КолонкаЭкономика

Все пойдет по Госплану

Бюджет нового времени: как правительство становится главным инвестором, кредитором и работодателем в России

Все пойдет по Госплану

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Минфин представил бюджетную стратегию до 2028 года, которая подтверждает разворот к модели экономики, целиком управляемой правительством. Решения на 2025 год и планы на следующую трехлетку показывают: правительство не собирается отказываться от своей политики, а ответом на вызовы становится курс на централизацию и рост госрасходов.

Разворот к госуправлению экономикой: 41 триллион на нацпроекты

Бюджетный пакет, который Минфин внес в правительство 24 сентября, — это не просто технический документ. Это — архитектура новой экономической реальности, где правительство берет на себя роль главного инвестора, кредитора и работодателя.

Документ состоит из двух частей: «скорой помощи» на оставшиеся месяцы 2025 года и стратегии на 2026–2028 годы. И если первая — это реакция на текущие проблемы, то вторая — осознанное выстраивание системы, в которой именно правительственные расходы и правительственные приоритеты становятся главным драйвером ВВП.

Ключевая цифра, которая определяет лицо новой бюджетной политики, — 41 триллион рублей. Именно столько правительство планирует потратить на национальные проекты в течение шести лет, с 2025 по 2030 год. Для сравнения: за предыдущую шестилетку было потрачено в 2,6 раза меньше.

Эти триллионы будут вливаться в экономику по строго централизованным схемам. Бюджетное планирование теперь явно ориентировано на две цели:

  1. Выполнение социальных обязательств — это политический приоритет.
  2. Финансирование «выполнения задач» — сфера, которая остается абсолютно приоритетной в расходах.

Частный бизнес и рыночные механизмы отходят на второй план. Государство не просто регулирует — оно непосредственно финансирует, строит и распределяет. Примеры — от льготной ипотеки, которую государство субсидирует сотнями миллиардов, до программ строительства школ и аэродромов, которые реализуются по прямым госзаказам.

Налоговый маневр: бизнес заплатит за социальную стабильность

Чтобы финансировать растущие расходы, государству нужны дополнительные доходы. С 1 января 2026 года вступают в силу несколько ключевых изменений:

  • Повышение НДС с 20 до 22%. Это классический способ пополнить казну (эксперты оценивают увеличение бюджетных доходов на один триллион триста миллиардов рублей), который, однако, ударит по конечным потребителям и уменьшит реальное потребление населения. О росте цен в результате повышения НДС уже написали все комментаторы, но тут есть тонкий момент, интуитивно не очевидный — рост НДС в долгосрочном периоде — это про дезинфляцию (представьте себе, да!).

Помните недавнюю фразу министра Силуанова, пообещавшего размягчить денежно-кредитную политику ЦБ с помощью бюджетной политики правительства? Так вот, повышение НДС, которое в краткосрочном периоде действительно сыграет на повышение цен, в среднесрочном периоде обернется сокращением реального потребления (люди начнут внимательнее относиться к расходам), а значит, уменьшится давление спроса на потребительский рынок — и инфляция может затормозить, что позволит финансовому регулятору снизить ставку.

Опыт повышения НДС у правительства есть в 2019 году — причем его вклад в рост цен оказался ниже прогнозируемого. Тогда финансовый регулятор ожидал, что дополнительный вклад в рост индекса потребительских цен (ИПЦ) составит от 0,6 до 1,5 процентных пунктов, а по итогам 2019 года, инфляция составила 3% г/г, в то время как вклад роста НДС в инфляцию составил вклад 0,6–0,7 п.п.

Так что роста цен правительство не боится, а вот структурно-сбалансированный бюджет иметь хочет. Правда, риски здесь есть, поскольку рост налогов подтолкнет инфляционные ожидания, но тут уж ничего не поделать.

  • Снижение порога для упрощенной системы налогообложения (УСН) с 60 млн до 10 млн рублей. Это удар по малому и среднему бизнесу. Тысячи компаний, которые раньше работали на упрощенке, будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения и платить НДС. Правительство называет это борьбой с «дроблением бизнеса», но последствием станет рост административной нагрузки на компании, которые и так работают в сложных условиях.
  • Налоги для букмекеров — шаг, который выглядит популистским, но показывает готовность власти изымать доходы там, где их можно легко идентифицировать.

Правительство становится менее дружелюбным к бизнесу. Власть четко дает понять: в условиях внешнего давления и роста социальных обязательств оно будет максимизировать сборы с корпоративного сектора.

Но не только в деньгах дело. Например, в релизе Минфина говорится об оптимизации льготных тарифов страховых взносов для МСП (малого и среднего предпринимательства):

«Для ряда сфер (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) устанавливаются общие тарифы (30% до предельной базы и 15% свыше базы). При этом для приоритетных отраслей МСП (обработка, производство, транспорт, электроника и др.) сохраняется пониженный тариф страховых взносов. Пониженные тарифы для МСП вводились как временная мера в период ковида для удержания безработицы на низком уровне. Затем льгота продлевалась по просьбе бизнеса и решила свою задачу — в секторе МСП отмечается устойчивая положительная динамика. Теперь уже мера не решает задачу по сохранению занятости, в связи с чем предлагается ее переформатировать».

