоминается за три часа полета, что для нашей российской элиты ездить в Турцию уже непрестижно — это, мол, для мидл-класса. Потому что в Турции русских столько, что знаменитостей узнают на каждом шагу, и сливки российского общества, чтобы по-настоящему расслабиться, по тем же причинам уже и во Флориду, на Кубу и в Таиланд не летают, предпочитают Сейшелы, Мальдивы, Пальму де Майорку, а самый шик — Гавайи, где отдыхают все западные Соединенные Штаты. Что ж, мы-то люди неброские, на каждом шагу автографы не раздаем...

       Так уж совпало, что из Антальинского аэропорта в город выходили две колонны авиапассажиров — наша и немецкая — параллельно. Немцы — седенькие, розовые, ухоженные старички и старушки. Вкрапления — молодые пары с двумя, тремя крохами в колясочках или за ручку (умеют же западники отдыхать с такими малышами!).

        А наши! Много серых, помятых лиц, в тренировочных костюмах, держа ополовиненные бутылки виски, покачивающиеся, как в шторм, — принимай, мусульманская земля, русских! Стыдно.

       

#       Немного истории

       Кстати, Турция изо всех мусульманских стран самая светская. Это значит, что спиртное там продается на каждом шагу, что рекламным буклетам, не рекомендующим женщинам ходить по городам с открытыми плечами и, не дай Бог, в шортах, верить не следует, — ходят все. Это значит, что за «веселое состояние» вас, как в Арабских Эмиратах, в яму не посадят и палками бить не будут, даже не обратят внимания. А за все это спасибо отцу нации Ататюрку, памятники которому, как у нас Ленину, стоят в центре почти любого турецкого города. Но если один повел нацию по пути диктатуры пролетариата, то второй — по пути сближения с Западом. Ататюрк, как мне рассказывали аборигены, издавал законы, запрещающие появляться в национальных одеждах, он за уши притягивал нацию к мировому прогрессу — и преуспел! Сегодня Турция, как никакая другая страна, — на подъеме: об этом свидетельствует не только строительный бум, который просто обуял Турцию, но и море парников, море тракторов, снующих по сельским дорогам, огромное количество людей на полях. Сельское хозяйство страны преуспевает, оно дает бюджету деньги даже большие, чем туристский бизнес.

       

#       Немцы в Турции

       Вообще-то туристскую, отпускную Турцию открыли немцы. Потрясающее географическое положение страны не оставляло никаких сомнений в окупаемости вложенного. На севере — Черное море, которое здесь не котируется и считается холодным, на западе — Мраморное море и море Эгейское с миллионом островов удивительной красоты. А на юге — Средиземное. Здесь-то и развернулась лихорадка курортного строительства. Немцы первыми начали вкачивать в Турцию огромные деньги. Только им были даны турецким правительством невиданные льготы в покупке земли и строительстве отелей. И сегодня турист номер один в Турции — немец.

       

#       Русские в Турции

       Первыми открыли нам Турцию, конечно же, челноки. Лет десять—двенадцать назад. Турецкая кожа и дубленки хлынули на наши рынки не рекой — водопадом. Но челнокам некогда было парить свои телеса под щедрым турецким солнцем. У них — бизнес.

       Наши туристы стали осваивать Турцию первой из «отпускных стран дальнего зарубежья». И сегодня турист номер два в Турции — русский. Первая волна русского нашествия хлынула сюда лет семь-шесть назад, до дефолта. Но она не идет ни в какое сравнение с волной нынешней. Отели оказались к ней не готовы, говорящих по-русски в «рецепшене», в ресторанах (но не в магазинах) катастрофически не хватало, и тогда турки нашли гениальное решение проблемы — они из России и других стран СНГ как бы на стажировку стали приглашать на весь летний сезон студентов, говорящих по-английски или по-немецки. И, естественно, по-русски.

       Сегодня практически в любом приличном турецком отеле есть так называемые «аниматоры» — наши ребята, которые «анимируют», то есть оживляют отдыхающих. Они встречают вас при входе в ресторан словами о том, что именно вас, любимого, они ждут, они же ведут «секции» фитнеса, тенниса, баскетбола, водного поло, получая при этом смешные деньги — от 60 до 100 долларов в месяц.

     

#       Машину брать выгодно

       Трансфер — это когда тебя доставляют из аэропорта в отель и из отеля в аэропорт. Но трансфер вовсе не обязателен для тех, кто хочет взять на несколько дней в аренду автомобиль. Достаточно позвонить из России любой компании «рента кар» в Анталье, и она подгонит прямо в аэропорт тот автомобиль, который вас интересует. Машины стоят почти в два раза дешевле, чем если их арендовать в отелях. Например, «мерс» пятисотый в сутки стоит 120 долларов, «Рено Клио», «Опель Астра» — 30, джип «Судзуки Самурай» — 40, японский мотороллер — 15 долларов. Если берешь машину на неделю, скидка до 20 процентов. Залог за автомобиль, если его берешь в городе, — 100 долларов. Деньги вам легко вернут, если на машине не прибавилось царапин или вмятин.

        А вот такси в Турции дорогое. Торговаться бесполезно. Но есть хитрость, которую не все наши туристы расчухивают. Если спросить у таксиста: «Сколько стоит доехать от Белека до Антальи?» — он ответит: «Тридцать долларов». Это — доллар за километр, дорого. Но оказывается, что дорога туда и обратно стоит 42 доллара. Просто шоферу, который вас привез в Анталью или в Аланью, или в Кемер, надо назвать время и место встречи, и он вас обратно повезет менее чем за полдоллара километр.

