Сюжеты · Общество

УШЕЛ ПОЭТ АЛЕКСАНДР АРОНОВ

00:00, 22.10.2001
ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ Умер Саша Аронов. Я узнал об этом случайно, в субботу. Я виноват, что не был у него в его последний день. Когда мне было семнадцать лет, я, мальчик из окраинного района Москвы Очакова, сказал: «Что мне делать? Меня...

       

#ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ

       

       Умер Саша Аронов. Я узнал об этом случайно, в субботу. Я виноват, что не был у него в его последний день.

       Когда мне было семнадцать лет, я, мальчик из окраинного района Москвы Очакова, сказал: «Что мне делать? Меня не приняли на факультет журналистики». Аронов сказал: «Иди к нам, в «Московский комсомолец».

       Это была газета молодежной интеллигенции. Я видел в коридорах Анатолия Гладилина, Николая Глазкова, Бориса Слуцкого. Я очень виноват перед Сашей, что не смог ему помочь.

       Только во все наши времена нашей юности я читал его стихи:

       

       Остановиться, оглянуться,

       Внезапно вдруг на вираже,

       На том случайном этаже,

       Где нам доводится проснуться,

       Ботинком по снегу скребя,

       Остановиться, оглянуться,

       Увидеть день, дома, себя,

       И тихо-тихо улыбнуться.

       Ведь уходя, чтоб не вернуться,

       Не я ль хотел переиграть:

       Остановиться, оглянуться,

       И никогда не умирать...

       

       Саша! Прости, что ты умер.

       

       

#Юрий ЩЕКОЧИХИН, ученик Александра Аронова

       

       

#ОТСВЕТ ИМЕНИ НА СТРОЧКЕ

       

       Мы умеем не замечать. Даже замечательного не замечаем

       

       Рядом с нами жил, и не тихо, а в последние годы издавался, больше того — печатал свои стихи в своих же колонках одной из самых тиражных газет страны — «МК» — большой русский (российский) поэт, ни на кого не похожий, пронзительный, добрый и мудрый (да-да!), а мы…

       Вроде бы и цензуры нет. Политической. Зато никуда не деться от корпоративной, работающей по простенькому принципу военных самолетов: свой — не свой.

       И вот результат: про него всерьез не писали критики, его имя ни разу не фигурировало ни в каких long-short-листах ни одной премии, его авторские вечера не проходили ни в Политехе, ни в ЦДЛ. Хотя начинал он вместе с Беллой Ахмадулиной и Андреем Вознесенским. Он сам написал:

       

       Отсвет имени на строчке

       В сотни раз прекрасней слова.

       Я ничем вам не помог, мои слова.

       Чтобы вам не сгинуть снова,

       Не пропасть поодиночке,

       Друг за друга вы держитесь,

       как трава.

       

       Не помог Александр Аронов «своим словам» — следовал завету блистательного Саади: имеющий в кармане мускус не кричит об этом на улицах — запах мускуса сам говорит о себе. То есть не делал из фактов своей судьбы и своего таланта скандалов (вполне возможных), общественных истерик (вполне мотивированных). Все переживал сам.

       Когда-то, в 60-е, он по просьбе своего товарища, будущего диссидента Алика Гинзбурга, отдал стихи в его самиздатовский журнал. И они там вышли. В частности, такие:

       

       Посредине дня

       Мне могилу выроют.

       А потом меня

       Реабилитируют.

       

       Спляшут на костях,

       Бабу изнасилуют,

       А потом — простят,

       А потом — помилуют.

       

       Скажут: срок ваш весь,

       Что-нибудь подарят…

       Может быть, и здесь

       Кто-нибудь ударит.

       

       Будет плакать следователь

       На моем плече.

       Я забыл последовательность:

       Что у нас за чем.

       

       И после этого Саша Аронов стал неиздаваемым, опальным. Но — никогда не кричал об этом на улицах. И не стал знаменитой жертвой режима. Которых впоследствии все-таки благодетельствовали.

       А повезло ему, наверное, — два раза.

       Песня на его стихи, которую давно пели на московских кухнях — с другой мелодией, — стала известна и любима всеми, уже с музыкой Таривердиева, после триумфального выхода на экраны «Иронии судьбы». «Если у вас нет собаки…» — пел Мягков, «Когда у вас нет собаки…» — обожая эту синтаксическую неправильность, пели мы как гимн московской андеграундной интеллигенции.

