КолонкаОбщество

Спецсубъекты

Важные персоны возмущены: они защищены от штрафов живого гаишника законом, а вот от штрафов из-за камеры — нет

Фото: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ

Фото: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ

Наш с вами родной русский язык восхитителен. Восхитительна и та его разновидность, которую называют новоязом. Все эти «хлопки», «отрицательный рост» и тому подобные способы либо называть вещи не своими именами, либо давать им диковинные определения. Вот на днях мы вспомнили о существовании «спецсубъектов». Которые, к своему сожалению, начали попадать в те же неудобные жизненные ситуации, что и мы, простые, не специальные субъекты.

Практически любой человек, который садится за руль, рано или поздно попадает под камеру, после чего ему прилетает штраф. Превышение скорости, разметка, парковка — поводов полно. И в сложном городе иной раз и совершишь оплошность, даже не имея умысла что-то нарушать. Как говорится, никто не застрахован. Впрочем, нет, такие люди как раз существуют. Они и называются спецсубъектами.

В Совете Федерации про них как раз на днях и говорили. Судьи, прокуроры, сенаторы, депутаты и другие важные персоны защищены от наказаний за нарушение ПДД. Но это если наказать их задумает живой гаишник. А если нарушение фиксирует камера — то нет. Бездушной железяке все равно, и про нашу субординацию она ничего не знает. «Получается, что гарантии неприкосновенности прекращают действовать при автоматической фиксации. Это нелогично», — недоумевает сенатор Максим Кавджарадзе.

Конечно, нелогично. Даже удивительно, что в парламенте возникла целая дискуссия на эту тему. И что нашлись не только те, кто согласен с Кавджарадзе, но и те, кто полагает, что неприкосновенность необходима только для обеспечения независимости должностных лиц от посторонних людей и страховки от возможного давления, а от техники защищаться не нужно — она как бы изначально объективна и ни на кого не давит.

Читайте также

Барин едет!

Барин едет!

Свой статус и свои мигалки чиновники стали ценить в 15 раз выше

Был у меня случай. Несколько лет назад. Штраф пришел за нарушение, которое я уже погасил. Пришел под конец года, и разбираться пришлось только в первый рабочий день уже нового, наступившего. В отделе собралась целая толпа — и все с точно такой же проблемой. Система дала сбой, выкинула всем повторные штрафы, и народ, ошалевший от этого безобразия в совокупности с очумелостью после январских праздников, был зол, вываливая всё на несчастного офицера, который только успевал извиняться и отменять штрафы.

А сколько историй про камеры, которые воспринимают пассажира как водителя, пристегнутого водителя считают непристегнутым, а движущийся автомобиль почему-то воспринимают как запарковавшийся посреди потока!.. Все это дико раздражает, оспорить абсурдные наказания бывает очень трудно. И я прекрасно понимаю «спецсубъектов», которым не хочется тратить свое драгоценное время на подобную белиберду. И лично я ни им, ни кому угодно вообще не желаю испытывать эти мучения.

Но все-таки. Я с трудном представляю себе в наше время реальное давление на судей или депутатов с помощью подобных методов. Даже если бы это не было запрещено. Кто рискнет? А уж если захотят давить, заставляя принимать некие решения, то найдут более изощренные способы. Впрочем, тут я гадать не хочу и примеров не приведу. Случаев же, когда машины со «спецобъектами» на борту попадали в скверные истории, нарушая правила, подвергали опасности других людей, было немало. Но иммунитет от наказания не позволял воздать нарушителям по заслугам.

Безнаказанность стала привилегией, частью условного соцпакета, прилагающегося к должности или погонам.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Спецобъекты» могут ехать по разделительной полосе или даже по встречке, на любой свет, перемещаться с любой скоростью и парковаться в любом месте. И не потому, что это помогает им избежать постороннего давления в рамках должностных обязанностей. Они мчатся не только тогда, когда куда-то спешат по делам. А просто потому, что могут, им так хочется, им так удобнее. А если, не дай бог, авария, виноваты будут не они, а ты/вы/мы.

Можно вспомнить опричников Ивана Грозного, имевших, скажем так, весьма широкие полномочия. Царь Иван сейчас популярен и служит образцом строгого правителя и государственника. И его опричные люди тоже кажутся кому-то ролевыми моделями. Сам их статус позволял быть выше простых людей и делать все, что им вздумается, — в том числе с теми же простыми людьми. Соблазнительно жить в XXI веке по принципам века XVI.

Сенатор Максим Кавджарадзе во время дискуссии в Совфеде уточнил, что нормы, гарантирующие неприкосновенность и особый порядок наказания спецсубъектов, «рассеяны» по разным законам. И я согласен с ним в том, что надо все это сконцентрировать в одном месте и реально оформить пакет неприкосновенности — для публичной наглядности.

Этот материал входит в подписку

Твердый знак

Знаки текущего момента с А. Орехом

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow