КомментарийЭкономика

Кому больнее от роста налогов

Формула говорит: большую часть нагрузки от повышения НДС примут на себя богатые россияне. Справедливо? Нет — из-за количества бедных

Кому больнее от роста налогов

Фот :Олег Харсеев / Коммерсантъ

Повышение НДС — центральный элемент налогового маневра в бюджете-2026 — представляет собой не просто техническое изменение ставки. На самом деле, это сложная социально-экономическая операция, которая, с одной стороны, должна обеспечить бюджет дополнительными доходами, с другой — охладить потребительскую экономику. Но давайте по порядку.

Ставка НДС повышается с 20 до 22%. В итоге фискальный результат (по оценке Минфина) выглядит так:

  • 2026 год: +1,4 трлн руб. (из них ~1,23 трлн — нагрузка на население через подорожание товаров и услуг);
  • 2027 год: +1,9 трлн руб.;
  • 2028 год: +2,0 трлн руб.

При этом льготная ставка (10%) сохранена для социально значимых товаров (продовольствие, детские товары, лекарства).

Это — ключ к пониманию того, как нагрузка перераспределится в обществе.

Механизм такого перераспределения подробно описан в «Отзыве на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов», представленном экспертом Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Ксенией Савчишиной.

В чем суть дела?

Все домохозяйства РФ можно ранжировать по уровню доходов (от самых низких к самым высоким) и разбить на 10 равных групп (по 10% населения в каждой).

  • 1-я дециль — 10% наименее обеспеченных;

<…>

  • 10-я дециль — 10% самых обеспеченных.

По расчетам ИНП РАН, рост абсолютного налогового бремени ложится на богатых (т.н. «прогрессивность в сборе»):

10-я (самая богатая) группа заплатит 32% от всей суммы дополнительного НДС;

7‒9-я группы (средний и верхний средний класс) заплатят еще 38% (10%+12%+16%).

Итого: 30% самого обеспеченного населения РФ заплатят 70% от всего дополнительного НДС.

Это — целенаправленное изъятие средств у наиболее платежеспособной части общества. Бюджет в абсолютном выражении получает средства преимущественно от «богатых». Социальная справедливость в действии? Не совсем.

Повышение относительного налогового бремени бьет по всем, и для бедных удар чувствительнее (регрессивность в потреблении).

По расчетам, приведенным в том же «Отзыве…», жизнь подорожает для каждой децильной группы:

  • 1-я (самая бедная) группа: +1,1% к расходам;

<…>

  • 5-я (средняя) группа: +1,3%;

<…>

  • 10-я (самая богатая) группа: +1,8%.

Почему богатые платят больше в процентах? Дело в структуре потребления.

Поскольку на питание и другие льготные товары сохраняется пониженная ставка НДС, основная дополнительная нагрузка ложится на потребление всех остальных товаров и услуг — это электроника, автомобили, рестораны, развлечения, одежда, сервисы — то, что составляет большую часть потребительской корзины богатых.

На еду:

  • 10-я (богатейшая) группа тратит 20% доходов;
  • 1-я (беднейшая) группа тратит 48% доходов.

У бедных льготный НДС покрывает почти половину их скромной потребительской корзины, поэтому их относительная нагрузка ниже.

Так что «новый НДС» — это умный, но жесткий фискальный инструмент. Он эффективно изымает средства из экономики, целенаправленно нагружая более состоятельные слои населения в абсолютном выражении. Однако в относительном выражении — он бьет по всем, и для нижних бедных этот удар болезненнее из-за их ограниченных финансовых возможностей.

Читайте также

От налога родится только новый налог. Покрупнее

От налога родится только новый налог. Покрупнее

Что сказал бы основоположник марксизма об источниках финансирования российского бюджета

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Чем больше доля расходов на питание, тем беднее страна и ее жители. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной. Если доля расходов на питание лежит в интервале 40–50%, то благосостояние такого населения можно считать низким, поскольку в таком случае люди могут удовлетворять лишь основные потребности. И только при доле расходов на продукты питания, составляющей около 30–40%, население считается сравнительно обеспеченным.

В РФ с расходами на питание дело обстоит так — последние 30 лет доля расходов на питание в стране достаточно устойчиво снижалась, а доля расходов на непродовольственные товары — росла. Но в начале 2010-х этот тренд приостановился. И РФ продолжает относиться к странам, в которых структура потребительских расходов населения характеризуется относительно высокой долей расходов на продовольствие.

Минимальная доля расходов на продукты питания была в 2014 г., а затем колебалась в пределах от 40,1 до 41,5%.

Анализ экспертов НИУ ВШЭ показал, что уже длительное время среднестатистическая российская семья тратит в течение месяца на продукты питания немногим более 40% своего бюджета.

«…Причем, чем ниже у семьи доходы, тем большая их часть направляется на еду. Нередко продукты питания покупаются в ущерб удовлетворения каких-то иных потребностей и желаний, от которых семьям проще отказаться. Немало людей урезают расходы не только на отдых и развлечения, но и перераспределяют бюджет в пользу покупки еды и самого необходимого.

В 2023 г. отмечен некоторый рост расходов российских семей на продукты питания. По сравнению с предыдущим годом доля расходов домохозяйств на продовольствие выросла с 41,4 до 42,5%, вернувшись к уровню 2011 г. Этот рост был обусловлен главным образом повышением ежемесячных расходов домохозяйств на продукты питания и снижением ежемесячных расходов на непродовольственные товары»

(см.: Воронин Г.Л. и др. Российские домохозяйства: динамика доходов, расходов… 1994–2023 гг.).

Читайте также

Хорошо, что пока не по карточкам

Хорошо, что пока не по карточкам

В чем причина вспыхнувшего конфликта между банками и маркетплейсами

Интересно, что еще в 2014‒15 гг. Фонд «Общественное мнение» зафиксировал резкое «снижение оптимизма в отношении материального положения» — люди всё поняли уже тогда и сделали выводы.

Зато с 2022 года оценки перспектив материального положения людей начали расти. Но, как отмечается в «Вестнике российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (2025 г.), в 2023 году средние совокупные доходы домохозяйств в рублях с учетом инфляции — 70 654 рубля — не вернулись на уровень 2014 года (74 280 руб.) и едва превысили уровень 2008 года (70 253 руб.).

Так что денег на руках у людей, возможно, и стало больше — а вот потребление на макроуровне так и не выросло.

И хотя правительство через систему льгот искусственно перераспределило налоговую нагрузку, направив в бюджет основной денежный поток от богатых, но для бедных даже небольшое увеличение нагрузки на их бюджет является чувствительным.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow