Сюжеты · Общество

Достояние республики

"Золотая казна России. Из собрания Гохрана РФ" Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые демонстрирует зрителю содержимое кладовых Гохрана, то бишь кладовых Отечества. Наиболее интересное: работы золотых и серебряных дел мастеров...

#"Золотая казна России. Из собрания Гохрана РФ"

       

       Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые демонстрирует зрителю содержимое кладовых Гохрана, то бишь кладовых Отечества. Наиболее интересное: работы золотых и серебряных дел мастеров Российской империи.

       Сама мысль о ювелирных коллекциях Гохрана навевает некоторую печаль. На выставке в ГМИИ показан "средний срез" ценностей. Явно не романовских. Бродя вдоль витрин, чувствуешь себя Собакевичем, читающим список мертвых душ: где умелец Степан Пробка? Где случайно вписанная Елизавета Воробей? Что сталось с мастером, что с владельцем? Знать, у бойкого народа...

       ...Ушастый серебряный заяц с альмандиновыми глазами фирмы Фаберже. Витрина серебряных вещей в стиле рюсс эпохи Александра III: в основном работы известных российских фирм Хлебникова и Сазикова. Традиционная перегородчатая эмаль — наименее, кажется, утраченный в ХХ веке стиль. Золотой портсигар московской фирмы Лорие в стиле ар нуво, с сапфирами и рубинами (кабошонами, волчьими ягодками на тонко отчеканенной ветви) навевает неуместные мысли об обаятельных авантюристах, аресте с перестрелкой в каком-нибудь Скатертном переулке, насупленных сотрудниках ГПУ... Так или не так — "анонимизированная" хранением вещица сохранила дыхание прошлой жизни, неразборчивый ее шепот.

       ...Отличная брошь петербургского мастера Татищева конца 1900 годов — уж не ежегодные ли, всегда триумфальные гастроли Художественного театра вдохновляли ювелира? "Объект" его похож на Чайку и Синюю Птицу, крупные бриллианты скорее утяжеляют полет, но как греет взгляд тончайшая работа по светло-синей эмали!

       Общее же для большинства вещей — не музейные они, а семейные: такие меняли на пшено на Смоленском рынке, такие отбирали при обысках, такие в 1930 году несли в Торгсин, такие брошки-солонки-сухарницы уцелели по сей день в старых московских семьях.

       И в соседних витринах то же: граны, караты, золотники прошлой жизни. Серебряные, тонкой работы нагрудные знаки: выпускника Императорских Российских университетов, врача, имеющего звание лекаря, беззаветного деятеля земских учреждений или Императорского Пожарного общества.

       Медали от Министерства Земледелия и Государственных Имуществ — "За сельскохозяйственные произведения" — прелестные пейзанки на опушке елового леса кормят ухоженных кур. "За труды по садоводству" — усадебная Флора или Помона в легких одеждах утопает в цветущей куртине.

       Медаль "За лучшую крестьянскую лошадь" от Правления государственного коннозаводства. Медаль Императорского Российского общества сельскохозяйственного птицеводства.

       Много-много медалей в этом роде. И нагрудных знаков.

       А дальше — добыча советского периода, природные золотые самородки (кстати, редкостной красоты!): приисковое управление "Золотогорское", 1944 год поступления в Госфонд.

       И странным двойным смыслом наполняются слова "золотой запас Отечества".

       Грустная выставка, по совести сказать.

       Куда грустней, чем знаменитое "Золото Трои", выставленное прежде ГМИИ в том же самом зале.

       ул. Волхонка, 12.

       До 19 марта.