       Потом Саше, отнюдь не с первого раза, повезло с женой.

       Когда-то он учил ее литературе в школе. Прошли годы. Она, ярко-красивая женщина, художница, встретилась ему снова, и оказалось, что ее детская любовь по-прежнему жива. А то, что у нее рос сын, стало огромной радостью. У Саши не было своих детей. Он любил и воспитывал Таниного сына. Вы его сейчас хорошо знаете. Это прекрасный актер Максим Суханов.

       Я не знаю, какую роль в становлении Максима как актера сыграл Александр Аронов. Но убежден: что-то он ему про жизнь объяснил. Иначе откуда такая зрелость в молодом артисте, такое знание того, что он вроде бы не может знать?

       Саша помогал многим. Ему — почти никто. Не имея ни одной своей собственной книги до 50 лет, он любил чужие удачи и щедро напутствовал и печатал в своем «Московском комсомольце», где проработал полжизни, тогда еще молодых поэтов: Александра Еременко, Ивана Жданова, Андрея Чернова, Евгения Бунимовича, меня…

       Мы не успели его отблагодарить. Хотя любили и любим Сашу, Александра Аронова, и его стихи.

       Завет доктора Гааза «Спешите делать добрые дела» выполняется слишком нерегулярно.

       Но мы исправимся, Саша. И ты об этом узнаешь.

       

       

#Олег ХЛЕБНИКОВ, ученик Александра Аронова

       

       

#СТАЛО ОГЛУШИТЕЛЬНО ТИХО

       

       Это было тридцать лет назад. Забросив подготовку к занудным дифурам, я взялся за кирпич свежеизданного «Дня поэзии». В свалке имен и амбиций, которую и читать-то можно было только вместо подготовки к экзаменам, я и наткнулся впервые на одно восьмистишие — одновременно неловкое и грациозное, легкое и мудрое.

       И произнес вслух абсолютно неизвестное мне тогда имя автора: Александр Аронов.

       В ту же минуту раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, Евгений, меня зовут Александр Аронов, мне тут показали ваши стихи, и я хочу напечатать их в «Московском комсомольце».

       Было очевидно: это розыгрыш. Но кто мог меня услышать и так разыграть, ведь в доме-то я был один?

       Мне было странно тогда подумать: Бог. Но другого объяснения просто не было.

       Скрещенья поэтических судеб, как и браки, вершатся на небесах. И сегодня, тридцать лет спустя после того памятного телефонного звонка, сегодня, когда не стало Саши Аронова, это особенно очевидно.

       Да, я знал, что он болен, и когда мы говорили, чувствовалось, как трудно ему давалось каждое произнесенное слово. Но все так же легко давалось каждое слово написанное.

       Он так и не стал седовласым литгенералом. «Но зато оглушительно тихо В тех местах, где отсутствует он».

       Так он сам про себя написал. Так и есть. Так и будет.

       

       

#Евгений БУНИМОВИЧ, ученик Александра Аронова

       

       

#Коллегам из «Московского комсомольца»

       

       Наши искренние, глубочайшие соболезнования.

       И — благодарность. Своей рубрикой вы подарили миллионам людей возможность поговорить с Александром Ароновым.

       

       

#«Новая газета»

       

       

       

       

#Чистопрудный вальс

      

       Развернется трамвай или, можно считать,

       Все вокруг развернет.

       И отпрянет от стекол примет нищета —

       Этот снег, этот лед,

       Промелькнут апельсины

       в усталой руке,

       А на том вираже

       Тонкий девочкин шарф

       на наклонном катке,

       Улетевший уже.

       

       Вся картинка, что названа этой зимой,

       Так ясна, так резка —

       И присевший щенок,

       и мгновенной семьей

       Пять мужчин у ларька.

       Снег висит между темных

        дневных фонарей

       И гляжу, не пойму —

       Надо что-то о жизни

       запомнить скорей —

       Почему, почему?..

       

       * * *

       А мне бы почта полевая

       Опять письма не принесла,

       Меня б измена тыловая,

       Помимо прочего, ждала.

