Сюжеты · Общество

ПОД ЗНАКОМ ТЕЛЬЦА

00:00, 24.01.2002
Фильм Александра Сокурова о Ленине в Горках, о небытии при жизни получил премию «Золотой Овен»-2002 В начале нынешнего года российская критика чествовала Александра Сокурова. Это событие именовалось церемонией вручения национальной премии...

Фильм Александра Сокурова о Ленине в Горках, о небытии при жизни получил премию «Золотой Овен»-2002

       

       

начале нынешнего года российская критика чествовала Александра Сокурова. Это событие именовалось церемонией вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен». «Овен» во многом определяет не столько моду, сколько вектор движения отечественного кино.

       

      

# В

«наградном листе» были вежливо не замечены: демократичный во всех отношениях «Нежный возраст» Сергея Соловьева (приз Сергею Гармашу за роль второго плана), просветительские «Романовы…» Глеба Панфилова, разудало-отвязная «Механическая сюита» Дмитрия Месхиева (приз Евгении Добровольской за роль второго плана), волшебно-сахарная рождественская мистерия Олега Янковского и Михаила Аграновича «Приходи на меня посмотреть».

       На пьедестал во всех главных номинациях взошел сумрачный «Телец». Снятая по повести Юрия Арабова «Приближение к раю», картина не столько повествует, сколько воссоздает атмосферу последних дней жизни отлученного от власти Вождя.

       Вставший сам к кинокамере на время блужданий по Ленинским Горкам – словно на время расчехленному саркофагу — под руку с трагически беспамятным, обрученным со смертью Вождем, Александр Сокуров получил приз и как лучший оператор. Заметим, конкуренцию ему составляли блестящие с точки зрения операторского мастерства работы Михаила Аграновича в «Романовых…» и Павла Лебешева в «Нежном возрасте». Мария Кузнецова в роли Крупской и Леонид Мозговой в роли больного Ильича были названы лучшими актерами года. Лучшим сценаристом стал Юрий Арабов, режиссером — Александр Сокуров, и детище их «Телец» обошло в общем голосовании даже работу Киры Муратовой.

       Прошлый «Овен», так и не выявив картины-лидера, тем не менее подтвердил наличие в нашем прокате довольно внушительного числа нестыдных фильмов. Выдвинул на авансцену целое поколение талантливых художников среднего возраста: Худойназаров, Учитель, Лунгин, Зельдович. Нынешний оставляет ощущение некоторой растерянности. После стольких разговоров о возрождении российского кино, растущем числе картин – в сухом остатке, по сути, один фильм.

       К следующему «Овену» поспеет Герман со своей картиной по роману Стругацких. И снова грядет угроза запрограммированной безальтернативности?

       В таком случае любопытно поставить вопрос ребром и в одном киносезоне предложить на выбор аналитикам одновременно фильмы двух классиков — Сокурова и Германа. Что станет с весами критической Фемиды?

       Между тем, несмотря на серьезный недуг, Сокуров стоически продолжает снимать кино. Сейчас в работе у него сразу несколько проектов. Один из них – полнометражный фильм об Эрмитаже. История дворца как история России была разыграна перед камерой знаменитого оператора Тильмана Бюттнера («Беги, Лола, беги») в течение полутора часов. В постановочном действии приняли участие десятки актеров, тысячная массовка, известные деятели культуры. Проект с рабочим названием «Русский ковчег» уже приглашают ведущие фестивали мира.

       На церемонии был еще один «именинник». Человеком десятилетия в российском кинематографе был назван режиссер и продюсер Сергей Сельянов. Правда, в отличие от многих «синтетических» или «подставных» кинопродюсеров, которым государство или банк дают деньги на проворачивание их через «киномясорубку», Сельянов — совершенный «натурал», профессионал в мировом понимании слова «продюсер». Уже сегодня его имя для инвесторов – удачный бренд, для критиков — залог качества, для зрителей — обещание зрелища.

       Его усилиями на свет в последние годы появилось около десятка добротных российских картин. При этом, производя фильмы штучного качества, Сельянов угадывает, как сделать так, чтобы картина не разминулась со зрителем. Вот и в номинации «Лучший дебют» кинокритики назвали «Сестер» Сергея Бодрова, продюсированных Сергеем Сельяновым.