Если обобщить все, что нам известно про и.о., получается, что мы имеем дело с фантомным персонажем, своего рода материализованным сгустком ряда образов литературы, кинематографа, народной мифологии и рекламных видеороликов. Владимира уже сравнивали с Крошкой Цахесом и Франкенштейном, Щелкунчиком и Буратино. Можно продолжить список прототипов: нос майора Ковалева (Ельцина); пользователь таблеток «Рондо» («наш начальник — просто душка!», он же — «супер-бизон!»); Золотой Шар из «Пикника на обочине» Стругацких (выполняет любое желание) — и так далее, вплоть до всевозможных Инопланетян с глазками-буравчиками и ушами-локаторами... Последнее, кстати, заведомо верно, поскольку Российскую Федерацию вообще можно считать участком загадочной инопланетной территории на планете Земля. Больше всего В. Исполняющий унаследовал от двух персонажей. Герой романа Андайка «Иствикские ведьмы» (в голливудской экранизации его сыграл Джек Николсон) — невзрачный на вид, но чертовски обаятельный мужичок, который сумел влюбить в себя прихотливейших женщин городка, поскольку был способен угадывать и исполнять тайные желания каждой из них. На поверку оказался Дьяволом. Второй — симпатичный садовник по кличке Шанс из романа Ежи Косинского «Being There» (в русском переводе — «Садовник», есть и отличный одноименный фильм с Питером Селлерсом), который едва не стал президентом США — и все благодаря тому, что на него не было досье, не было прошлого, не было врагов, и он всех устраивал как чистый лист бумаги. Замечу, что Шанс был слабоумным от рождения, и никто не мог найти на него компромата, потому что все сорок с лишним лет своей жизни он подстригал растения и не видел никого, кроме своего хозяина. При том, что все братья-близнецы Путина — из числа гротесков и страшилок, народ к нему тянется. Тянется, потому что хочет верить: Владимир Владимирович знает его проблемы и имеет магическую силу, чтобы их решить. При таком раскладе удивительно не то, что у Путина рейтинги высокие, а то, что еще остались в стране какие-то отщепенцы, его магии не поддающиеся.
Владимир сгустился в правильное время. Населению окончательно опостылела свобода по-русски (т.н. «беспредел») и надоело решать проблему выбора. Хочется порядка и уверенности в завтрашнем дне. Это приятное чувство стабильности начинается с того, что президент будет не выбран, а официально подтвержден. Чтобы гаранта задобрить, ему дружно присягают на верность: казаки и секменьшинства, армяне и азербайджане, банкиры и пенсионеры, волки и зайцы. Консолидация называется. Власти консолидация тоже выгодна: народ сам лезет в ярмо и под плеть. Избирательский наказ, так сказать: держите нас крепко, Владимир Владимирович, мочите и не пущайте! Очень мило с вашей стороны, дорогие россияне... будем, будем держать вас в кулаке и иметь во все дыры.
В брежневском СССР народ испытывал уверенность в завтрашнем дне и его гарантированной убогости. Общество было как бы консолидировано. Консолидация держалась на трех китах: насилии, лжи и страхе. И для приличия была перевязана ленточкой коммунистической идеологии. Той ленточки давно уж нет, люди распустились пуще прежнего за 15 лет анархии — а значит, чтобы выполнить избирательский наказ, священных коров демократии необходимо пустить на рога и копыта (для Запада), филе и вырезку (для своих) и супные кости (для народа). То есть: Западу — демагогию про НАТО и либеральную риторику; олигархам — уголовную неприкосновенность и защиту от передела собственности; остальным — ликвидацию свободы слова и реальной политической оппозиции, плюс хлеба, воды и попсовых зрелищ. Заметьте: это дела не будущего, а настоящего. Насилие: война, взрывы (самолетов в том числе), операции ФСБ. Ложь: телеканалы, газеты, пом. и.о., генералы. Страх... вернулся и усиленно культивируется как властями, так и самим населением. Оборотная сторона верноподданничества Путину — дикий совковый страх «не угодить». Знакомые телевизионщики рассказывали, как попросили прикормленных «яблочников» из числа знатных интеллигентов и мастеров искусств сняться в предвыборном ролике в поддержку Явлинского: струсили почти все, не желая выказывать оппозиционность Путину... Быстро вспомнил организм старые рефлексы и податливо опустился в привычную позу гомо советикус.
Совков не жалко — хотя есть, за что жалеть. Потому что ничего из того, что они себе напридумывали, Путин В.В. не сделает. Дай Бог, изловят Басаева с Хаттабом — но на этом список «по щучьему велению» закончится. Зарплаты, пенсии?.. Мизерные гарантии «развитого социализма» существовали благодаря универсальной госмонополии, а теперь новые собственники не дадут, да и вообще старомодно. Коррупция, бандитизм, управа на олигархов? — придется властям самих себя сажать, что нерационально. Мир и дружба народов? Устанавливать сталинскими методами сил не хватит; все останется, как есть... Единственное, в чем преуспеют Администрация, Единство и лично Путин В.В., — это в укреплении и преумножении собственной власти, контроля и безнаказанности. А также продлении всех и всяческих сроков пребывания при оных. Потому что сделать это при полном непротивлении народа может (и должен) любой прохвост. А реформировать экономику, искоренить коррумпированную номенклатуру, изжить великодержавные комплексы, сделать Россию морально, ментально и технологически совместимой с остальным миром — для этого нужны способности, знания и добрая воля, которых у нынешних кремлевских резидентов и в помине нет.
Почему опять все плохо — застой, безнадега, нищета, позорище? Потому что ВЫ, любезные сограждане, ВЫ радостно поддержали новую войну, ВЫ разом возлюбили сомнительного типа за одно слово «мочить», ВЫ миллионами голосовали за партию анонимных холуев-заединщиков, ВЫ восприняли как должное грязные махинации с отречением и назначением, ВЫ в воскресенье пойдете к урнам... Хотя даже ВЫ не заслужили той тоски, которая нас ждет.
Я не имею ничего против половины кандидатов из президентского меню. Поэтому голосовать «против всех» для меня как-то неловко. А «за»... короче, голосовать вообще не пойду. Точно, как при советской власти, когда вечером каждого всенародно-избирательного воскресенья к нам в квартиру приходили жалобные агитаторы, тыкали пальцем в пустую строчку напротив моей фамилии («всю отчетность портит!..») и уламывали мою добрую матушку поставить за меня закорючку. Полагаю, эта технология тоже вернется. А я тем временем погуляю с младенцем, схожу в гости, а ближе к вечеру буду смотреть по спутниковому ТВ Формулу Один, Большой Приз Бразилии. Кстати, советую всем запасаться тарелками, пока их потихоньку не изъяли из продажи как неподконтрольный стратегический товар. Тем более нельзя конкурировать с летающими тарелками нашей гуманоидной Администрации.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}