Последние три с половиной года стали для региональных бюджетов периодом резких, почти противоположных колебаний. 2022-й год прошел под знаком обвала после кратковременного бума, 2023-й показал неожиданную стабилизацию и рост, 2024-й стал годом формального финансового успеха, а вот в 2025-м все стало сложно. За этими колебаниями скрывалась углубляющаяся зависимость от двух ключевых факторов: конъюнктуры сырьевых рынков, определяющей налог на прибыль, и абсолютной доминирующей роли федерального центра в качестве главного кредитора и донора. Опыт доказал, что устойчивость региональных финансов оставалась иллюзорной и управляемой исключительно извне.
2022. Рост не благодаря, а вопреки
2022 год стал для бюджетной системы РФ стресс-тестом на прочность. Санкции, инфляция, перестройка логистики — всё это легло на плечи регионов. Каков был итог?
Если бы кто-то в январе 2022 года сказал губернаторам, что по итогам года доходы их бюджетов вырастут на 12%, а долговая нагрузка упадет до минимума за восемь лет, его бы сочли отчаянным оптимистом. Весной 2022-го даже самые официозные аналитики ожидали бюджетного кризиса. Но все пошло совсем не так.
Финансовый год начался для регионов с неожиданного бума. В первом полугодии доходы консолидированных бюджетов взлетели на 24,8%. Налог на прибыль организаций — главный индикатор состояния реального сектора — его сумма выросла на 45,7%. Общий объем доходов за год составил 19,67 трлн рублей, что было на 12,1% больше, чем в 2021 году.
Однако уже во втором полугодии рост доходов практически остановился (+2,7%), а в IV квартале и вовсе составил 0%. Тот самый налог на прибыль, который был локомотивом роста, сократился на -30,7% во втором полугодии и на -39,8% — в IV квартале.
Результатом стала резкая «регионализация» бюджетных проблем. Если в первом полугодии падение доходов было уникальным случаем (Калининградская область: -4,6%), то к концу года в отрицательной зоне оказались 12 субъектов, а в IV квартале сжатие доходов затронуло уже 33 региона. Абсолютными антилидерами стали Тюменская область (-48,9% в IV кв.), Красноярский край (-39,2%) и Мурманская область (-33,2%).
Расходы же в 2022 году росли (+16,2%, до 19,62 трлн руб.), следуя за спущенными сверху социальными и инфраструктурными обязательствами. Наибольший рост показали статьи «Национальная экономика» (+27,5%) и «ЖКХ» (+20,6%). Это создавало бюджетное напряжение, которое смягчалось лишь одним инструментом — масштабной перекредитацией через федеральный центр. Доля бюджетных кредитов в структуре регионального долга взлетела с 55,4% до 71%, а доля рыночных заимствований (кредиты банков) сократилась с 10,4% до 4,5%. (Но, несмотря на рост номинального долга до 2.79 трлн руб. (+12,7%), долговая нагрузка снизилась до 20,9% из-за скачка доходов в первой половине года).
Но формально — всё было прекрасно. Консолидированные бюджеты всех регионов впервые с 2020 года закрылись с профицитом в 50,6 млрд рублей. Но за этой цифрой скрывалась колоссальная работа федерального центра и своеобразная «бухгалтерия».
- Доходы номинально выросли на 12,1% (до 19,7 трлн руб.), но с учетом инфляции это было реальное падение на 1,4%.
- Расходы взлетели на 16,2% (до 19,6 трлн руб.), значительно опередив доходы. Их рост был непропорционален и во многом обеспечен извне.
- Баланс достигнут за счет двух вещей: трансфертов из федерального центра (их доля — 20% доходов) и наращивания госдолга субъектов.
Региональная бюджетная система сохранила стабильность не благодаря, а вопреки. Запас прочности, накопленный в 2021 году, был проеден, а устойчивость стала заложником федеральной поддержки.
Картина «по доходам» показывала сырьевую и отраслевую зависимость регионов.
- Налог на прибыль. В целом по стране его поступления выросли всего на 3,5% (в реальном выражении — падение на 9,1%).
