СюжетыЭкономика

Хорошо, что пока не по карточкам

В чем причина вспыхнувшего конфликта между банками и маркетплейсами

Хорошо, что пока не по карточкам

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Мы стали свидетелями значимого корпоративного конфликта, в котором столкнулись не просто отдельные компании, а целые бизнес-модели.

С одной стороны баррикады — консорциум из пяти системообразующих банков: Сбербанк, ВТБ, Т-Банк, Альфа-Банк и Совкомбанк. С другой — крупнейшие маркетплейсы: Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет».

Внешняя сторона спора — практика предоставления маркетплейсами дополнительных скидок покупателям, которые оплачивают покупки картами дочерних банков этих же площадок, — вызвала раздражение гигантов банковского рынка. Банкиры требуют законодательного запрета таких практик, маркетплейсы называют эти требования попыткой уничтожения конкуренции.

И конфликт крупнейших российских банков и ведущих маркетплейсов вышел далеко за рамки обычной конкурентной борьбы и перерос в полноценную лоббистскую войну с привлечением высших органов власти. Но в действительности проблема здесь не только в столкновении двух бизнес-моделей.

Между молотом и наковальней

Конфликт между банками и маркетплейсами перешел в публичную плоскость после того, как 20 ноября 2025 года руководители пяти крупнейших банков — Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка, Совкомбанка — направили официальное письмо в Госдуму с просьбой запретить маркетплейсам предоставлять скидки на товары при оплате картами дочерних банков и спонсировать скидки на товары за счет собственных средств. При этом, по логике банкиров, запрет должен быть распространен как на прямые скидки и промоакции, так и на косвенные формы финансирования — бонусные программы, маркетинговые субсидии. Исключение может составить продажа собственных товаров цифровых площадок и социально значимых товаров.

Аргументацию банкиров можно свести к нескольким ключевым тезисам.

  • Тезис 1: Нарушение принципов равной конкуренции

Банкиры утверждают, что связывание размера скидки с выбором платежного инструмента создает неравные условия для всех участников финансового рынка. По их оценкам, такая практика является формой скрытой конкурентной борьбы, которая нарушает базовые принципы рыночного равенства.

  • Тезис 2: Мировая практика регулирования

В своем обращении руководители банков ссылаются на международный опыт. Они указывают, что в Европейском союзе установлены прямые ограничения на ценовые манипуляции со стороны системно значимых платформ. (В Китае аналогичные меры действуют с 2021 года, а в Турции размер субсидий ограничен 0,3% от оборота для крупных платформ.)

  • Тезис 3: Налоговые потери

Один из самых резонансных аргументов ранее уже прозвучал от руководства Сбера, заявившего о недоплате маркетплейсами 1,5 триллиона рублей налогов из-за системы скидок. Позже этот тезис был уточнен — речь шла не о прямых налоговых нарушениях, а о потенциальных недополученных бюджетом средствах в 2026 году из-за налогового арбитража продавцов на маркетплейсах, применяющих специальные налоговые режимы.

  • Тезис 4: Защита платежной системы

Представители банков характеризуют сложившуюся практику как «очевидный монополизм, наносящий долгосрочный урон потребителям и банкам», который «подрывает однородность платежной системы страны».

  • Тезис 5: Риски для финансовой стабильности

Анонимные представители банковского сообщества выразили обеспокоенность «агрессивным кредитным риском» банков маркетплейсов, который «может стать системным». Это указывает на опасения традиционных банков относительно стремительного роста финтех-подразделений онлайн-платформ.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Маркетплейсы выстраивают не менее убедительную линию защиты, основанную на принципах рыночной конкуренции и защите интересов потребителей.

  • Аргумент 1: Двойные стандарты банков

Представители Wildberries указывают на парадокс: банки десятилетиями используют программы лояльности, скидки и кешбэк как «излюбленный инструмент», но пытаются ограничить аналогичные практики для маркетплейсов. В Ozon задаются резонным вопросом: если распространить эту логику на всех игроков, то и баллы «СберСпасибо» не должны начисляться при оплате сервисов Сбера или товаров «Мегамаркета».