       

       Одних чего-то ранят часто,

       К другим цепляется сержант…

       И к пуле, и к грызне начальства —

       И к этому есть свой талант.

       

       Ну что измена? Плакать, что ли?

       Ведь тоже следствие войны.

       Мне б никакой отдельной боли

       Не полагалось от страны.

       

       * * *

       А. Межирову

       

       Строчки помогают нам не часто.

       Так они ослабить не вольны

       Грубые житейские несчастья:

       Голод, смерть отца, уход жены.

       

       Если нам такого слишком много,

       Строчкам не поделать ничего.

       Тут уже искусство не подмога.

       Даже и совсем не до него.

       

       Слово не удар, не страх, не похоть.

       Слово — это буквы или шум.

       В предложенье: «Я пишу, что плохо»,

       Главное не «плохо», а «пишу».

       

       Если над обрывом я рисую

       Пропасть, подступившую, как весть,

       Это значит, там, где я рискую,

       Место для мольберта все же есть.

       

       Время есть. Годится настроенье.

       Холст и краски. Тишина в семье.

       Потому-то каждое творенье

       Есть хвала порядку на Земле.

       

       

       

#Гетто. 1943 год

      

       Когда горело гетто,

       Когда горело гетто,

       Варшава изумлялась

       Четыре дня подряд.

       И было столько треска,

       И было столько света,

       И люди говорили:

       — Клопы горят.

       

       А через четверть века

       Два мудрых человека

       Сидели за бутылкой

       Хорошего вина,

       И говорил мне Януш,

       Мыслитель и коллега:

       — У русских перед Польшей

       Есть своя вина.

       Зачем вы в 45-м

       Стояли перед Вислой?

       Варшава погибает!

       Кто даст ей жить?

       А я ему: — Сначала

       Силенок было мало,

       И выходило, с помощью

       Нельзя спешить.

       

       — Варшавское восстание

       Подавлено и смято,

       Варшавское восстание

       Потоплено в крови.

       Пусть лучше я погибну,

       Чем дам погибнуть брату, —

       С отличной дрожью в голосе

       Сказал мой визави.

       

       А я ему на это:

       — Когда горело гетто,

       Когда горело гетто

       Четыре дня подряд,

       И было столько треска,

       И было столько света,

       И все вы говорили:

       «Клопы горят».

      

       

       

#Первый закон Мальбека

   

       Ни на кого нельзя смотреть снаружи —

       Единственный закон земли Мальбек.

       Базар, толпа, случайный человек —

       Ни ты ему, ни он тебе не нужен.

       На тамошних калек и не калек

       Поднять глаза — нет оскорбленья хуже.

       

       Ты кто, чтобы оценивать людей

       И подвергаться их оценке темной?

       Согни свой взгляд, ленивый и нескромный,

       Подсмотренным не хвастай, а владей.

       Есть где нам разойтись меж площадей,

       На местности пустынной и огромной.

       

       Горбатый только третий год горбат,

       Красавица сегодня лишь красива,

       Они идут, вперед или назад,

       Их останавливать — несправедливо.

       Один индюк чужому взгляду рад,

       Да он и без тебя живет счастливо.

       

       И оборванец — кандидат в цари,

       И мудреца не украшает старость.

       Вот если ты готов, что б с ним ни сталось,

       Приблизиться к нему, понять хоть малость,

       Каким себя он видит изнутри, —

       Тогда обид не нанесешь. Смотри.

       

    

       

#Тебе лично

   

       Если б ты на этом свете

       Был один подвластен смерти,

       А другие, то есть мы,

       Жить все время оставались,

       Тут ни с чем не расставались,

       Избежав предвечной тьмы, —

       

       Как бы мы тебя любили!

       Что попросишь, раздобыли.

       Сострадая и скорбя,

       Начиная сразу с детства,

       Не могли б мы наглядеться,

       Наглядеться на тебя!

       

       …Но ведь так и происходит:

       Человек один проходит,

       Мы, другие, — это род,

       Род ведет свою дорогу,

       И пока что, слава богу,

       Он живет, живет, живет.

       

       Так что в полночи и в полдни

       Понимай, и знай, и помни:

       Ты у нас любимый гость.

       Все тебе — привет и ласка.

       Остальное — только маска:

       Равнодушье, скука, злость.