- Лидеры роста: Сахалинская обл. (+135%), Татарстан (+49%), Коми (+42%). Всё это — нефть, газ, химия.
- Аутсайдеры падения: Липецкая обл. (-53%), Курская обл. (-46%), ХМАО (-39%). Это регионы металлургии и машиностроения, попавшие под удар экспортных ограничений.
- Рост НДФЛ на 16,4% был обеспечен индексацией зарплат бюджетников, повышением МРОТ и специальными выплатами. Самый сильный рост показали отрасли: IT (+40%), торговля (+25%), строительство (+21%).
- Объем межбюджетныех трансфертов вырос на 6,5%, при этом резко (на 40%) выросли целевые субсидии (нацпроекты, инфраструктура). Федеральный центр не разбрасывался деньгами, а точечно финансировал приоритеты.
Собственная же доходная база регионов показала себя волатильной. Рост доходов в одних субъектах не компенсировал их обвал в других. Произошла и «перезагрузка» долговой политики. Совокупный госдолг субъектов вырос на 12,7%, — до 2,8 трлн руб. Но это были уже «другие долги» дорогие коммерческие кредиты (-51%) и облигации (-18,5%) массово заменялись на дешевые бюджетные кредиты (+44,4%).
Итоговая структура долга на конец 2022-го: бюджетные кредиты — 71%, ценные бумаги — 23%, коммерческие кредиты — всего 4,5%. Это был исторический минимум по рыночным заимствованиям. Остатки на счетах выросли до 2,59 трлн руб. (13,2% от годовых расходов). Но распределены эти остатки были крайне неравномерно: у 10 самых «богатых» регионов оказалось сконцентрировано около 60% всех средств.
Бюджетная система 2022 года стала системой ручного управления и централизованного распределения рисков. Регионы не стали самостоятельными центрами экономического роста, а превратились в проводников федеральной социальной и инфраструктурной политики. Их финансовая устойчивость оказалась производной от трансфертов и долговой политики Минфина. 50 субъектов закончили год с дефицитом, а профицит 50,6 млрд рублей — это для РФ-бюджета статистическая погрешность.
2023 год: Стабилизация, купленная ценой централизации
2023 год стал полной противоположностью предыдущему. Доходы консолидированных бюджетов выросли на 10,1%, до 21,7 трлн рублей, уверенно обогнав инфляцию.
Кардинально изменилась динамика ключевых налогов:
- Налог на прибыль организаций, обрушившийся в конце 2022-го, показал взрывной рост на 27,8% за год, а во втором полугодии — на 61,7%.
- НДФЛ продемонстрировал устойчивый рост (+13,1%), свидетельствуя о формализации занятости и росте номинальных доходов.
Главным парадоксом 2023 года стало соотношение долга и нагрузки. Номинальный объем госдолга регионов продолжал расти и достиг 3,2 трлн рублей (+14,5% за год). Однако благодаря опережающему росту собственных доходов долговая нагрузка (отношение долга к доходам) снизилась до 20,5% — это был минимум за последнее десятилетие.
Но эта стабильность имела системную цену. Модель 2022 года лишь усугубилась: зависимость регионов от федерального центра стала тотальной. Доля бюджетных кредитов в структуре долга достигла исторического максимума в 77,4%. Регионы практически полностью лишились автономии в заимствованиях, превратившись в финансовые филиалы федерального казначейства.
Сравнительный анализ двух лет выявил несколько фундаментальных, никуда не исчезнувших рисков.
- Хрупкость доходной базы. Благополучие регионов оказалось в заложниках у одного-двух налогов, прежде всего — налога на прибыль. Его циклическая природа и зависимость от глобальной конъюнктуры делали доходы крайне волатильными. Стабильность 2023 года была не следствием глубинных структурных изменений, а результатом благоприятной конъюнктуры.
- Тотальная финансовая централизация. Вытеснение рыночных долгов бюджетными кредитами концентрировало риски на федеральном центре. Это снижало краткосрочные риски рефинансирования для регионов, но лишало их какой-либо гибкости и стимулов к повышению собственной инвестиционной привлекательности. Возникла модель «бюджетного иждивения».
