РепортажиОбщество

«Не умеют делать машины, пусть делают сковородки»

Сотни приморцев вышли на митинг против утильсбора — власти его согласовали

«Не умеют делать машины, пусть делают сковородки»

Митинг против повышения утильсбора во Владивостоке. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Митинг против кратного повышения утильсбора во Владивостоке собрал около 500 человек. Он прошел в местном Гайд-парке — на площадке около Дома молодежи — в субботу, 11 октября, и, на удивление, стал первым согласованным за несколько лет публичным мероприятием.

Собравшиеся вели себя крайне прилично, обошлось без провокаций со стороны митингующих и полиции. Требования и лозунги — только по заявленной теме, никакой политики (на первый взгляд). Плакаты — с предельно ясным содержанием, чтобы никто не попал под горячую руку силовиков. «Сначала дороги — потом сборы!» — гласит надпись на одном из плакатов.

— На Дальнем Востоке платится и транспортный налог, — замечает один организатор митинга, Надеждинский районный депутат Олег Григорьев. — Вот сейчас повысят нам утилизационный сбор. Но ведь Сахалин, Камчатка ездят в основном на джипах. Не из-за того, что хотят показать крутизну свою. А из-за того, что пока нет нормальных дорог. Так вот, транспортный налог платится в том числе и на эти дороги. С джипа объемом больше 160 «лошадей» собственник платит от 18 до 62 тысяч налога. Сейчас эти машины ввозить не будут.

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Для площадки у Дома молодежи 500 человек — немало. Особенно если учесть, что с ковидных времен, а уж тем более с 2022 года, никаких по-настоящему протестных мероприятий никому не согласовывали. Народ даже посмеивается: наверное, и этот митинг согласовали потому, что власть сама — за иномарки. А иначе как объяснить, что со времен ковида это, пожалуй, первое согласованное протестное мероприятие во Владивостоке?

— Хотелось бы, чтобы нас было больше. Но я смотрю, что нас все равно немало. А это вселяет оптимизм: гражданское общество во Владивостоке еще существует, — благодарит собравшихся организатор митинга, журналист и бывший депутат Геннадий Шульга. — Больше всего меня в этой жизни бесит, когда наше правительство держит нас за идиотов и считает, что мы проглотим любую инициативу, которую они предложат. История с утилизационным сбором — как раз тот случай. Но мне кажется, они просчитались: мы-то все понимаем.

Десять лет под видом взимания утильсбора идет «грабеж» платежеспособного населения России, у кого еще есть что взять. Не секрет, что у автомобилистов все равно есть какие-то деньги, которые государство в сложный для себя момент может выдернуть. Мы понимаем, что никто ничего не утилизирует. На самом старте, в 2012 году, эта история с утилизационным сбором представляла собой большую аферу. В то время Россия была участницей ВТО. А по уставу организации ее члены не имели права вводить заградительных пошлин на товары, поставляемые из стран-участниц ВТО. Как наше правительство выкрутилось? Обычную заградительную пошлину обозвали утилизационным сбором. И понеслось!

За эти 13 лет я уже сбился со счета, сколько раз они повышали утильсбор. И чем все это закончилось? Тем, что ставка сейчас улетела просто в космос.

Вы представьте, что Toyota Camry будет стоить как квартира. Скоро придется брать автоипотеку. Мне кажется, что в этот раз они подошли к красной черте, перед которой мы должны им сказать: «Хватит грабить свой народ!»

Народ скандирует с удовольствием. А Шульга напоминает, как министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов отвечал на вопрос депутата Госдумы от КПРФ Алексея Корниенко о целесообразности введения утильсбора (после этого Корниенко, кстати, подготовил обращение уже к премьер-министру Михаилу Мишустину, где просит подробно ответить на ряд вопросов).