  • Аргумент 2: Удар по потребителям

Wildberries настаивают, что запрет скидок приведет к удорожанию товаров для миллионов россиян. По оценкам Общественной потребительской инициативы, ограничение скидок может привести к росту конечных цен для покупателей на 15–20%.

  • Аргумент 3: Искажение международного опыта

В Wildberries & Russ утверждают, что банки «сознательно игнорируют контекст и манипулируют фактами», ссылаясь на зарубежный опыт. По их информации, в ЕС регулирование направлено против транснациональных американских и китайских компаний и не затрагивает национальных европейских игроков.

  • Аргумент 4: Наличие конкурентных возможностей

Маркетплейсы подчеркивают, что абсолютно все российские банки уже имеют техническую возможность предоставлять кешбэк за покупки на цифровых платформах. Однако, по их данным, лишь единицы банков активно используют этот инструмент.

В конфликт активно включились государственные регуляторы, занявшие различные позиции.

  • Глава ЦБ встала на сторону традиционных банков, заявив, что «стоимость товара не должна зависеть от способа оплаты», и назвав подобную схему «манипуляцией». Регулятор предложил запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты и продавать на маркетплейсах продукты дочерних банков.
  • Министерство экономического развития заняло более сбалансированную позицию, заявив, что «внедрение тех или иных ограничений применительно к скидкам нужно рассматривать комплексно», а эффекты — «прогнозировать, учитывая и оценивая последствия для продавцов и покупателей».
  • В Государственной думе заявили, что парламент совместно с банками занимается вопросом ценообразования на маркетплейсах, прозвучало также мнение о необходимости «выровнять условия доступа банков к информационной платформе маркетплейсов».

24 ноября 2025 года основательница Wildberries Татьяна Ким опубликовала открытое письмо правительству, ЦБ и Федеральному собранию, в котором привела системную аргументацию в защиту позиции маркетплейсов, с просьбой дать площадку для диалога.

В письме были впечатляющие цифры: пять банков-инициаторов «запрета скидок» за девять месяцев 2025 года получили совокупную чистую прибыль в размере 1,93 триллиона рублей. В то же время суммарный результат профильных финтех-подразделений торговых площадок («ВБ Банк», «Озон Банк», «Яндекс Банк») и экосистемного МТС Банка составил около 79 миллиардов рублей (все данные — статистика ЦБ РФ). Формально можно сказать, что финансовый результат «главных банков» превышает возможности маркетплейс-банкинга более чем в 24 раза.

Основательница Wildberries Татьяна Ким. Фото: Википедия

Основательница Wildberries Татьяна Ким. Фото: Википедия

Основательница Wildberries напомнила, что ее компания стала первым участником налогового мониторинга ФНС в отрасли торговли еще в 2020 году. По оценке руководителя ФНС, «риски нарушения налогового законодательства есть лишь у 0,3% компаний и ИП на маркетплейсах».

Ким указала и на противоречие в аргументации банков: тезис о невозможности равноправной борьбы разбивается о фактическое наличие у банков собственных торговых платформ.

Она напомнила о функционировании «Мегамаркета» и сервисов «Самокат», «Купер» в периметре Сбера, что доказывает наличие у банков неограниченного ресурса для конвергенции товарных и расчетных сервисов.

По мнению Татьяны Ким, истинные мотивы банков сводятся к желанию «снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов». Она предупредила, что удовлетворение требований банков приведет к «стагнации российского бизнеса, разгону инфляции, радикальному ухудшению конкурентной среды».

Хронология битвы «за скидки и против»

На самом деле, конфликт назревал постепенно, и его эскалация месяц за месяцем демонстрирует, как локальный спор о скидках перерос в системное противостояние (которое может повлиять на будущее платформенной экономики в РФ).

