Представьте класс. На стульчиках сидят дети. Один ногу чешет, другой в носу ковыряет, а вон тот, в драных спортивных брючках, ботинок свой, требующий каши, рассматривает, будто и нет остального мира...
Что хотите — всего лишь третьеклашки. По обычным меркам совсем малыши. Это они только что написали сочинение по вечной школьной теме всех времен и народов — «Моя Родина». Ну кто из нас такого не писал? Не грешил по-мелкому, сдувая умные слова с каких-нибудь книжек?
А тут прочитала стопку листков и ужаснулась: тривиальная «Моя Родина» превратилась в саднящие откровения. Для собранных именно в этом классе детей тема оказалась настолько больной и раневой, что по сути и детьми, тем более малыми, назвать их язык не поворачивается... В восьми-девятилетних человеческих оболочках помещено волею трагических обстоятельств взрослое, сложившееся мировоззрение. Причем — массово. Поголовно.
Но прежде чем читать «про Родину», сориентируемся в пространстве. Итак, Ингушетия, окраина села Яндаре неподалеку от границы с Чечней. Лагерь беженцев под странным именем «Госхоз». Палатки, хозблоки, ямы для жизни. Нечего есть, не на чем спать, нечего одеть, негде помыться хотя бы раз в месяц. И — нечему обрадоваться. А школа работает — ей отдано сразу несколько палаток, и это фантастическая по местным меркам роскошь.
Официальное название госхозовского лагерно-образовательного учреждения «Палаточная школа № 8». Почти 500 детей, 21 учитель-энтузиаст. Конечно, все — без зарплаты, хоть и с обещаниями наперевес. Директорствует чудный молодой Минкаил Эжиев, раб своей профессии, до сентября возглавлявший грозненскую школу № 21, ныне дотла сожженную.
Третий «г». Русский язык. Сочинение. Джамиля Алиевна Джамилханова — молодая учительница из Грозного, обладательница прекрасно поставленной русской литературной речи — не скрывает, что не ожидала такого результата и восхищена патриотизмом своих учеников.
В от и все. Я не отбирала лучшее среди прочих. Сочинений оказалось только 12 — это потому, что классы в лагерной школе невелики. Во-первых, таковы палатки. Во-вторых, многие дети не могут регулярно ходить туда — им не во что одеться. Как правило, действует следующее правило: сегодня кто-то один из семьи идет учиться, завтра — другой. А за прогулы никого не ругают и родителей не вызывают...
Заметили еще одну особенность? Если девочки в сочинениях скорее лиричны, то мальчики жестки, прямолинейны и непримиримы. Вас это не пугает?
А теперь — открытия. Первое и важное: никто, ни один, не написал, что его родина — Российская Федерация. Все! Отрезали нас от себя!
Второе и столь же важное: конечно, это писали маленькие дети, в том смысле что достаточно много ошибок. Но Джамиля Алиевна, невзирая на грамматику с орфографией, поставила всем высший балл:
— Разве можно в нашей ситуации одному из них сказать: «Тебе за любовь к Родине — 5»? А другому: «Получи только 3»? Нет, конечно. Я подумала, что и я могла бы научиться у них патриотизму, и многие другие взрослые... То, как этими детьми выстрадана любовь к Чечне, и «пятерки» катастрофически мало. Ни у одного другого ребенка в России нет такого опыта.
Сказала и передала мне эти 12 невесомых листков. Сгусток любви. Ее материализацию и доказательство, когда правдивее не бывает.
А потом еще чуть-чуть, до следующего ее урока, мы поговорили о том, что если с ненавистью еще можно что-то сделать (например, переломить большей силой), то с любовью — ничего.
С ЛЮБОВЬЮ НАДО ПРОСТО СМИРИТЬСЯ.
«Я отдаю вам сочинения, — подытожила Джамиля, — с одной целью: чтобы в Москве это наконец поняли».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}