- Растущее региональное неравенство. Динамика в 2022 и 2023 годах была крайне неравномерной. Лидерами роста неизменно выступали ресурсные регионы (ХМАО, Тюменская область), в то время как депрессивные территории зависели от федеральных трансфертов. Эта диспропорция не сокращалась, а закреплялась. В 2022 году число регионов с долговой нагрузкой выше 50% выросло с 23 до 25.
- Двухлетка 2022–2023 годов завершила процесс финансовой централизации. Регионы окончательно утратили остатки фискальной автономии, превратившись в проводников решений федерального центра. Их бюджетная политика стала заложницей внешнеполитической ситуации и конъюнктуры сырьевых рынков. Стабильность 2023 года была куплена ценой роста абсолютного долга и тотального доминирования федеральных бюджетных кредитов. Главный вызов на 2024 год и далее заключался в управлении новыми расходами. Наступал этап управления рисками в системе, где все ключевые рычаги находились в одних руках, а ответственность за результат распределена между всеми.
2024. НДФЛ вместо «налога на прибыль»
По итогам 2024 года динамика региональных бюджетов свидетельствовала о замедлении экономического роста, но одновременно — о сохранении долговой устойчивости. Рост доходов потерял темп, сместившись с корпоративного сектора (налог на прибыль) на доходы населения (НДФЛ). Ключевым трендом оставалась тотальная финансовая централизация: доля бюджетных кредитов из федерального центра в структуре регионального долга достигла исторического максимума, превысив 80%. Формальные показатели устойчивости улучшались, но зависимость регионов от решений и ресурсов федерального центра становилась абсолютной.
В период с января по сентябрь 2024 года общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 16,9 трлн рублей, продемонстрировав рост на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Однако это замедление по сравнению с более высокими темпами первого полугодия. Основной причиной называлось общее охлаждение темпов роста ВВП.

Член комитета ГД России по бюджету и налогам Денис Парфенов. Фото: Агентство «Москва»
Смена ключевого драйвера роста доходов стала главной особенностью этого периода:
- Объем налога на прибыль организаций, бывший локомотивом доходов в 2023 году, сократился на 11,6%. Это объяснялось эффектом высокой базы прошлого года, когда его рост превышал 19%.
- НДФЛ стал новым мотором бюджетов, показав рост на 25,2%. Это было следствием рекордно низкой безработицы и роста фонда оплаты труда в условиях дефицита кадров.
- Значительный рост показали налоги, уплачиваемые физическими лицами: сумма налога на имущество физлиц выросла на 124,6%, а транспортного налога — на 40,5%, что отчасти являлось статистическим отскоком после падения в 2023 году.
Структура финансовой помощи из федерального центра претерпела изменения. Общий объем безвозмездных поступлений сократился на 9,6%, но внутри этой статьи произошло перераспределение: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности выросли на 21,1%, а дотации на сбалансированность, напротив, сократились на 78,6%.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Региональная картина оставалась крайне неравномерной. Наибольший рост доходов был зафиксирован в Магаданской области (+30,9%) и Ненецком автономном округе (+29,6%). Наибольшее падение произошло в Кемеровской области — Кузбассе (-13,4%).
Расходы консолидированных бюджетов регионов росли в соответствии с уровнем инфляции.
Наиболее ярким положительным итогом периода стало дальнейшее улучшение показателей долговой устойчивости. Притом что номинальный объем государственного долга регионов незначительно сократился (до 3,1 трлн рублей, -0,7% за год), отношение долга к собственным доходам (долговая нагрузка) снизилось до 18,8% — минимального значения за последнее десятилетие.
- Число регионов с долговой нагрузкой выше 50% сократилось с 25 до 20.
- Регионов с нагрузкой свыше 100% на 1 октября 2024 года не осталось.
Однако за этим улучшением скрывался ключевой стратегический тренд — тотальная централизация долга. Доля бюджетных кредитов из федерального бюджета в структуре регионального долга достигла исторического максимума в 81,0%, увеличившись за год. В то же время доля рыночных инструментов (ценные бумаги, кредиты банков) продолжала сокращаться, опустившись до 16,9%. Это означало, что регионы практически полностью утратили самостоятельность в управлении долгом, превратившись в проводников федеральной долговой политики.
- Период 2024 года ознаменовался переходом от «прибыльного» к «зарплатному» росту бюджетов. Замедление экономики привело к сокращению налога на прибыль, а дефицит кадров и рост зарплат стали новым драйвером через устойчивый рост НДФЛ. Формальные показатели долговой устойчивости достигли исторического оптимума. Снижение долговой нагрузки и числа проблемных регионов создавало ощущение абсолютного финансового здоровья. Истинным итогом стало завершение финансовой централизации. Рекордная доля бюджетных кредитов (81%) означала, что риски и вся управленческая ответственность были окончательно перенесены на федеральный центр. Региональные бюджеты демонстрировали не самостоятельную устойчивость, а устойчивость, управляемую из федерального центра.
- Основной вызов 2024 года заключался в противоречии между замедляющимися доходами и новыми социальными обязательствами. Способность системы функционировать в условиях, когда рост доходов обеспечивается в основном одним источником (НДФЛ), а долговое бремя почти полностью централизовано, должна была быть проверена в ходе исполнения годового бюджета.
Таким образом, к концу 2024 года региональные бюджеты подошли с внешне безупречными показателями, но с предельно высокой степенью зависимости от федеральных финансовых потоков и управленческих решений.
И вот тут что-то пошло не так.
2025. А где деньги?
В 2025 году эпоха относительной сбалансированности, когда регионы могли опереться на собственные доходы, закончилась. На смену ей пришла новая реальность — режим перманентного дефицита, финансируемого кредитами из центра. Экономика стала разделяться на две зоны: немногочисленные, но мощные «острова роста» и обширный «материк» дотационных территорий, погружающихся в управляемую стагнацию.
Еще год назад, в первом полугодии 2024-го, консолидированные бюджеты регионов сводились с внушительным профицитом в 855,9 млрд рублей. По итогам первых шести месяцев 2025 года был зафиксирован дефицит в 397,8 млрд рублей. Это не просто статистическое колебание или сезонный фактор. Это — разворот на 1,25 трлн рублей за год. Системный сбой, сравнимый по масштабам с последствиями серьезного экономического шока.
Причина этого разворота — фундаментальный и нарастающий дисбаланс. Расходы регионов рванули вверх на 15,7%, в то время как доходы подросли на символические 3,3% — уровень, не покрывающий даже инфляцию, что означает сокращение реальных бюджетных возможностей. Такой разрыв наблюдается не в отдельных регионах, а в 78 субъектах из 90.
Но настоящая тревога кроется в динамике. Если в 2024 году в минусе работал 31 регион, то сегодня — 71. Бюджетный кризис из точечного и управляемого стал повсеместным и системным.
При этом картина относительного благополучия сконцентрирована в точечных центрах. Более 70% всего профицита страны обеспечили всего два региона: Москва (241,4 млрд руб.) и Татарстан (60,6 млрд руб.). Остальные 17 территорий «с плюсом» — это статистическая погрешность, их профицит не превышает 10 млрд у каждого.

Фото: Валерия Калугина / ТАСС
В основе кризиса лежит не временная слабость, а тектонический сдвиг в доходной базе. Место главной, традиционной опоры региональных бюджетов — налога на прибыль — занимает НДФЛ. Это меняет саму природу региональных финансов.
- Объем налога на прибыль организаций падает второй год подряд. В 2025-м падение ускорилось до 7,7%. Это индикатор состояния, прежде всего, экспортно-ориентированного сектора. Падение носит не случайный, а структурный характер: более чем в 2,5 раза сборы рухнули в Республике Коми, в 1,8 раза — в Карелии, в 1,5 раза — в Липецкой, Волгоградской и Челябинской областях. Падение прибыли фиксируется в ключевых отраслях: добыча полезных ископаемых (-14,8%), транспортировка и хранение (-14%), обрабатывающие производства (-2,3%).