  • Февраль 2025 года: «Первый выстрел»

Застрельщиками конфликта выступили не банки, а представители традиционного ритейла. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в Федеральную антимонопольную службу жалобу на маркетплейсы, обвинив их в демпинге и нерыночных скидках, финансируемых из собственного бюджета платформ. Позже Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предложила законодательно ограничить инвестиции маркетплейсов в собственные скидки на товары уровнем в 10% от годового оборота.

Это был первый организованный вызов онлайн-площадкам. Обратите внимание, что «первый выстрел» прозвучал не из банковских «тяжелых орудий», а из «легкой артиллерии» ассоциаций традиционного ритейла.

Это классический прием — использовать третью сторону для проверки политической обороны противника. Жалобы в ФАС и предложения ограничить инвестиции маркетплейсов на 10% от оборота были пробным шаром.

Цель — оценить, есть ли у площадок политическая защита и какова будет реакция регуляторов. Оборона маркетплейсов оказалась слабой — защитных залпов с их стороны практически не последовало. Штурм можно было начинать.

  • Июль 2025 года: Банки идут в наступление

Сбер первым из финансовых гигантов официально обратил внимание финансового регулятора на растущее присутствие дочерних банков цифровых платформ — «Озон Банка», Wildberries & Russ Bank, «Яндекс Банка» — и наличие у них регуляторного арбитража. Заместитель председателя Сбера отметил, что некоторые из этих банков «деньги привлекают, а кредитуют очень элегантно с других активов», намекая на обход макропруденциальных лимитов.

Официальное обращение в ЦБ — это уже не разведка, а выдвижение тяжелой артиллерии на боевые позиции. Формулировки про «регуляторный арбитраж» и «элегантное кредитование» — это прицельные выстрелы по самым уязвимым местам финтеха маркетплейсов. Параллельно принимается закон «О платформенной экономике», который вводит новые правила для маркетплейсов, включая проверку продавцов и запрет на продажу запрещенных товаров. Однако вопросы скидок и финансовых услуг закон напрямую не затронул, оставив пространство для дальнейшей борьбы. Банкиры позже охарактеризовали документ как принятый «в достаточно сыром виде».

Фото: Виталий Смольников / Коммерсантъ

Фото: Виталий Смольников / Коммерсантъ

  • Сентябрь 2025 года: Эскалация риторики

Глава ВТБ сделал знаковое заявление, предложив отнести банки крупных маркетплейсов к системообразующим, мотивируя это тем, что по охвату клиентуры они «значительно превосходят и ВТБ, и Альфа-банк». Сильнейший ход! Предложение ВТБ выглядит как комплимент, но на деле является ловушкой.

Системообразующий статус — это не только привилегии, но и жесткие ограничения, повышенный надзор, контроль со стороны регулятора. Фактически, банкиры предлагали: «Если вы такие большие, давайте мы вас поставим на специальный учет».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Через месяц традиционно осторожный и консервативный Совет Федерации уже официально рекомендует правительству ввести в закон «О платформенной экономике» поправки, обеспечивающие «равные условия для всех продавцов и покупателей», а также закрепить «принцип единой цены на товары независимо от выбранного способа оплаты». Это была первая серьезная победа лоббистского аппарата традиционных банков на законодательном уровне.

Лоббистская машина банков работает как часы: сначала пробный шар, затем тяжелая артиллерия, потом подключение законодателей.

