Сюжеты · Общество

Академический театр Смутного времени

или Академический театр Смутного времени Строго говоря, «медведей» еще совсем недавно было трое. Многие годы само понятие Самарского академического театра драмы им. М. Горького прочно ассоциировалось с именем художественного руководителя...

#или Академический театр Смутного времени

       

       Строго говоря, «медведей» еще совсем недавно было трое. Многие годы само понятие Самарского академического театра драмы им. М. Горького прочно ассоциировалось с именем художественного руководителя П. Л. Монастырского. Из шестидесяти лет занятия режиссурой сорок он отдал самарской сцене, ведя свой театральный корабль по ориентирам классической традиции, опираясь на выверенные представления о драматургии Островского, Толстого, Леонова... Именно Петр Львович укрепил в нескольких поколениях самарцев устойчивый интерес к театральному искусству, привычку горожан ежевечерне заполнять зрительный зал.

       Как и положено по сценарию конфликта отцов и детей, «экс-премьер» театра не одобряет курса нынешних лидеров — художественного руководителя Вячеслава Гвоздкова и директора Сергея Пыхтунова.

       Отголоски именно этих конфликтов и стали достоянием СМИ. Между тем пока что осталось за границами внимания именно то главное и интересное, чем этот театр отличается.

       Не секрет, что в общем развале изящным искусствам не удалось пополнить ряды крутых и новых русских. И приметами театральной жизни России уже стали не столько премьеры и аншлаги, фестивали и гастроли, сколько бескормица и разруха, репертуарный голод и эстетический кризис. Не удивляют сообщения, что артисты голодают, как в Геленджике, или выходят под дождем с лозунгами протеста, как в Новосибирске.

       В такое время в Самарском драматическом созданы нормальные, «питательные», стабильные условия для воссоздания жизни человеческого духа. Сегодня это один из благополучных российских театров — и в организационном, и в творческом плане.

       Нынешний худрук Вячеслав Гвоздков не случайно возник в поле зрения Самарского комитета по культуре. Среди фигур новой генерации он — ученик Товстоногова, постановщик талантливых спектаклей в Ростове, Ташкенте, Петербурге, странах Прибалтики и Скандинавии — уже имел репутацию одного из самых сильных и ярких представителей своей профессии. «Западник», а теперь вот осел в самой что ни на есть срединной России.

       Судя по деловому почерку другого партнера этого творческого содружества, директора Сергея Пыхтунова, театру в Самаре не угрожает и стать «интендантским» (т.е. ведомым этаким доставалой-снабженцем). Вдохнувший запаха кулис в Самарском академическом смолоду, несмотря на тяжбы и трения последних лет, Сергей Николаевич и сегодня признает себя учеником прежнего художественного руководителя. Значит, к счастью, сильнее «страсти к разрывам» срабатывает притяжение корней — иначе не понять, почему ради того, чтобы подняться на капитанский мостик Самарской драмы, нынешний ее директор бросил престижный вариант работы в Москве.

       Нынешнее благополучие театра невозможно было бы без деятельного участия властей области. Этот пример хочется привести к вящему назиданию, так как театр, особенно удаленный от столичных финансовых потоков, сегодня вряд ли может сам по себе быть оазисом в социальной пустыне. Театру обеспечена губернаторская дотация. Получение этой солидной суммы при любых обстоятельствах оговорено строкой в контракте Гвоздкова как художественного руководителя. Дополнительно губернатор выделяет изрядную субсидию для приобретения техники и оборудования, ремонта театрального здания. Новые же постановки оплачиваются из собственных доходов. В это почти невозможно поверить, но самоокупаемость самарского академического театра в полтора раза превышает дотацию. Используются и гибкая шкала билетных цен, и схема проката спектаклей с учетом их рейтинга.

       Недавно введено еще нечто вроде финансово подкрепленного мини-«Оскара». Первым его был удостоен актер Александр Амелин за исполнение роли Ленни в спектакле «О мышах и людях» Дж. Стейнбека.

       Все, что удается заработать, вкладывается в развитие: вот сочлись с приходом и расходом — и в то время, как многим внутрироссийские-то гастроли организовать не по силам, послали актеров на знаменитый международный театральный фестиваль в Авиньон. После сказочного месяца во Франции посланцы театра привезли не только радужные воспоминания, но и целую обойму хвалебных статей и рецензий.

       Определяющие стратегию развития театра по собственному сценарию, худрук и директор не могут себе позволить упустить доставшийся им в наследство прежний успех у зрителей, отчего и не дают друг другу забыть, что у них — не театр «вообще», что самарские театралы воспитаны на здоровых традиционных представлениях о мере сценической условности. Гвоздков использует общепринятые сложившиеся вкусы театра и публики: приверженность к внятно изложенной человеческой истории — о житье-бытье, о земной любви, о людских взаимоотношениях... Не то чтобы самарская драма превратилась в этакую фабрику утешительных грез. Просто ее похожее на старинный кремль или терем с башенками здание на высоком берегу Волги, как прочный бастион, заслоняет души устремляющихся сюда людей от скверны, исходящей от реалий жизни. Отсюда — предпочтение драматургии простых житейских перипетий, хорошо обкатанных западных шлягеров.

       Бенефисы любимых актеров — зачастую это и обращение к классике: «Старосветские помещики», «Записки сумасшедшего» Гоголя. Тем не менее в афише театра заметно прибавилось имен западных писателей: Стейнбек, Саган, Стриндберг. Это дает возможность обновить и разнообразить привычную палитру актерских средств. Наверняка в прежние времена не мог бы возникнуть такой пародийно-капустнический спектакль, как английский бестселлер «Весь Шекспир за один вечер», который обошел весь глобус и не миновал Самару, вписав ее тем самым в мировой театральный контекст.

       «Фирменный стиль» Самарского драматического, безусловно, определяется спектаклями, поставленными самим Вячеславом Гвоздковым. Например, «Король. Дама. Валет» по В. Набокову. Завораживающее напряженным внутренним ритмом зрелище, это спектакль с мерцающим психологическим подтекстом, где в атмосфере действия Гвоздкову виртуозно удалось воссоздать аромат письма Набокова.

       Здоровое честолюбие связки Гвоздков — Пыхтунов ускорило отсчет театрального времени: одна премьера следует за другой, по шесть-семь постановок в сезон.

       Но почему бы это Самарскому театру драмы им. М. Горького сегодня не спешить жить? Ведь захватывающе интересно реализовывать творческие амбиции там, где нет такого большого скопления маргиналов, как ныне в столицах!