Сюжеты · Общество

«К БАРЬЕРУ, ГОСУДАРЬ!»

Именно «Государь», а не «милостивый государь такой-то»: письмо-картель, дуэльный вызов от 1 января 1836 года, был адресован Николаю I. Императору? Почему бы и нет. У вызова была политическая и нравственная причина: «В Вашей стране имеется...

       

       Именно «Государь», а не «милостивый государь такой-то»: письмо-картель, дуэльный вызов от 1 января 1836 года, был адресован Николаю I. Императору? Почему бы и нет. У вызова была политическая и нравственная причина: «В Вашей стране имеется неподвластная Вам территория — моя душа. Одно из двух: либо признайте свободу этой территории, ее право на независимость, либо сразитесь за свои права, которых я не признаю. Есть и третий выход: дать всеобщую свободу всем — и Вам, и мне, и России (проект прилагается к письму). Так ведь не дадите! Если Вы сразитесь и проиграете, я диктую условия; если одолеете, я готов признать Ваше право надо мною, потому что Вы его завоевали в честной борьбе, рискуя за это право наравне со мной...»

       Автор письма — тамбовский дворянин, отставной артиллерийский поручик Александр Сыщиков. Он отправил вызов в здравом уме и твердой памяти, за что был высочайше «прощен» и вскоре... убит.

       Дуэль все же состоялась, но не с царем, конечно, а с неким В. И. — другие подробности неизвестны...

       Кроме Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Рылеева, Лунина, к барьеру вставали сотни людей — военные, штатские, поэты, студенты... Им посвящена книга А. Кацуры «Поединок чести» (М.: «Радуга», 1999). Автор точно вписал историю своей темы в историю отечества. «Еще никто и нигде не перепрыгивал от деспотии к развитой демократии одним скачком. Для этого нужно историческое время. Это и есть время дуэлей».

       Дуэль — от французского слова «deux» — два, двое. Любопытно, что сразу два издания на эту тему вышли «к барьеру». «Книгу о русской дуэли» (С.-Пб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1999) написал А. Востриков; его взгляды во многом сходятся с мнением А. Кацуры, только больше внимания уделено собственно дуэльному кодексу: «На дуэли денщиков не звали. …Был нужен свой полковой записной бретер, который надевал рубашку с манжетами и священнодействовал… После поединка кто-нибудь из секундантов забирал эти пистолеты на память или для передачи родственникам…»