  • 28 октября 2025 года глава ЦБ РФ впервые публично и недвусмысленно высказала позицию регулятора, заявив, что скидки при оплате картами банков маркетплейсов несправедливы. Ключевой стала формулировка: «Скидки не являются скрытой формой эмиссии, а вот скрытой формой конкурентной борьбы — являются». Когда руководство Центробанка лично называет практику скидок «скрытой формой конкурентной борьбы», это равносильно залпу из главного калибра. После этого любое сопротивление маркетплейсов можно трактовать как противостояние не банкам, а самой финансовой власти страны.
  • 13 ноября 2025 года: стало известно, что Ozon и Wildberries не пришли к единому мнению по участию банков в бонусных программах и формирования цены в зависимости от способа оплаты. При этом «Яндекс Маркет», напротив, занял более гибкую позицию, заявив о готовности обсуждать с регулятором форматы регулирования скидочной политики. Этот раскол ослабил переговорные позиции онлайн-платформ.
  • 18 ноября 2025 года: глава Сбербанка на форуме «Фокус на клиента» публично заявил, что онлайн-платформы недоплатили 1,5 трлн руб. налогов из-за системы скидок. В тот же день глава ЦБ предупредила о возможном запрете маркетплейсам иметь дочерние банки. Конфликт окончательно перешел из кулуарного в публичное поле, приобретя невиданный ранее масштаб.

Еще раз — речь шла не о прямых налоговых нарушениях, а о потенциальных недополученных бюджетом средствах в 2026 году из-за налогового арбитража продавцов на маркетплейсах, применяющих специальные налоговые режимы, но цифра о полутора триллионах налоговых потерь прозвучала настолько внушительно, что ее немедленно подхватили СМИ.

Фото: Евгений Разумный/Коммерсантъ

Фото: Евгений Разумный/Коммерсантъ

  • 20 ноября 2025 года: последовало коллективное письмо пяти крупнейших банков в Госдуму с конкретными законодательными инициативами. Обратите внимание на безупречную координацию действий: сначала создается информационный повод, затем следует официальное давление.
  • 24 ноября 2025 года: маркетплейсы, наконец, переходят в контрнаступление. Открытое письмо основательницы Wildberries — это попытка вырваться из «оперативного окружения», а приведенные цифры — 1,93 трлн прибыли банков против 79 млрд у финтеха площадок — это мощный контраргумент.

Но здесь же проявляется проблема в стратегии маркетплейсов — раскол в их собственных рядах.

Пока Wildberries и Ozon занимают жесткую позицию, «Яндекс Маркет» демонстративно заявляет о готовности к переговорам. Единого фронта не получается — и это смертный приговор для любой обороны.

Эта хронология наглядно показывает, что текущая ситуация — не внезапная вспышка, а закономерный итог почти годового противостояния, в котором каждая сторона методично наращивала давление, ища слабые места в аргументации и регуляторной позиции оппонента. И позиция банков в этой ситуации выглядит сильнее

А как же люди? Те самые «потребители услуг банков и маркетплейсов».

Люди свой выбор сделали, но…

Людей тоже спросили. И, судя по данным последнего по времени опроса ВЦИОМ «Банки vs маркетплейсов: скидкам быть?» от 25 ноября 2025 года, гражданам не очень понравилась идея ограничения скидок на маркетплейсах.

Подавляющее большинство респондентов (64%) оценили инициативу банков как «скорее несправедливую». Доля поддерживающих инициативу (13%) на этом фоне выглядит статистически незначительной. Высокий процент затруднившихся с ответом (23%) может указывать на недостаточную информированность или сложность вопроса для части аудитории, однако даже с их учетом негативный тренд является преобладающим, отмечают эксперты ВЦИОМ.

Респонденты ВЦИОМ хорошо понимают потенциальные последствия предлагаемого запрета скидок «от маркетплейсов». Среди тех, кто регулярно делает покупки на маркетплейсах, 78% прогнозируют рост цен. Постоянные клиенты маркетплейсов вполне рационально оценивают скидку как прямой инструмент повышения своей покупательной способности, а ее отмену — как фактор снижения реальных доходов.

А как вы думали? Банки перестали давать потребительские кредиты — пришлось пойти на маркетплейсы за скидками. Кроме того, значительная часть респондентов-клиентов маркетплейсов (71%) заявляет о негативном влиянии инициативы на малый и средний бизнес (МСП), работающий на маркетплейсах.

Действительно, маркетплейсы стали для 1 миллиона предпринимателей практически единственной возможностью масштабироваться и выйти на многомиллионную аудиторию. Ограничительные меры могут поставить под удар всю эту экосистему.