       

#       Как в Турции ездить

       Так же, как и дома, разницы ни в дорогах, ни в знаках практически никакой. Единственное различие в дорожных знаках — «обгон запрещен». Там — две легковушки, одна из которых перечеркнута красной линией. Поскольку много извилистых горных дорог и знаков этих много, но стоят они, что называется, по уму.

       А вот ограничений скорости на автодорогах гораздо меньше, чем у нас. Потому что все в Турции знают: на шоссе максимально разрешенная скорость — 90, а в населенках — 50 километров в час. Ездят не лихача — 100—110, редко больше, когда машина обгоняет тебя со свистом, как, скажем, в Германии. Но если на хорошей дороге стоит ограничение 50, а то и 30, жди полиции с радаром на обочине. Особенно они не прячутся в кустах и ветками себя не маскируют. Превышение разрешенной скорости до 20 км в час наказывать не принято, а вот за превышение на 50 км — 70—80 долларов штрафа. За парковку под запрещающим знаком — штраф 14 долларов, за пьяную рожу — 120 долларов, лишение прав, суд, тюрьма.

       Кстати, большим моим удивлением было узнать, что разрешенная доза алкоголя в крови водителя в Турции составляет 0,5 промилле. Это значит: человеку весом 75—80 кг можно выпить две бутылки пива, стакан сухого или 50 граммов водки и сесть за руль. Когда я разговорился с полицейскими, они сказали, что за «запах» могут не наказать и даже не подвергнуть водителя медэкспертизе, а вот если «глазки плавают», то наказания не избежать. Причем за одни и те же нарушения на трассе штрафы одни, а если то же самое происходит в городе да с человеком, который везет людей, сумма штрафа удваивается. Полицейские взяток не берут и за полсуммы «в лапу, без квитанции» не отпускают, потому что зарабатывают прилично — 600 долларов минимум — и за свою работу держатся.

       Дороги в Турции точь-в-точь российские — шоссе с заплатками, увалами, то прекрасное и двухрядное в одном направлении, то сужающееся до «туда-сюда», разметка слабовыраженная, размытая, светофоры желтые, некоторые (в городах) со светящимся секундомером, отсчитывающим время до выключения того света, который горит. Почти на любом турецком перекрестке можно повернуть налево, а на кольце у них, как правило, преимущество имеет тот, кто движется по кольцу, а не, как у нас, въезжающий на кольцо.

       Самое тяжелое в Турции для водителя — то же, что и в любой другой стране: незнание города и языка. Однако оно усугубляется тем, что, даже имея карту города, название улицы на стенах домов вы увидите здесь очень редко, как они ориентируются — непонятно. В той же Анталье, можно сжечь полбака бензина, прежде чем из нее выберешься. Но и здесь турки придумали выход: махните водиле желтого мотороллера — это мотогид. Он поймет и по-русски, и по-немецки, и по-английски и привезет вас туда, куда попросите, всего за доллар. А если вы захотите шопинг, то он вас привезет в тот магазин, который его содержит, привезет бесплатно, покажет бесплатную же парковку. В магазине (как правило, слишком дорогом) вас усадят в кресло, напоят чаем или кофе, а то и рюмочку предложат. А потом начнется спектакль, из которого очень трудно выйти не покупателем.

       

#       В отеле

       Турецкие звезды отелей, как правило, слегка преувеличены — наша пятизвездочная «Клаб Варуна» и на четыре-то не тянула. Из этой поездки я понял, что не надо тянуться за звездами, потому что, чем их больше, тем отдых, оплаченный в Москве и доплаченный уже там, в Турции, станет дороже, а сервис и отношение персонала везде одинаковы. Мне рассказывали, что турки, учтя кипрский и египетский опыт, в приличных отелях, чтобы персонал не борзел (а больше всех его развращают именно русские), меняют его каждый год.

       В отеле наличные деньги не нужны, поскольку каждому выдается кредитная карта. С этой минуты все свои траты вне оплаченного — обеды, виски, мороженое, кофе, сок и т.п. — вы делаете одним росчерком пера, ставя на чеке свою подпись. Это коварно. Еще более коварен мини-бар, что расположился в вашем номере, в холодильничке. В нем все в два с половиной раза дороже, чем за сто метров в баре отеля, который работает круглосуточно, и в 10 раз дороже, чем в магазине ближайшего поселка.

       Прислуга, горничные, которые убирают ваш номер ежедневно, незаметны, как призраки. Даже если вы решите до обеда поспать и забудете повесить на ручку номера красный ярлык: «Прошу не беспокоить», вы их не услышите и не увидите, — совершенно непостижимым образом они найдут именно те полчаса, когда вас в номере не будет, уберут его, меняя вам каждый день полотенца и постельное белье. В благодарность за это принято на столике у зеркала оставить им хотя бы пару раз по доллару — купюры тоже исчезают, как призраки. Особенно это кстати, если вы привезли из города спиртное или вкусненькое, что делать не имеете права. Естественно, что за этим дурацким правилом следят горничные. А если вы им кое-что оставите... Они промолчат. Ни в ваши сумки, ни в карманы здесь лазить не принято.

       

       

#Юрий Гейко, Олег Никишин