КомментарийОбщество

Вопрос не на «ВАЗе», а в бюджете

О введения нового утильсбора для автомобильного рынка и о причинах народного гнева рассуждаем с таможенным юристом

Вопрос не на «ВАЗе», а в бюджете

Владивосток. Во время утилизации автомобиля. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС

3 октября завершился сбор отзывов и мнений о новых ставках утилизационного сбора на импортные авто. На момент сдачи текста под проектом изменений в постановление правительства граждане страны поставили 642 отметки «нравится» и 116 939 — «не нравится», и количество недовольных продолжает расти (отреагировать можно, несмотря на то что публичное обсуждение закончено).

Немудрено — утильсбор на популярные машины мощностью более 160 л.с., а также на гибриды и электрокары подорожает кратно. Например, Toyota Rav4 моложе трех лет станет дороже на 750 тысяч рублей, Volkswagen Tiguan — почти на 800 тысяч, Geely Monjaro — почти на 840 тысяч, Kia Sorrento — почти на 2 миллиона, Hyundai Palisade — без малого на 2,2 миллиона. А ведь это вовсе не авто премиум-класса, а вполне себе транспортные средства для граждан среднего или выше среднего класса. И это при том, что фактически в России эта услуга не оказывается, а даже если бы оказывалась — какое вообще отношение лошадиные силы имеют к утилизации?

Проголосовать и высказать свое мнение развернуто можно было, только авторизовавшись через «Госуслуги» на федеральном портале проектов правовых актов.

Есть ли еще надежда, что Минпромторг одумается? Кому новые ставки утильсбора на руку, а кого они убьют? Вырастут ли от этого продажи у «АвтоВАЗа»? И почему нельзя говорить о том, что протестуют только дальневосточники? Об этом «Новая» беседует с таможенным юристом Евгением Антиповым.

Евгений Антипов. Фото: соцсети

Евгений Антипов. Фото: соцсети

Отечественному автопрому это не помогает

— Повышение ставок утилизационного сбора — казалось бы, вещь неминуемая. Их уже подсчитали, против них уже протестуют автомобилисты. Но никто официально не заявлял ни о сроках, ни о самом повышении.

— Варианты принятия поправок в постановление правительства могут быть разными. Очевидно, что по интернету расходится негатив, в телеграм-каналах блогеры с различной позицией по базовым вопросам активно выражают свое мнение против. Инициатива набрала первые 65 тысяч отрицательных отзывов, была снята с голосования и запущена заново — и набрала более 110 тысяч, скажем так, «дизлайков» (и всего чуть более 600 «лайков» — диспропорция очевидна).

Вполне возможно, что поправки просто не примут. Понятно, что это борьба определенной группы за свои интересы. Плюс-минус понятно, что это за группа. Вопрос лишь в том, насколько те, кто лоббирует ее интересы, будет учитывать реальный народный хейт. Насколько далеко они готовы зайти? Могут, например, быть внесены поправки в уже принятые поправки, и дополнительные увеличительные меры просто отложат. Примут с 1 ноября, но введут лестничный порядок введения или просто сдвинут сроки на год, чтобы «замариновать». Как было с введением обязательной установки кнопок ГЛОНАСС, которое для дальневосточников откладывали.

А могут принять как есть.

Кому это надо?

— На Восточном экономическом форуме участники рынка не скрывают: поднятие ставки утилизационного сбора сыграло на руку тем, кто задействован в работе с отечественным автопромом…

— Автопрому как таковому это не помогает. Утилизационный сбор изначально не для того вводился. Давайте не валить все в кучу. Начнем с того, что это сбор, специализированная разновидность платежа. Формально — за оказание услуги по утилизации транспортного средства в случае вывода его из эксплуатации.

Я уже не говорю о том, что фактически эта услуга в стране не оказывается с момента введения утилизационного сбора в 2012 году. Его появление связано, собственно, со вступлением России в ВТО. По сути, он явился обходным маневром российских властей. Мы тогда не смогли согласовать заградительный тариф в виде обычных таможенных пошлин на автотранспортные средства. Поэтому как бы обманули ВТО, введя утильсбор, который формально таможенным платежом не является, но компенсирует таковой. Однако если бы кто-то возмущался, аргумент у России оказался бы железным: мы боремся за экологию, ввели дополнительный экологический сбор. Все же в мире в последние несколько лет носятся с зеленой повесткой, так что в ВТО хорошо восприняли этот шаг.

И все сделали вид, что не замечают, что в стране нет предприятий по утилизации. И фактически услуга до сих пор не оказывается, процесс не налажен. И все внутри страны это понимают.

Один любопытный персонаж, гражданин России, однажды попытался сдать машину на утилизацию. Не смог. И в связи с тем, что у него отказались ее принимать, он обратился в суд — дошел до Верховного суда. Пока он судился, в законодательство внесли поправки: создали уполномоченных операторов, которые способны принять авто на утилизацию, фактически разрешили это делать частным организациям.

Получается, что с точки зрения целесообразности все как будто бы красиво, а по сути — слишком дорогая компонента для услуги, которая фактически не оказывается.

Налоги и сборы на автопром в России уже сейчас очень велики. Приведу пример. Модель Haval Dargo в КНР в максимальной комплектации стоит около двух миллионов рублей на наши деньги. У нас в салоне продается за три с половиной. И не потому, что китайцы сильно жадные, а из-за нашего таможенного, налогового и прочего законодательств, которые приводят к удорожанию авто более чем вполовину.

В публичном пространстве, правда, часто звучат мнения о том, что эта мера стимулирует отечественного производителя. Но давайте не забывать, что утилизационный сбор существует и для российских производителей тоже. Просто в итоге его закладывают в цену товара. Так что потребитель платит всегда.