Доля тех, кто вообще не пользуется маркетплейсами, составляет 27%. Следовательно, проникновение маркетплейсов в потребительскую аудиторию достигает 73%. Совокупная доля респондентов, совершающих покупки несколько раз в месяц и чаще, составляет 55%, т.е. для более чем половины населения они стали регулярным инструментом удовлетворения потребительских нужд.

…Все это было бы хорошо, но граждане поздно спохватились — они давно сделали свой выбор в пользу «бюджетно-производственной» экономики, вместо «потребительской», так что тут переживать о маркетплейсах и скидках.

Что бы там ни говорил в конкретном случае финансовый регулятор — скидка при оплате картой «маркетплейсовского банка» — это ведь, по большому счету, то же самое, что потребительское кредитование этого покупателя маркетплейса, с точки зрения обеспечения частного равновесия между спросом и предложением. Маленькое (в расчете на одного покупателя) — но кредитование. У покупателя есть 8 рублей, товар стоит 10 рублей, а на кредитной карте «обычного банка» нет денег. Не плачь, говорит потребителю «маркетплейсовский банк», вот тебе два рубля скидки, а то и рубль скидки, а рубль в кредит — оформляй покупку и беги в пункт выдачи товара. На макроуровне — это то же самое кредитование, повышающее доступность потребительских товаров.

Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ

Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ

Еще раз: такая скидка делает товар более доступным для потребителя (который, без этой скидки, возможно, не купил бы это товар вообще). Так и предоставление кредита — это про то же самое. А поскольку общая линия регулятора и правительства идет в том направлении, чтобы потребителю «кредитов не давать» (ресурсы нужны на приоритетные задачи), то, в общем, понятна и позиция банков.

Но и банки, и регулятор, и правительство можно понять. Потому что граждане хотят от правительства и финансового регулятора невозможного. Гражданам хочется снижения банковских ставок для финансирования «производства», не имеющего отношения к потребительскому рынку (все опросы показывают, как гражданам нравится идея «структурной трансформации», «роста производства»). Неслучайно среди Индексов оценок перспектив макроэкономических показателей последнего по времени опроса ФОМ только «Индекс перспектив уровня производства» — единственный, показывающий устойчивый позитивный тренд в макроэкономических ожиданиях, находится на уровне выше 100 (130).

Люди положительно оценивает и риторику, и видимые успехи в области производства, финансируемого бюджетом.

Но удовлетворение на макроуровне («наши великие заводы наконец-то работают» — «как при Сталине!», добавляют люди) существует параллельно с неудовлетворенностью на микроуровне («а чё в магазине всё так дорого-то? мне не хватает…»).

Денег не хватает — и вместе с «ростом производства, как при Сталине» гражданам одновременно хочется расширения потребительского кредита (а скидки маркетплейсов — это то же самое, что кредит) для покупки ширпотреба (производство которого в стране либо стагнирует, либо сокращается).

Нет, товарищи, в ситуации нехватки ресурсов и высокой инфляции это так не будет работать, можно жаловаться хоть во ВЦИОМ, хоть еще куда.

Еще раз: дело тут не в «скидках» и не в «конкуренции», а в курсе на системное ограничение потребления и — одновременно — в росте налогообложения этого потребления: хочешь покупать — будь любезен, плати налоги с максимально возможной цены покупки, не отвлекай «ресурсы» на всякую потребительскую мишуру.

Скидки вам? А какие в вашем СССР со всем его «производством» вы видели «скидки от магазина»? Зато сейчас у правительства есть план по сбору НДС, сфокусированный на увеличении налогообложения потребления, и все эти ваши «скидки» — это вообще-то его сокращение. Плюс через маркетплейсы в значительной степени идет импорт: меньше покупок — меньше величина спроса на импорт, т.е. на долю «валютной выручки».

Если бы экономика действительно росла — на рынке маркетплейсов и финансовых услуг хватило бы места всем. А там, где нет роста, — там и начинается распределение. Хорошо, что пока не по карточкам.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow