Католикос не смог созвать назначенный на 10 декабря Архиерейский собор и рискует быть обвиненным в госизмене, глава его канцелярии арестован по подозрению в подбросе наркотиков, а часть епископов присягнула на верность Пашиняну…
Жесткая схватка политического руководства Армении с католикосом всех армян Гарегином II и его окружением, о которой «Новая» уже не раз писала, похоже, переходит в завершающую, самую острую фазу.
4 декабря в первопрестольном Эчмиадзине — духовном центре древней Армянской апостольской церкви (ААЦ) в окрестностях Еревана — был задержан глава канцелярии католикоса архиепископ Аршак Хачатрян.
Сам по себе арест иерарха уже не удивляет армянское общество: в тюрьме или под арестом находятся три архиепископа: Баграт Галстанян, Микаэл Аджапахян и Мкртыч Прошян. Шокирует фабула обвинения Хачатряну: следственный комитет Армении подозревает его в… «незаконном распространении наркотических веществ в общественном месте в составе группы лиц».
Одновременно в соцсетях появился видеоролик интимного содержания (в настоящее время удален), героем которого якобы является «нарушивший обет целомудрия» Хачатрян. Сам архиепископ отрицает подлинность этого видео, а СК проводит экспертизу ролика.

Аршак Хачатрян. Фото: am.sputniknews.ru
Как рассказал адвокат арестованного архиепископа Арсен Бабаян, по версии следствия, в 2018 году Хачатрян подложил наркотики в сумку одного из участников акции против Гарегина II. Глава ААЦ, имеющий репутацию «радикально пророссийского», давно вызывал раздражение у демократической части общества. Начав в мае этого года «крестовый поход» против него, Никол Пашинян лишь оседлал популярный тренд.
Армянская апостольская церковь (ААЦ) занимает особенное место в структуре мирового христианства, не имея связи ни с католической, ни с православной церквами.
В середине V века она не приняла учение IV Вселенского собора в Халкидоне о двух (божественной и человеческой) природах Христа, оказавшись одной из «нехалкидонских» церквей наряду с Коптской, Эфиопской, Сиро-Яковитской и Маланкарской. Число последователей Армянской церкви оценивается в 9 млн, ее духовный центр находится в Эчмиадзине, недалеко от Еревана. Помимо Верховного католикосата в ААЦ входят полунезависимые Киликийский католикосат (Ливан), Иерусалимский и Константинопольский патриархаты. В 1920–1930-е гг. ААЦ на территории СССР подверглась репрессиям: считается, что последний свободно избранный католикос Хорен был задушен в апреле 1938 года. Возрождение ААЦ началось в рамках «новой религиозной политики» Сталина в 1944 году, когда был вновь открыт Эчмиадзинский монастырь и около 30 приходов.
Гарегин II (в миру — Ктрич Нерсесян) является 132-м Верховным патриархом и католикосом всех армян, ему 73 года. Выпускник Эчмиадзинской духовной семинарии и аспирантуры при Московской духовной академии РПЦ. С 1980 года — епископ, викарий католикоса. Избран новым католикосом всех армян на Национально-церковном соборе 1999 года. В настоящее время иерархия ААЦ насчитывает 55 епископов и архиепископов, шесть из которых служат в полунезависимых армянских патриархатах Константинополя и Иерусалима. Большинство приходов ААЦ на Западе подчиняются Киликийскому католикосату с центром в Ливане, который фактически независим от верховного католикоса в Эчмиадзине.
Иерархи выбирают премьера
Было бы заблуждением приписывать «антикатоликосные» настроения только либеральной или прозападной части армянского общества. Гарегином II недовольны и внутри ААЦ, свидетельством чему стало заявление 13 иерархов ААЦ, опубликованное 27 ноября. Среди его подписантов — патриарший наместник Араратской епархии архиепископ Навасард Кчоян, глава Котайкской епархии архиепископ Аракел Кярамян, управляющий армянскими приходами в странах Балтии архиепископ Вазген Мирзаханян и — что особенно важно — глава Арцахской епархии, номинально расположенной в Нагорном Карабахе, епископ Вртанес Абрамян.
Авторы документа обвиняют католикоса в том, что он покрывает незаконное и греховное поведение главы своей канцелярии, и намекают на небезупречность самого Гарегина, требуя его добровольной отставки. Ранее Пашинян прямо говорил, что католикос имеет ребенка, хотя официально считается монахом. В тот же день премьер-министр принял восьмерых иерархов, подписавших заявление. Пашинян поблагодарил их «за принципиальную позицию», отметив, что Армянская церковь жива и спасительна, пока в ней служат клирики, «преданные своей миссии».