Читайте также

Свисток, а не гудок

Свисток, а не гудок

Что на самом деле происходит на «АвтоВАЗе», о якобы массовых увольнениях на котором так много пишут

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Ведь российские автопроизводители получают субсидии от государства для компенсации части затрат по утильсбору.

— А это уже другой вопрос. Формально субсидии не связаны с этим платежом. Но да: все животные равны, однако некоторые равнее. Определенная группа автопроизводителей, имея точки входа в правительство, добилась для себя преференций. Фактически сбор этим автопроизводителям компенсируется.

На сегодняшний день интересанты на удорожание утильсбора очевидны: «АвтоВАЗ», группа заводов Great Wall Motors, производящих ряд моделей китайских автомобилей, «Автотор», «Моторинвест» и т.д. В условиях существенного удорожания импортируемых из-за рубежа машин они в любом случае сделают наценку на свои товары. Хотя и субсидию получать продолжат.

Не Дальним Востоком единым

— На Дальнем Востоке с автомобилями так или иначе связаны многие: это импорт машин, растаможка, сервис и тюнинг. Поэтому (знаем по опыту, в том числе — массовых протестов 2008 года, когда наступали на хвост импортным автомобилям) рынок и население на Дальнем Востоке всегда на это довольно остро реагируют.

— Ну давайте так. В Приморье не живет и двух миллионов человек, на всем Дальнем Востоке — хорошо, если наберется восемь миллионов. Это при огромных масштабах региона чуть больше пяти процентов населения страны. Сколько реально человек включено в работу с транспортными средствами? Для макрорегиона, возможно, критичное число. В масштабах страны — капля в море. Любое решение правительства по части налогов и сборов для граждан всегда отрицательное. Прямо или косвенно и повышение ставок утильсбора повлияет на многих граждан. Покупателями транспортных средств с рынков Кореи, Японии, даже Китая сегодня являются далеко не только жители востока России.

Читайте также

Стоп, машины!

Стоп, машины!

На фоне обвала продаж на четырехдневную рабочую неделю перешли заводы ЛиАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и ВАЗ. Специальный репортаж из Тольятти

— Запад страны, по ощущениям, спокойнее относится к автомобилям, произведенным или собранным в России…

— Мы не знаем, как кто реагирует. Полагаю, что внятной социологии на этот счет нет. Могу судить по отзывам и цифрам: «дизлайк» на проект поправок ставят ведь далеко не только жители Владивостока! И телеграм-каналы, в том числе провластные, которые крайне негативно отзываются об эти поправках, — в основном с федеральной повесткой. И никто из них не поднимает вопрос о том, что, мол, надо помочь дальневосточникам, потому что у них там, на Дальнем Востоке, какие-то фирмы закроются. Да плевать всем, к сожалению, на Дальний Восток. Потребитель выражает беспокойство. И в основном этот потребитель — западной России.

Как бы кто лично ни относился к деятельности правительства, там сидят люди, которые плюс-минус понимают и оценивают риски. Видимо, остро стоит вопрос собираемости платежей. Цель правительства, так или иначе, — пополняемость бюджета. Но, как обычно, есть участники рынка, которым такое решение сыграет на руку, поэтому они его лоббируют.

Мнения опрошенных мной участников внешнеэкономической деятельности сходятся: многие организации, оказывающие услуги по импорту авто, сразу закроются. Импортеры, таможенные брокеры, лаборатории закроются, хлопнется рынок автозапчастей и СТО, станет меньше работы для перегонщиков, перевозчиков. Цепочка тех, кто зарабатывает деньги в этой сфере, довольно длинная. И что с этими людьми делать дальше, когда они лишатся доходов, непонятно.

Хотя вы правы: дальневосточники очень чувствительны к тарифным и нетарифным ограничениям, связанным с импортными авто (в нашем случае речь в основном о японских машинах). Я еще помню время, когда приличную Honda Fit можно было привезти за 500 тысяч рублей, а в результате очередного повышения платежей она резко начала стоить 750 тысяч и многим оказалась не по карману. Критичное подорожание для человека, который копит 500 тысяч на большую покупку. Это ведь не тот случай, когда «Мерседес» стоил 10 миллионов, а стал стоить 12, — скорее всего, пользователи такого рода автомобилей смогут где-нибудь отыскать еще два миллиона.

Будет обвал рынка. Но машины все равно повезут — кто-то пересядет на марки, не подпадающие под действие поправок.

Стараниями правительства сегодня автомобиль из средства передвижения может превратиться в роскошь.

Увеличение утильсбора всегда влечет за собой удорожание импортных машин. Но ведь и «АвтоВАЗ» на свои изделия цены повышал! Протекционистская логика здесь не работает, увы. Ладно бы, если б старая Honda Fit стоила два миллиона, а новая замечательная «Лада Веста» — 500 тысяч! Тогда потребитель бы задумался. А так — дорожает все. И какой в этом смысл? На чем вы манипулируете? Доступнее же китайские или российские авто не становятся, продажи не растут, тем более производство не развивается. У «АвтоВАЗа» или, допустим, Haval продажи от этого не вырастут.

Однако же, я подчеркну, бывали случаи, когда откладывали срок действия постановлений, вводили послабления и ограничения для отдельных категорий лиц. Посмотрим, как произойдет сейчас.

Читайте также

Свалка, машины в разбор, или Почему Куба стала ближе

Свалка, машины в разбор, или Почему Куба стала ближе

Что утильсбор сделает с российским автопромом и… с китайским

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow