Сюжеты · Общество

ЗАСАДЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ!

ЗАСАДЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ! Командующий объединенной группировкой в Чечне уверен в новых жертвах федеральных войск В середине воскресного дня 23 апреля мало кто приметил срочное сообщение агентства Франс Пресс в Интернете: под Сержень-Юртом...

#ЗАСАДЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ!

#Командующий объединенной группировкой в Чечне уверен в новых жертвах федеральных войск

       

       В середине воскресного дня 23 апреля мало кто приметил срочное сообщение агентства Франс Пресс в Интернете: под Сержень-Юртом боевики напали на колонну федеральных войск, убитые и раненые исчисляются десятками. Вечер и раннее утро понедельника прошли в молчании всех российских СМИ: об очередной трагедии — ни слова. Наконец во второй половине дня с комментариями спешат сразу два высоких чиновника — помощник президента Сергей Ястржембский и маршал Игорь Сергеев.

       Узнаем: прошлым днем в районе Сержень-Юрта с полсотни боевиков действительно напали из засады на тыловую колонну 51-го парашютно-десантного полка. Потери, как изящно выразился Ястржембский, «минимизированы»: 15 убитых и 6 раненых. Какой именно дивизии этот полк принадлежит, в каком городе России уже рыдают в неведении десятки жен и матерей — молчание.

       Узнаю сам: на этот раз горе пришло в Тулу, в 176-ю дивизию ВДВ — одну из лучших в России. В первой чеченской войне в десятках больших и малых сражений дивизия потеряла 13 человек. А вот сейчас, за один только день, — 15. Или все же — 17, как на четвертый день после боя нам сообщили?

       Страшная закономерность, о которой я писал в «Новой газете» и трижды в марте, и раз в начале апреля, подтвердилась снова: за два месяца боевики атакуют уже четвертую колонну федералов, второй раз нападают на части ВДВ. Во всех предыдущих случаях гибель российских воинов нам объясняли халатностью командования, отсутствием разведки, боевого охранения и вертолетного прикрытия.

       Тульская колонна впервые была выстроена и прикрыта грамотно — 22 бронемашины охраняли 5 БТР с зенитной установкой, в небе барражировали два вертолета, время от времени по обочине дороги била артиллерия.

       И все же, как выяснилось чуть позже, боевики сумели засесть в заранее приготовленных траншеях по обе стороны дороги и грохнуть по колонне радиоуправляемыми фугасами по всей ее длине.

       Так и тянет сейчас попробовать разобраться в привычной уже цепочке вранья о жертвах, поверить то ли Сергееву с Ястржембским с их 15 погибшими или Трошеву с 13, или комдиву Савилову снова с 15, но оставим чье-то вранье на его совести — более горькие и почти безысходные мысли одолевают меня.

       Вечером 24-го я долго всматривался в лицо Трошева на НТВ, вслушивался в то, что он говорил, — первый раз один из самых порядочных генералов чеченской бойни увиделся мне куда страшнее, чем раньше. Я чувствовал, что он сам потрясен случившимся, владеет собой с трудом, а потому с таким надрывом доказывает то, что ему кажется правдой. Генерал, пожалуй, впервые ляпнул сгоряча, что идет война, а с ней и погибель — он так и сказал, диктофон подтвердит. И этот ужас предсказания: «Засады были, есть и будут!», и это упрямое неприятие переговоров даже с Масхадовым, и едва не выплеснутое раздражение на кремлевских политиков, твердящих о каком-то мирном урегулировании, — «Армия этого не простит!»

       И я понял: Трошев не остановится. И будет по-прежнему верить, что нужно послать солдат на каждую сопку, на каждую гору, в каждую расщелину и выкурить, выбить, истребить противника, которого иначе как бандитом и не зовет. А что это немыслимо, невозможно и даже наивно — в такие, как у Трошева, головы не приходит. И пока будет так, мы угробим в Чечне еще десятки, еще сотни ребят, оденем в траурную черноту их матерей и жен — зачем?

       Да вот же ответ: «Засады были, есть и будут». Командующий так говорит, генерал-полковник, Герой России.

       Думаю: в Пскове его поймут? В Сергиевом Посаде? В Перми? В Ханты-Мансийске? В Туле теперь?

       Сколько же в России еще городов...