Гарегин II (в центре). Фото: Александр Патрин / ТАСС
Первой реакцией Гарегина II на переход столь значительной группы иерархов на сторону премьера стали отрицание подлинности заявления епископов и попытка провести в Эчмиадзине заседание Верховного духовного совета (аналог священного синода) ААЦ, однако католикосу не удалось собрать кворум. Позже, уже после ареста Хачатряна, он попытался назначить Архиерейский собор на 10–12 декабря, но в последний момент отменил его — вероятно, по той же причине. Последнее заседание Верховного духовного совета Гарегин II смог провести 4–7 ноября.
Линии раскола внутри ААЦ пролегли не только по оси «католикос — премьер». Появились первые симптомы того, что раздоры начинаются внутри епархий и приходов:
например, Арцахского епископа Абрамяна отказался поддержать совет его епархии , включая родного брата иерарха. Свою кафедру Вртанес Абрамян получил благодаря близости к «карабахскому клану», который в современной Армении олицетворяет оппозиция Пашиняну и сторонники сближения с Россией — например, бывшие президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Еще летом казалось, что «карабахский клан» остается твердой политической опорой Гарегина II. Новый успех Пашиняна источники «Новой» в ААЦ объясняют тем, что премьеру удалось перевести свою борьбу с католикосом из политического в нравственно-каноническое поле, а это существенно расширяет социальную базу движения.

Епископ Вртанес Абрамян. Фото: am.sputniknews.ru
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«ААЦ после Гарегина»
Своего рода презентацией проекта «ААЦ после Гарегина» стало совместное посещение Николом Пашиняном, президентом Армении Ваагном Хачатуряном, спикером парламента Аленом Симоняном и другими высокопоставленными политиками литургии в храме Богородицы «Семь ран» в Гюмри 7 декабря. Богослужение возглавили участники ноябрьской встречи с Пашиняном — архиепископы Навасард Кчоян, Вазген Мирзаханян и епископы Геворк Сароян и Сион Адамян. По рассказам свидетелей, на этом богослужении не поминалось имя католикоса Гарегина II, что можно воспринять как намек на формирование независимой от него церковной юрисдикции.
Несколькими днями ранее, 4 декабря, Пашинян призвал прекратить поминовение католикоса по всей Армении, а в соцсетях появились жалобы верных Гарегину священников на то, что представители силовых ведомств настойчиво призывают их не поминать католикоса.
Когда журналисты спросили Пашиняна, возможно ли в демократическом обществе вмешательство службы госбезопасности в определение порядка богослужения, премьер ответил, что Гарегин «представляет угрозу государственной безопасности Армении».
В качестве индикатора верности того или иного монастыря или храма армянскому государству премьер призвал вывесить у входов в «лояльные» храмы армянские флаги и ввести исполнение государственного гимна перед богослужениями. Он напомнил, что исторически Армянская церковь была неотделима от армянского государства, будучи базисом национальной идентичности, а ААЦ учредило государство в 301 году (Армения официально считается первым государством в истории, где христианство было провозглашено государственной религией, — в тот период, когда в Римской империи еще продолжались жестокие гонения на христиан).
Упреки в подавлении церковной свободы и нарушении принципа отделения церкви от государства Пашинян пытается парировать так: «Мне не нужен католикос, который будет подчиняться мне, мне нужен католикос, который не будет подчиняться старшему лейтенанту иностранной спецслужбы и не будет ежедневно отчитываться перед лейтенантами иностранной спецслужбы». По его словам, «сеть агентов иностранного влияния» в ААЦ уже разоблачена, и в ближайшее время последуют новые аресты. Ясно, что под «иностранной спецслужбой» подразумевается ФСБ, хотя внешнеполитическая конъюнктура пока не позволяет главе армянского правительства выразить это прямо.

Никол Пашинян. Фото: dpa / picture-alliance
Как сам Гарегин II, так и большинство иерархов из его окружения, получали образование еще в советское время в духовных школах РПЦ, где с каждым студентом тщательно работали «кураторы» из спецслужб. Успешная карьера была в те времена обеспечена прежде всего тем студентам, которые охотно шли на сотрудничество. Синтез этой «школы» с зависимостью от «карабахского клана» обусловил абсолютную несовместимость нынешнего анахроничного руководства ААЦ с проевропейским политическим руководством страны, нацеленным на примирение с Азербайджаном и Турцией и дистанцирование от Москвы.
По мере разрушения социально-политической базы поддержки Гарегина II внутри Армении его основной опорой становится армянская диаспора, в первую очередь — в России.
Это вполне логично в контексте вышесказанного, но вряд ли поможет укрепить позиции «старой церковной гвардии» внутри самой Армении. Российская и Ново-Нахичеванская епархия ААЦ (объединяет 27 приходов на территории РФ) издала достаточно резкое заявление в духе официальной антипашинянской пропаганды Кремля, охарактеризовав действия правительства Армении как «антиконституционные, антицерковные и богоборческие». «Эти действия властей, — говорится в документе, — подрывают национальное единство, сеют раскол и вражду среди армянского народа».
***
Огромное значение, которое стал в этом году играть «церковный фактор» в армянской политике, беспрецедентно для постсоветского пространства. Пожалуй, его отдаленно можно сравнить с усилиями украинских властей по запрету структур Московского патриархата, но риторика и практически шаги Пашиняна смотрятся гораздо решительнее.
Развязка нынешней церковно-политической драмы в Армении чрезвычайно важна для России, для РПЦ. Не только в силу исторической духовной близости двух христианских конфессий в прошлом народов, но и как зримое напоминание о том, какие вопросы возникают к церковной иерархии в условиях ослабления ее спайки с властью.
Этот материал входит в подписки
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68