- НДФЛ, напротив, демонстрирует рост (+10,5%), и его доля в доходах достигла рекордных 31,1%. Бюджеты все больше начинают зависеть не от прибыльности корпораций, а от платежеспособности населения. Это делает их крайне уязвимыми: любое будущее снижение реальных доходов граждан будет бить напрямую и незамедлительно по казне. Рост НДФЛ — это не признак здоровья экономики, а симптом ее перекоса в сторону потребления, финансируемого во многом за счет госрасходов.
При этом безвозмездные поступления из федерального центра сокращаются второй год подряд (-6,1%). Регионы-доноры перечисляют все больше в Москву, а обратно получают все меньше. Они остаются один на один с замедляющейся экономикой и растущими социальными обязательствами. Поскольку собственных денег не хватает, единственным решением становится долг. Но и здесь происходит фундаментальный перелом. Регионы массово отказываются от дорогих и недоступных рыночных займов в пользу бюджетных кредитов из федерального центра. Это превращает правительство в главного и почти единственного кредитора.
- Доля этих кредитов в структуре госдолга регионов достигла 79,7%. Еще несколько лет назад она была существенно ниже. По сути, федеральный бюджет превратился в «единственного кредитора», что означает беспрецедентный уровень финансовой централизации.
- Абсолютный объем долга вырос за полгода на 117 млрд рублей, до 3,64 трлн. При этом госдолг самих субъектов РФ (без муниципалитетов) вырос еще сильнее — на 3,9%.
Казалось бы, что плохого в относительно дешевых государственных деньгах? Основная проблема скрывается в их растущей цене.
Расходы на обслуживание долга взлетели на 41,1% из-за затянувшегося периода высокой ключевой ставки. Это классическая долговая ловушка, в которую попадают не только компании, но и целые регионы.
Ярче всего это видно на примерах проблемных регионов, где бремя долга стало особенно значительным:
- Иркутская область: расходы на проценты выросли в 11,7 раза.
- Кемеровская область: в 10,9 раза.
- Мурманская область: в 5 раз.
Падают доходы → растет дефицит → его покрывают долгом → резко возрастающие выплаты по процентам съедают все новые деньги → дефицит растет снова. Разорвать этот круг без внешней помощи (в виде списания долгов или щедрых дотаций) практически невозможно.
Куда ведет этот тренд?
- Усиление бюджетной централизации до беспрецедентного уровня. Правительство концентрирует финансовые потоки и точечно распределяет их в виде кредитов и строго целевых субсидий. Бюджетная автономия регионов будет сведена к минимуму. Они окончательно превратятся из субъектов бюджетного процесса в проводников и исполнителей политики центра.
- Управляемая стагнация проблемных регионов как новая норма. Федеральный центр не допустит полного коллапса социальной сферы в депрессивных регионах. Им будут перечислять ровно столько денег, чтобы избежать социальных проблем. Но средств на реальное развитие, диверсификацию экономики или качественное обновление инфраструктуры выделяться не будет. Модель «дотации и кредиты в обмен на социальную стабильность» станет постоянной.
- Доминирование социальной функции бюджета над инвестиционной. Увеличивать МРОТ и финансировать новые нацпроекты — политически необходимо. Но это будет делаться в ущерб инвестициям в инфраструктуру и реальный сектор. Бюджеты все больше будут выполнять функцию социальных касс, перераспределяющих средства, а не инструментов стратегического развития. Капитальные расходы регионов, по данным Счетной палаты, уже снизились на 8,2% (без учета Москвы).
- Легализация скрытых банкротств через механизм списания долгов. Механизм, уже опробованный на Ставропольском крае (списано 12,9 млрд руб.), Адыгее и Алтайском крае, будет применяться все чаще. Это фактически признание, что часть долгов является непогашаемой.
Россия вступает в период, когда устойчивость ее бюджетной системы будет определяться не темпами экономического роста, а исключительно способностью федерального центра поддерживать «экономически слабые» регионы с помощью кредитов и субсидий. Финансовая система становится все более централизованной, но — парадоксальным образом — все более хрупкой. Ее устойчивость держится на уверенности в том, что правительство всегда найдет возможность увеличить свои доходы и прокредитовать регионы.
Источники данных: Минфин, Росстат, Счетная палата, ЦМАКП, Институт Гайдара
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