Что здесь важно? Задача правительства при составлении бюджета, это не просто отобрать/раздать деньги, но и перераспределить ресурсы между секторами. Так вот, когда оно повышает налоги в одних секторах и сохраняет их уровень в других — это как раз задача о перераспределении ресурсов: что-то в неприоритетных секторах должно исчезнуть, высвободив труд и капитал, чтобы приоритетные сектора могли «наращивать выпуск».

Кроме того, Счетная палата в «Оперативном докладе о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-июне 2025 года», зафиксировала, что налог на прибыль — основа доходов «экономически сильных регионов» — сокращается второй год подряд (-7,7%). Налоговая реформа Минфина — это еще и попытка компенсировать эти потери за счет других источников. Но вместо стимулирования прибыли государство предпочитает повышать нагрузку на оборот (НДС) и малый бизнес (УСН), рискуя еще больше затормозить экономическую активность в потребительском секторе — но одновременно высвободить ресурсы для «выполнения задач».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Константин Кокошкин / Коммерсантъ

Фото: Константин Кокошкин / Коммерсантъ

Кредиты вместо дотаций

Регионам в бюджетном пакете уделено особое внимание. Но помощь им будет оказываться не в форме безвозмездных дотаций, а в виде бюджетных кредитов. В 2026–2030 годах регионам планируется выделять по 150 млрд рублей ежегодно на инфраструктурные проекты. Это означает, что субъекты Федерации не получают свободы в распоряжении средствами. Они берут в долг у центра на строго определенные цели — строительство дорог, объектов ЖКХ, аэродромов. Так выстраивается вертикаль финансовой зависимости: Москва принимает решения, а регионы исполняют.

Тот факт, что такая схема будет действовать как минимум до 2030 года, говорит о том, что в правительстве не ждут быстрого улучшения экономической ситуации в регионах. Кредиты становятся механизмом управления территориями, которые не способны самостоятельно генерировать доходы.

Читайте также

Долги наши тяжкие

Долги наши тяжкие

Есть ли у российских компаний деньги, чтобы отвечать по своим обязательствам?

Никто, кроме власти

Несмотря на ужесточение налоговой политики, социальные обязательства только растут. «Детский бюджет» на 2026–2028 годы превысит 10 трлн рублей. В него входят:

  • Выплаты на детей (возмещение НДФЛ для семей с двумя и более детьми).
  • Продление программы маткапитала до 2030 года.
  • Субсидирование ипотеки для семей с детьми (около 1,8 трлн рублей).
  • Выплаты многодетным на погашение ипотеки (свыше 300 млрд рублей).

Эти меры — ответ на демографический кризис, каким его видят в правительстве. Правительство рассчитывает деньгами стимулировать рост количества рождений, одновременно разогревая спрос в строительном секторе через ипотечные субсидии.

Таким образом, бюджетный пакет на 2026–2028 годы — это документ, который закрепляет переход к экономике государственного вмешательства. Власть не скрывает, что именно госрасходы должны стать главным стимулом роста.

Плюсы такого подхода:

  • Возможность быстро реагировать на вызовы.
  • Социальная стабильность за счет прямых выплат ключевым электоральным группам.
  • Создание инфраструктурного задела (дороги, аэродромы, школы), который останется в наследство будущим поколениям.

Риски:

  • Инфляция. Масштабные расходы бюджета могут привести к перегреву экономики и росту цен.
  • Снижение эффективности. Государственные инвестиции традиционно менее эффективны, чем частные.
  • Зависимость регионов. Кредитная модель помощи субъектам Федерации создает своего рода долговую петлю, из которой будет сложно вырваться.
  • Сжатие малого бизнеса. Ужесточение налогового режима может привести к росту закрытий ИП и малых предприятий.

Правительство сознательно выбирает путь государственно-управляемой экономики, развитие которой определяется наращиванием расходов в «приоритетных секторах» и динамикой социальных выплат. Это последовательное продолжение его долгосрочной политики. Направленной в первую очередь на «выполнение задач» и поддержку электоральной основы власти.

Бюджетный пакет Минфина — это логичное, стремящееся к абсолюту развитие «правительственной экономики», предусматривающей усиление контроля за всеми ее субъектами.

  1. Ответ на дефицитность региональных бюджетов — не децентрализация, а еще большая централизация через целевые кредиты.
  2. Ответ на сокращение инвестиций — не создание стимулов для бизнеса, а их замещение государственными инвестициями.
  3. Ответ на рост бюджетных расходов — не их реструктуризация, а их безусловная оплата за счет роста налогового бремени.

Критики могли бы сказать, что такая бюджетная стратегия может обеспечить краткосрочную стабильность, но закладывает риски перегрева экономики, роста госдолга и снижения долгосрочного потенциала роста из-за сокращения пространства для частного предпринимательства. Но в сущности, это именно та политика, которую ключевые электоральные группы настойчиво требовали много лет — пусть правительство решает все, главное — чтобы были полные прилавки в супермаркетах и «гарантированные выплаты».

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow