пародии на «За стеклом», которую не смогли не сделать даже столь «заклятые друзья» ТВ-6, как «Куклы» канала НТВ, был весьма знаковый финал. Режиссер Путин смотрит куда-то вверх, обращаясь уже к своему режиссеру с вопросом, долго ли еще ему там сидеть. Если перевести кукольную ситуацию на реальную, то со своими вопросами загадочный и казавшийся всемогущим режиссер программы «За стеклом» обращался к тому, в чьих руках были все ниточки и этого шоу, и всех прочих программ, производимых компанией ТВ-6. А именно: к главному продюсеру ТВ-6 Александру ЛЕВИНУ, с которым мы разговаривали через несколько дней после финального шоу.
Кукольное «За стеклом» Левин не видел, занят был собственным. Себя в роли «Господа Бога» даже в «застекольных» масштабах не признает. Говорит, что всем происходящим управлял «коллективный разум» — Григорий Любомиров, Наталия Пятерикова, Иван Усачев и другие...
— Знали, что хотим получить на выходе, — интересные взаимоотношения людей. И понимали, какие задания следует давать героям, чтобы эти взаимоотношения напрягались.
— Да, формировали как театральную труппу. Выбирали по амплуа, по темпераменту, по силе характера. И конечно, по медико-психологическим показателям.
— Отбор был зрительский, но у нас были варианты сценария. Скажем, амплуа Саши — типичный герой-любовник, а Толи — благородный отец. Тем смешнее оказалась его реальная история, когда выяснилось, что он отец, но не вполне благородный. Но в труппе мог быть и один, и другой персонаж.
— Нет, я думал, что победят Жанна и Макс. Макс действительно в первые недели проекта лидировал. Но потом он повел себя как ловелас и интриган, и публика от него отвернулась. А Дэн в некоторых ситуациях показал себя реалистом и цельной личностью. И при этом, думаю, вызвал определенное сочувствие. Его рейтинг — это, скорее, сопереживание зрителей.
— Но вспомните, как заканчивается история Иванушки-дурачка. Кем он становится.
— Уверен, он далеко не так туп, как представляется.
— У них есть какие-то предложения, у Ольги — от World class, у Макса — от MTV и «Нашего радио». ТВ-6 думает, как задействовать ребят в наших проектах. Как справедливо заметил во время последнего эфира Эрнест Мацкявичус, слава быстротечна и все будет зависеть от того, как ребята смогут этой славой распорядиться. Все в их руках.
— Мало. Но они и в жизни такие, как в кадре. Они достаточно типичные люди, не лучше и не хуже других, чем и занятны. Может быть, более раскрепощенные и яркие. Мы могли бы набрать людей из школы для особо одаренных, мальчики сутками напролет сочиняли бы музыку, девочки — романы. Но не факт, что вам интересно было бы наблюдать за этим.
— «За стеклом. Последний бифштекс».
— Надеемся, элемент комедии будет значительно сильнее, что получится более веселый проект.
— Почему «на ресторанный»? Просто на бизнес. Все зависит от того, что человек понимает под словом «бизнес». Увеличение количества участников до 12 человек дает возможность расширить спектр амплуа. Жить они будут вместе, а работать в двух разных кафе и конкурировать друг с другом.
— Пара, которая приготовит последний бифштекс для последнего посетителя, станет победителем.
— Реакцию ожидал, но что она будет столь значительная, не мог и предположить. Для человека, который занимается телевидением, это высокая оценка. Мне приятно, что этот проект вызвал разговоры о современном человеке, о нравственности, о морали. Что каждый увидел что-то свое. Психологи заговорили о психологических тонкостях, а учителя — о пробелах образования.
— Мне кажется, что именно в контексте эфира ТВ-6 reality show смотрится органично. Наш канал в основе своей документальный — каждые два часа новости, публицистика, игровые сериалы про реальную жизнь, а не латиноамериканские страсти. Поэтому и мыльная опера в виде reality show — тема нашего канала. Равно как и «Последний герой» — тема канала ОРТ. Он похож на качественное западное кино. Я высоко оцениваю этот проект, который может нравиться — не нравиться, но он вполне из контекста первого канала.
— Телевидение — это производное от денег. Плюс немножко профессионализма и удачи. Невозможно сравнивать наши затраты на единицу рейтинга с затратами ОРТ и, тем более, РТР. Это принципиально разные цифры. Если РТР, по слухам, ведет переговоры о покупке права на один показ «Титаника» за 750 тысяч долларов, то для нас это сумма кинопоказа на два месяца.
— Порядка миллиона долларов. Это не так много, если вспомнить, что программа выходила каждый день по три-четыре раза. По моим расчетам уже второй запуск «Стекла» позволит окупить значительные начальные затраты.
— Дешевле. У нас уже есть оборудование, в которое мы вложили немало денег и которое будет снова использоваться.
— Хороший вопрос. Я тоже все время об этом думаю и не знаю ответа. «За стеклом» — это сериал. Раскрученный сериал. Но все зависит от того, какой будет новый сюжет, какие новые личности будут подобраны, как сложатся их отношения внутри и с внешним миром. В отличие от первого раза новые герои не будут существовать в замкнутом информационном пространстве. Он сами не смогут выходить на улицу, но в их кафе будут приходить люди.
