Сюжеты · Общество

СВЕТОПИСЬ 1913 ГОДА

Пока страна выстраивает фасад новой империи, фотостудия «Арт-нуво» на Пушечной, 9 напоминает об империи былой, которую строили еще по каким-то правилам. Угол падения равен углу отражения. Взгляд хозяина студии Владимира Мелетина и его жены...

       

       Пока страна выстраивает фасад новой империи, фотостудия «Арт-нуво» на Пушечной, 9 напоминает об империи былой, которую строили еще по каким-то правилам. Угол падения равен углу отражения. Взгляд хозяина студии Владимира Мелетина и его жены Ирины упал на профессора математики начала века Эмиля Готье-Дюфайе. Угол зрения получился точный и невеликодержавный.

       Эмиль Готье-Дюфайе не был профессиональным фотографом. То есть качество работ не оставляет сомнений в его профессионализме, но задачу он ставил себе сам — а это уже удел любителя, свободного от штампов и способного на «легкое дыхание»..

       Эффект фотографий Готье схож с эффектом фильма «Хрусталев, машину!» Погружение в кадр, свободное существование в нем, домысливание звуков, запахов, ситуаций, черно-белая гамма. Тончайшая проработка деталей благодаря максимальному увеличению только в два раза плюс стеклянные пластинки негативов. Использование технологично состаренной фотобумаги и устаревших способов печати. Дополнительную благородную деталь этим фотографиям придает отсутствие сильно приближающих объективов: человека можно видеть только на расстоянии, и эта неприкосновенность территории особенно трогательна. Поэтому, если перед нами не портрет, не видно выражения глаз, но общая правда жизни, отсутствие «зерна» и пресловутая глубина резкости сводят на нет этот маленький недостаток.

       Вербный базар на Красной площади с тверскими пряниками «Иван БорановЪ», с шатром «Французскiя вафли» и с ветками вербы в руках стриженого пацана. Собачья площадка на Поварской-Воровского-Поварской. Деревянный забор и купола на месте телецентра РТР на Шаболовке. Мухина гора на Смоленке. Булыжная мостовая на углу Никитских ворот и Тверского бульвара. Сравнивать всегда интереснее, чем просто смотреть.

       Авторских контактных отпечатков, «контролек» размером 9х12 см в 1912—1914 годах было сделано около 700. Считается, что императорское археологическое общество готовилось к проведению выставки, посвященной истории Москвы, но помешало начало Первой мировой войны.

       А по мне, так не в выставке дело. Просто европеец по внешнему и внутреннему складу, Эмиль Готье, хорошо знавший Москву, считал ее своей родиной. Потому и фотографировал ее. Потому и уехал из нее в Швейцарию через три года, не питая никаких народнических иллюзий. И там от зари до зари занимался комиссионной торговлей, перед отъездом отдав свой архив в Румянцевскую библиотеку, где его и нашли Мелетины.

       Выставка «Москва 10-х годов на фотографиях Эмиля Готье-Дюфайе» проходит в самой фотостудии на Пушечной, 9 в здании ЦДРИ и в Музее архитектуры им. Щусева на Воздвиженке, 5 в рамках фотобиеннале-2000 до 31 мая.