— Меня что поразило? — продолжил Шульга. — Сидит Алиханов такой, в дорогом костюме. Ногу на ногу, значит, закинул и рассуждает: мы должны ввести утилизационный сбор, потому что надо сохранить рабочие места на АвтоВАЗе в Тольятти. У меня была первая мысль: он на свою министерскую зарплату мог бы скупить все нераспроданные «Лады» с «Москвичами» и ездить на них каждый день, как носки меняя эти машины. Но я за это платить не собираюсь! …Если они не умеют производить машины, так пусть производят сковородки.

Читайте также

Вопрос не на «ВАЗе», а в бюджете

Вопрос не на «ВАЗе», а в бюджете

О введения нового утильсбора для автомобильного рынка и о причинах народного гнева рассуждаем с таможенным юристом

Собравшиеся шумят. Платить не собирается никто. Все хотят ездить на нормальных машинах. Можно на китайских, собираемых в России, — но почему они тогда стоят, как крыло от Боинга? Или даже на русском автомобиле — только он должен быть приличным.

— Чтобы он обладал хотя бы тремя достоинствами. Был надежным, как Toyota. Дешевым, как китайский автомобиль. И шикарным, как Mersedes, — заявляет один из ораторов. И к пущему одобрению собравшихся предлагает уволить Антона Алиханова с должности министра.

Достаточно кинуть беглый взгляд на дороги, чтобы понять: никто на, прости господи, отечественный автопром здесь пересаживаться не будет, 30-летняя «японка» прочнее и комфортнее. Простые граждане даже новой «Ладе Калине» предпочтут пожившую Honda Fit. А у элит до сих пор в чести японские люксовые «прадики» и «лексусы». И, конечно, «Приусы» и «Аквы» — любимчики таксистов…

Но не Дальним Востоком единым. По словам одного из организаторов мероприятия, краевого депутата Александра Сустова, пикет против повышения утильсбора сегодня проходит и в Новосибирске. А планируют собраться активисты из Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Омска.

Отсутствие заводов по утилизации авто (и в целом отсутствие связи между утильсбором и утилизацией авто) — один из основных тезисов протестующих. За что вообще надо платить, если услуга как таковая не оказывается?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Завода по утилизации у нас нет. Максимум — может машина на «Де-фризе» под лед уйти на зимней рыбалке или сгореть где-нибудь. Куда уходят деньги? Ни за один рубль до сих пор перед нами никто не отчитался, — выступает юрист и активист Максим Чихунов. — Второй момент — поддержка нашего производителя. Прочитал недавно, что АвтоВАЗ выпустил новую «Ладу Искра», кажется, за 1 250 000 рублей! А там ничего нет: ни кондиционера, ни магнитолы, ни подлокотников!

Все смеются, из толпы поддерживают: «Да машины самой нет! О чем мы говорим?»

— А людям, рядовым гражданам, как ездить? Для простых граждан суммы неподъемные, — возмущена пенсионерка Людмила. Она помогает собирать подписи. — Я сама лицо заинтересованное, автомобилистка. Успела купить Toyota Raize до подорожания, у меня был утильсбор 5200 рублей. Моя машинка небольшая, под повышение не попадает. Но вы скажите, у нас есть хоть один завод по утилизации? Куда машину девать, когда выйдет срок годности? Лицемерие государства меня не устраивает. И цены. Ну куда? В магазин заходишь — все дороже и дороже! Квартиру купить невозможно, до машин добрались. А как жить-то?

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Автобизнес для Приморья — это одна из сфер, на которой держится экономика. Поэтому во Владивосток съехались люди со всего края. И поэтому на площадь вышли в том числе и представители автодилеров.