— Еще точно не решили, может, будут покупать билеты. Но в одну из недель именно голоса посетителей кафе определят выбывающего.
— Их задача — вести бизнес. Могут вообще ничего не делать сами, всех нанять. Но это дорого. Мы даем помещения, даем кредит. И отсеиваем бесплатных помощников тем, что определяем ставки: уборщица или повар должны получать не меньше определенной суммы за час работы. А герои должны сами придумать все — от идеи до меню — и за шесть недель полностью раскрутить кафе.
— Пока не понятно. Может быть, останутся и даже достанутся победителям, а возможно, мы предложим им другой бизнес.
— Перейдет-перейдет! Не надо недооценивать нашу власть! Сначала мы просто придумали историю с абстрактной газетной фальшивкой, а в «МК» предложили, что все написанное должно касаться самих участников. И хотя эта история для ТВ-6 достаточно жестокая, я, поколебавшись день, дал согласие. Не надо позволять собственным фобиям мешать делу...
— У нас, каркай — не каркай, результат один.
— Я готов к тому, что, когда выключат кнопку, никто этого и не заметит. У нас не Грузия, парламент и правительство из-за закрытия канала не меняются. Власть этого и хотела, чтобы вы не смотрели сначала НТВ, теперь ТВ-6. Но и для наших людей независимое от власти телевидение не является предметом первой необходимости. Кое-кто из интеллигенции поворчит, не больше...
— Почему минорное? Я реально оцениваю ситуацию. Как замечательно сказал мне один из тех, кто остался на НТВ: «Раньше мы работали на телеканале, а теперь работаем в медиаресурсе». Власть воспринимает телевидение исключительно как ресурс, как прикладную вещь. А журналисты и зрители вообще не имеют для нее никакого значения.
— В неволе, знаете ли, не поется. Я в свое время как режиссер делал программу «Куклы» и хорошо знаю, что такая программа получается только при полном отсутствии цензуры, в том числе и внутренней. Для меня не имеет значения, кто является хозяином канала, но важно работать без цензуры. Недавно в «Гласе народа» один из коммунистов страшно ругал Гусинского и Березовского и продолжал столь же упоенно ругать их потом в курилке. И я подумал: мог бы он так же ругать на НТВ Йордана...
— Йордан для НТВ — «Йордан». Тогда, скажем, мог бы он на РТР столь же самозабвенно ругать Путина?!
— Стабильности. Трудно творить доброе и вечное с ощущением, что власть, как маньяк с ножом, бегает за тобой. Утомляет.
— Ощущение тяжелого стыда. Канал был в запущенном состоянии, огромное количество «джинсы». Музыка, от которой волосы встают дыбом. Мне трудно винить в этом предыдущий менеджмент, но они шли по такому пути развития, делали бедное телевидение, и делать телевидение нормальное им было не на что.
— Значит, он по какой-то причине не считал нужным вкладывать деньги в ту команду. Это было совсем не то телевидение, которое мне хотелось бы делать.
— Процентов на 50—60, остальное можно сделать, были бы деньги.
— «Растительную жизнь». «Путешествие натуралиста».
— И придуман, и в сетку поставлен, но вышел в эфир уже без меня. Сначала мне было жалко «Квартирный вопрос», но сейчас есть ощущение, что программа движется в тупик, коммерциализируется. Отсутствует важный момент — внятность в отборе хозяев ремонтируемой квартиры. Я как зритель хочу четко понимать, почему эти, а не другие люди получают немыслимо дорогой подарок. Передача-то не о ремонте, а о том, как человек переживает подарок.
— Подобное нет. Когда мы решим следующий раз дарить кому-то квартиру, кафе, магазинчик, это будет особая история. Допустим, попросим известных дизайнеров сделать интерьер кафе для наших «малых бизнесменов».
— Даже не сезона. ТВ-6 — канал, ориентированный на средний класс. Делая программу, я предполагаю, что ее будут смотреть люди активные, которые не хотят быть в жизни созерцателями, хотят что-то делать сами.
— Я так давно забыл, что такое достаточное финансирование, что развилась сильная внутренняя финансовая цензура. Многое я уже не хочу, потому что знаю — дорого. Наверное, это неправильно. Если бы какое-то время удалось пожить в стабильной ситуации, то можно было бы придумать массу интересного. Как новый новогодний проект, который мы делаем вместе с Андрисом Лиепой. Большая проблема придумать сериальную идею для телевизионного Нового года. Как «Голубой огонек», который может идти из года в год, или хорошая идея «Старых песен о главном», когда был раскручен этот бренд. Сейчас благодаря Лиепе мы вышли на сериальную идею новогодних балов-карнавалов. В этот раз у нас будет Венеция в Москве. В другой раз, может быть, русский или венский бал, или бразильский карнавал. И в отличие от проектов других каналов у нас все будет происходить в прямом эфире. Венецианский карнавал рядом с московским Кремлем — в Гостином дворе — прямо в новогоднюю ночь! Может получиться неплохо.
— Профессия такая, приходится обрекать. Была бы возможность обречь!
{{subtitle}}
{{/subtitle}}