Колонка · Общество

Чтобы спасти одного Куроедова, можно потопить два десятка адмиралов

Елена Милашина , обозреватель
Башня «Курска», поднятого со дна, 2001 год. Фото: Reuters
В те летние дни всеобщего горя и плача по погибшим ребятам с «Курска» мне запомнились и слезы на глазах адмирала Попова, и его мужественный офицерский рапорт президенту об отставке.
Тогда отставка не была принята.
На прошлой неделе, то есть спустя полтора года после трагедии, в отставку была отправлена вся верхушка Северного флота.
Понимаю всё.
Понимаю, что все они — все, повторяю! — изоврались. Смеялся над нелепой версией причины гибели «Курска»: столкновение с мифической подводной лодкой. Знал от своих друзей — подводников с Севера — о том, как безобразно были подготовлены сами учения, и о том, что нельзя было заставлять «Курск» погружаться, зная, что одна из торпед непригодна для стрельб (одна искра — и все). Мог понять холуйскую логику наших больших командиров — надо показать новому президенту всю мощь нашего российского флота: пли, ракеты! пли, торпеды! Гордись нами, молодой президент!
Да, все это мне было ясно.
Не понял одного. Почему вдруг такой разгром всего руководства самого мощного российского флота?
Стал выяснять.
Поверьте, с кем мне пришлось поговорить в эти дни, — люди знающие и компетентные. И они в один голос объяснили причину адмиральской чистки, подобной которой флот не помнит (разве что при Сталине): чем больше виновных будет найдено, тем меньше шансов у одного, главного, затеряться в качестве невиноватого.
Этот один — командующий флотом России адмирал Куроедов.
Куроедов — и это знали все — «любимчик Путина» (так его и называли). Еще старый знакомец президента по Питеру.
Ему была предопределена возможность дальнейшего стремительного карьерного роста. Именно он планировался на пост министра обороны — «Курск» помешал. Больше того! Как мне рассказывали, президент лично присутствовал в одной из военных академий на защите кандидатской диссертации своего друга. Диссертация была признана настолько гениальной, что тут же было принято решение присвоить адмиралу Куроедову степень доктора наук. (Что у них за страсть такая: получив пост, тут же идти в большие ученые! Сначала Жириновский, теперь вот Куроедов… Неужели они все стремятся к карьере академика Андрея Сахарова?)
Не знаю, что думают сегодня уволенные адмиралы о докторе Куроедове. Могу только догадываться.