Сюжеты · Общество

Не падает только империя балета

Одноактные балеты в "Новой опере" Имперский русский балет Майи Плисецкой под управлением Гедиминаса Таранды с "Шехеразадой" Н.Римского-Корсакова, "Болеро" М.Равеля и "Половецкими плясками" А.Бородина...

#Одноактные балеты в "Новой опере"

       

       Имперский русский балет Майи Плисецкой под управлением Гедиминаса Таранды с "Шехеразадой" Н.Римского-Корсакова, "Болеро" М.Равеля и "Половецкими плясками" А.Бородина выступает в Москве на сцене "Новой оперы".

       "Шехеразада" в декорациях и костюмах по эскизам Льва Бакста в хореографии Михаила Фокина пьянит сегодня Москву не меньше, чем в 1911 году Париж. В "Шехеразаде" мы не только видим балет, мы его вдыхаем.

       Балет здесь становится драмой и зовет на помощь искусство мимики.

       Сплетающиеся и расплетающиеся группы танцовщиц, постоянно новые и изменчивые контрасты воздушно-летучих одежд... Все это движение, колыхание, потоки цветов скомбинировано и урегулировано искусно, смело и изысканно художницей Анастасией Мкртчян.

       Фокин один из первых отверг схоластику балетного катехизиса. Не ставил в определенном месте большого pas d'action для балерины, с неизменным адажио, вариациями и кодой, в другом месте — с обязательным pas de deux... В балетах Фокина нет этого классического ансамбля, если в этом нет необходимости. Рисунок и краски — вот что его интересует.

       Идея "Болеро" возникла у Равеля после посещения крупного по тем временам завода с поточными линиями и мерным движением механики. Кордебалет, синхронно развевающий фалды черно-золотых костюмов Аллы Коженковой, завораживает и втягивает в бесконечную воронку гипнотически повторяющихся движений. Тон задает выразительная флюгерная пластика Нефертити Ирины Тагаевой.

       Дуэт молодой балерины и Главного Жреца — танцующего художественного руководителя — Таранды оказался на редкость удачным.

       Заключительный балет вечера — "Половецкие пляски".

       В восстановленном танце выполнены все заветы Касьяна Голейзовского, сочинившего этот балет. Он говорил о подчеркнутой синкопе в дикой пляске мужчин и "чаг" — невольниц, рабынь, о заволакивающей негой мелодии в плавном танце девушек, о гармоничных квинтах Бородина и общем ускоряющемся динамичном движении балета, поднимающем и захватывающем, "от moderato к presto". Все это здесь есть, и это прекрасно.

       ...Мужчины, пришедшие на балет, наблюдали множество женщин в зале, которые за целый вечер не произнесли ни слова.

       От восхищения, наверное.

        28, 29 февраля, Театр Эстрады,

       19 марта, "Новая опера"