Сюжеты · Общество

ЗДЕСЬ СЛУЖАТ ДОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИВУТ

Войдет ли 201-я дивизия в Афганистан? 201-я мотострелковая дивизия сформирована в 1943 году и, пройдя с боями Великую Отечественную, была в 1945 году определена на место постоянной дислокации в Таджикистан. Лишь однажды за эти годы 201-я...

Войдет ли 201-я дивизия в Афганистан?

       

      

# 201-я

мотострелковая дивизия сформирована в 1943 году и, пройдя с боями Великую Отечественную, была в 1945 году определена на место постоянной дислокации в Таджикистан. Лишь однажды за эти годы 201-я покидала казармы: с января 1980 по февраль 1989 года она воевала в Афганистане. Прошло уже более 12 лет, но в дивизии по-прежнему служат офицеры и прапорщики, воевавшие в Афганистане.

       И в беседе с командиром дивизии генерал-майором Валентином ОРЛОВЫМ я спросил:

#       — Что заставляет офицеров и прапорщиков многие годы служить здесь, в этих Богом забытых местах? Ведь отслужившие два года в Таджикистане офицеры имеют право на замену. Может быть, их привлекают льготная выслуга лет — месяц за три, двойные оклады — или опасения, что, уйдя отсюда, они могут попасть в Чечню?

       — Все это какое-то значение, конечно, имеет, но не это главное. Пенсионной выслуги многие офицеры достигли уже давно, а у некоторых она больше, чем их возраст. Так называемые двойные оклады — это от 4 до 7 тысяч рублей со всеми надбавками. Через Чечню и другие горячие точки многие наши офицеры тоже прошли. Их уже ничто не пугает. Здесь другое.

       Я москвич и, когда учился в 9-м классе, в районе Белорусского вокзала наблюдал встречу двух матросов. Они обнялись и, ничего не говоря, стояли так очень долго. Тогда я только мог предполагать, а здесь, в 201-й дивизии, до конца понял, о чем они молчали. Их объединяло то, что может объединять людей, прошедших тяжелейшие испытания и выстоявших.

       Вот что офицеры боятся потерять, уйдя из дивизии, — человеческие отношения.

#       — А сейчас, после террористических актов 11 сентября в США и в связи с предполагаемой операцией возмездия в Афганистане, какая роль отводится 201-й дивизии? В Таджикистане собралось небывалое число журналистов (на 6 октября — до 800 человек). Обоснован ли такой ажиотаж?

       — Весь этот ажиотаж, во всяком случае в отношении 201-й дивизии, искусствен. У нас задачи были и остаются неизменными. Находится дивизия здесь по двустороннему договору России с Таджикистаном и на основании договоренностей государств СНГ об обеспечении коллективной безопасности.

       Наша задача — в случае нарушения границы своевременно поддержать российских пограничников. Для этого вблизи границ мы расположили свои маневренные тактические группы. На том берегу Пянджа знают, какой отпор получат, если посмеют перейти границу.

#       — Журналисты отмечают, что к вам поступает большое пополнение.

       — Оно плановое. Увольняются солдаты и сержанты, отслужившие два года.

       Мы не хотим набирать контрактников через военкоматы. Эта система не оправдала себя.

       Поэтому в июле этого года, то есть за два месяца до терактов в США, наши офицеры поработали в частях Приволжского военного округа, к которому и относится наша дивизия, и отобрали полторы тысячи солдат и сержантов срочной службы из трех с половиной тысяч желающих проходить службу в 201-й дивизии.

       Через день после этой беседы с генералом Орловым ему, отслужившему в должности комдива 201-й более четырех лет, пришла наконец замена. Орлов уходит на повышение — заместителем командующего одной из армий Московского военного округа.

       Я встретился еще со многими офицерами 201-й дивизии. С некоторыми из них меня сводила военная судьба в Афганистане, Прибалтике, Германии и Чечне. И понял, что не только офицерское братство удерживает их на многие годы в дивизии. Есть и еще одна причина.

       Многим офицерам просто некуда ехать. У них в России нет своего дома. Нет его даже у заместителей командира 201-й дивизии и у командиров полков.

       После переподчинения дивизии нищему Приволжскому округу военнослужащие 201-й потеряли всякую надежду хоть когда-то получить квартиру.

       Поэтому я обращаюсь к первому заместителю министра обороны России, начальнику Генерального штаба генералу армии Анатолию Квашнину, который в свои лейтенантские годы командовал танковой ротой в 201-й дивизии, и к другому заместителю министра обороны России — генерал-полковнику Игорю Пузанову, который в 1981 году в Афганистане, в Кундузе, командовал 149-м полком 201-й дивизии, а потом стал заместителем комдива: вспомните о родной вам дивизии. Сделайте все, что в ваших силах.