— Я в автомобильной сфере работаю давно. И пришел с колоссальным возмущением, — говорит один из выступающих Андрей Кузьмин. — Утилизационный сбор для дорогих автомобилей и дешевых примерно одинаковый. Но начнем с того, что никто здесь и никогда не утилизировал автомобиль, хотя сбор платили все. Я не знаю, за кого нас держат! Дураков здесь нет! Правительство хочет немного повысить доходы бюджета, увеличив утильсбор. Можно как-то это было адекватно, нормально рассчитать? Это же просто уничтожение рынка. В стране много кто занимается привозом автомобилей и покупает себе иномарки. Поддержать продажи АвтоВАЗа — это хорошая инициатива. Но при всем уважении: не такими же мерами? Конкурировать надо честно, нормально, технологично. А не как мы: все запретить, все уничтожить, убить до конца бизнес.

Анатолий Черепанов занимается привозом и перегоном автомобилей. Помогает людям забирать машины со складов и отправлять в разные концы России. И отмечает, что с машинами во Владивостоке так или иначе связаны многие.

— Огромное количество людей «кормится» с этой области. Страховщики, перевозчики, эвакуаторщики. Такой объем импорта в вакууме не происходит, — рассуждает Анатолий. — Все мои последние автомобили — гибридные, они попадают под повышение утильсбора. Я экоактивист, организую уборки городских пляжей, занимаюсь раздельным сбором мусора. И когда стою в пробке на гибриде, понимаю, что сохраняю таким образом окружающую среду. Я человек верующий, за работу не переживаю — считаю, что Господь даст. Но суть в том, что поправки убьют почти три четверти ввозимого объема.

Забавно, что Минпромторг говорит о том, что более 80% автомобилистов ездят на машинах с мощностью двигателя менее 160 л.с. (стыдливо умалчивая о гибридах и электрокарах) — то есть повышение по ним не ударит. А участники рынка в один голос утверждают: нет, как раз большинство под повышение-то и подпадает.

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

— Я думаю, отрасль в лучшем случае уйдет в стагнацию, в худшем — 70–80% рынка просто «отвалится». Люди платят налоги и наполняют госбюджет с помощью пошлин, теперь это иссякнет. Этот сбор — не коммерческий, а заградительный. То, что от повышения утильсбора пострадают только богачи, — неправда. Более 80% сделок у нас — машины более 160 л.с., — рассуждает Анатолий Иванов, руководитель небольшой компании по привозу машин «Автокартель». — Каждый седьмой человек, живущий во Владивостоке, по моим подсчетам, так или иначе связан с этой сферой. У нас более тысячи компаний по привозу авто, в каждой кто-то работает, огромное количество потребителей. Мы-то переживем, адаптируемся. Но если сейчас основное количество сделок составляют корейские и китайские более мощные авто, то после этого основу будут составлять японские малолитражки. И это обойти, наверное, невозможно. Стагнация рынка даже на полгода приведет к большим потерям госбюджета, он на большую долю наполняется от ввозных пошлин.

Минпромторг говорит о серых схемах в дилерских центрах, но не дает цифр. А ведь это самое важное. Граждане-то давно уже берут японские, китайские и корейские автомобили непосредственно из-за рубежа, растаможивают в портах Дальнего Востока и потом везут в любую точку страны либо автовозами, либо поездом, либо с помощью перегонщиков.

Александр Норотов из «Япония Трейд» рассказывает, что даже праворульные авто из Японии сейчас «распробовали» все регионы, не говоря уж про китайский и корейский автопром. Под повышение утильсбора попадает больше половины ввозимых компанией машин.

— Сперва мы столкнулись с санкциями со стороны Японии, когда ввели запрет на продажу в Россию авто объемом двигателя свыше двух литров. Но как только мы нашли альтернативные пути ввоза, появилась внутренняя преграда, — сетует Александр. — Думаю, большие проблемы сейчас возникнут у частников. У компаний поменьше… Я не знаю, есть ли им смысл дальше этим заниматься, учитывая, что большие игроки будут «выгребать» аукционы Японии.

По словам организатора митинга, краевого депутата Александра Сустова, на митинге собрано более 300 подписей против утилизационного сбора. Вместе с резолюцией их направят в правительство РФ после 15 октября.

Приморье

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow