Супруги Лидия Васильевна Курносова и Моисей Иосифович Фрадкин — ученые-физики. Супругам за восемьдесят. Около шестидесяти лет они отдали науке. Физический институт имени Петра Николаевича Лебедева — их родной дом и место работы по сей день.
Нас свело несчастье. 1 февраля прошлого года в Кабардино-Балкарии во время командировки был похищен их единственный сын Михаил Курносов. С первых же дней по ночам пожилым людям звонили бандиты из Чечни и требовали выкуп в миллион долларов.
Лидия Васильевна и Моисей Иосифович обращались в разные инстанции: и в администрацию президента, и в структуры МВД, и лично к министру Владимиру Рушайло... К сожалению, никакого четкого плана освобождения Михаила Курносова, как и многих других заложников, правоохранительные органы не придумали.
Накануне одной из поездок на переговоры с бандитами о судьбе заложников я тоже попытался обратиться к Владимиру Рушайло. Но генерал Орлов из канцелярии министра разговаривал пренебрежительно и к министру не допустил. Видимо, Орлову не было дела до судеб несчастных людей.
В той поездке при нашем активном участии правоохранительным органам удалось захватить одного из главных организаторов похищений людей — Салавди Абдразакова. Но после этого мы уже не знали, где находится Михаил Курносов.
Лидия Васильевна и Моисей Иосифович продолжали ходить и звонить в различные инстанции, просили помочь спасти сына. Они никогда не плакали на людях, не позволяли себе никаких истерик. Держались очень мужественно. И никогда не ставили знака равенства между бандитами, удерживающими в неволе их единственного сына, и чеченским народом. Наоборот, они сочувствуют людям. Моисей Иосифович, прошедший всю Великую Отечественную, говорит: «На войне всякое бывало, но, чтобы забрасывать гранатами подвалы жилых домов, зная, что там могут быть женщины и дети... Никогда!»
Судьба не пощадила Михаила Курносова. Он был убит бандитами.
Лидия Васильевна и Моисей Иосифович узнали о последних днях жизни Михаила из рассказов освободившихся заложников.
Под натиском федеральных войск бандиты в середине ноября покинули Урус-Мартан. Заложников кого убили, кого забрали с собой. Невольников держали в отряде полевого командира Хусейна Эсебаева.
22 февраля отряд Эсебаева в количестве примерно 80 человек направился в сторону Улус-Керта, где и произошел бой с псковскими десантниками.
После ударов федеральной авиации и артиллерии бандиты вместе с заложниками начали отходить обратно в горы, разбившись на группы. Шли пешком, спали на снегу.
Утром 3 марта командир бандитской группы Магомед Засаев приказал всем немедленно собираться и продолжать движение. Все, кто находился в этом отряде (боевики, заложники и плененные военнослужащие), несли свою долю груза.
Михаил Курносов — из-за близорукости он очень плохо видел без очков — что-то выронил. Разъяренный главарь бандитов Магомед Засаев и его брат Хусейн стали палками избивать Михаила.
Еле живого Курносова заставили продолжать движение. Но через некоторое время другие заложники — Тамаз Кирия, Виталий Шмарион и Александр Рудык — увидели, что Михаил идти не может. Они распределили между собой его груз, а самого Курносова посадили на единственную лошадь.
На первом привале, у костра, Михаил Курносов сказал Тамазу Кирия: «Я, наверное, умираю». Это были его последние слова...
Михаила похоронили в пяти километрах от Улус-Керта 3 марта, в 12 часов дня. Могилу глубиной в метр выкопали сами заложники — Кирия и Шмарион. На растущей рядом липе они написали: «Здесь похоронен Михаил Курносов, 1963 года рождения, умерший 3 марта 2000 года». Могила расположена примерно в пяти километрах к юго-востоку от места боя с псковскими десантниками.
В ночь на 4 марта Тамаз Кирия, Виталий Шмарион и Александр Рудык бежали из плена в расположение федеральных войск.
У погибшего от рук бандитов Михаила Курносова, кроме пожилых родителей, остались жена Юлия и десятилетний сын Коля.
Чтобы Коля получал пенсию за погибшего отца, необходимо решение суда, которое может быть принято на основе свидетельских показаний трех бывших заложников — Виталия Шмариона из Владикавказа, Тамаза Кирия из подмосковных Люберец и москвича Александра Рудыка.
Сейчас бывшие заложники находятся на лечении в разных местах. Мы обращаемся к ним и их родственникам с просьбой помочь: написать объяснительные о гибели Михаила Курносова, заверить их у нотариуса и выслать в адрес редакции. Все расходы на юриста и отправку заказных писем с объяснительными редакция оплатит.
Это необходимо сделать ради маленького Коли Курносова.
В ночь на 27 марта командир 160-го гвардейского танкового полка Сибирского военного округа полковник Юрий Буданов в нетрезвом состоянии вместе с тремя военнослужащими-контрактниками на командирской боевой машине пехоты (БМП) заехал в селение Танги-Чу Урус-Мартанского района.
Бандиты во главе с командиром полка ворвались в один из домов, где в присутствии двух малолетних детей похитили молодую женщину и вывезли ее, закутав в одеяло, в расположение полка. Женщину отвели в кунг командира.
А через два часа Буданов вновь вызвал солдат. Они увидели в командирском кунге мертвую обнаженную женщину. По приказу Буданова солдаты вывезли ее за пределы части и закопали. Возмущенные жители села через майора милиции в отставке Вахида Баталова сообщили об этом офицерам военной контрразведки.
Полковник Буданов был арестован. Говорят, во время задержания он пытался застрелиться, но, видимо, не хватило мужества.
Буданову предъявлено обвинение в убийстве при отягчающих обстоятельствах.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}