Сюжеты · Общество

«ХИЩНИК». РЕМЕЙК НА СЫКТЫВКАРСКОМ ЛПК

Судьба единственного в Республике Коми лесопромышленного предприятия, Сыктывкарского ЛПК, продолжает интересовать государственные органы. В 2001 г. республиканской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту незаконной...

       

       

удьба единственного в Республике Коми лесопромышленного предприятия, Сыктывкарского ЛПК, продолжает интересовать государственные органы. В 2001 г. республиканской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту незаконной приватизации акций СЛПК. Недавно депутат Государственной Думы РФ Мидхат Хакимов направил запросы в Счетную палату и Министерство по антимонопольной политике с просьбой выяснить не только ущерб, нанесенный государству, но и соответствие нынешних владельцев предприятия статусу монополиста на рынке печатной бумаги и картона в России. Руководство Сыктывкарского ЛПК готово любыми способами, вплоть до силовых, защищать суверенитет анклава иностранных собственников в Коми. Судя по сводкам с передовых позиций комбината, есть немало того, что необходимо защищать.

       

       

стория же вкратце выглядит так. 15% акций комбината планировалось в полном соответствии с законом продать на конкурсе с инвестиционными условиями. Но в начале 1997-го с участием Ю. Спиридонова, руководителя коммерческого фонда Ю. Гурова, президента фирмы «Франштах-Россия» Е. Ньюссера и президента фирмы «Ньюсидлер» г-на Штробла принимается решение о покупке 15% акций, минуя конкурс, через фонд, возглавляемый Ю. Спиридоновым и Ю. Гуровым.

       Глава Республики Коми Юрий Спиридонов без оглядки на законы по распоряжениям № 126-р от 14.02.1997 г. и 156-р от 28.02.1997 г. передал без копейки оплаты полностью подконтрольному ему коммерческому фонду 15-процентный государственный пакет акций Сыктывкарского ЛПК. Акции были тут же проданы австрийской фирме Frantschach AG. По одним сведениям, вырученные, а по другим — не очень вырученные при этом 10 миллионов долларов были растрачены на весьма сомнительные проекты таким образом, что в настоящее время по этим фактам прокуратурой ведется уголовное дело.

       Совершенно неясна судьба еще 20% госакций. К тому же было непонятно, кто являлся истинным владельцем контрольного пакета СЛПК. Структура собственности была предельно запутанной. С другой стороны, осуществить продажу госакций столь значимого для республики предприятия можно было исключительно с ведома и под контролем высшего руководства республики. Как-либо проверить это или вмешаться в ход подозрительных сделок тогда было невозможно из-за мощного административного влияния самого Ю. Спиридонова как главы республики.

       В декабре 2001 г. жители Республики Коми отказали Ю. Спиридонову в доверии, а в марте этого года сразу 68,5% акций были проданы крупнейшей корпорации Anglo-American, доведшей в результате свою долю в СЛПК через владение «Ньюсидлер» до 87,9%.

       Но если многочисленными эпизодами деятельности Ю. Спиридонова должны заниматься правоохранительные органы, то с масштабным приходом Anglo-American в экономику России далеко не все ясно.

       По данным статистики за прошлый год, только 0,2% инвестиций в лесную отрасль пришло из-за рубежа, а наши предприятия выживали за счет собственных средств. Anglo-American же получила контроль над крупнейшим производителем газетной бумаги и картона в России и теперь может распорядиться им по своему усмотрению. А мы знаем многочисленные примеры, когда иностранные компании поступали с приобретенными ими предприятиями весьма своеобразно: Балахнинский ЦБК (Нижегородская обл.) фактически был доведен до банкротства немецкой фирмой Herlitz. По словам гендиректора Сегежского ЦБК В. Преминина, «в Карелии финские и шведские компании душат нашу лесопереработку, вывозя лес за рубеж и открыто отказываясь вкладывать деньги в подконтрольные им российские комбинаты… Инвестиций от иностранцев ждать не приходится, по крайней мере в ближайшие пять лет».

       Дочернее предприятие Anglo-American – Mondi Europe – крупнейший в Европе производитель лесобумажной продукции. И очень сомнительно, что эта корпорация станет развивать российского конкурента в условиях жесткой борьбы за рынки сбыта. Скорее – продавать продукцию Сыктывкарского ЛПК под своими марками. Поэтому продолжается изучение обстоятельств, как крупное лесопромышленное предприятие сначала в обход закона оказалось в частных руках, а вскоре и вовсе может перестать работать на интересы России.