Во Франции к судьям для вынесения решений об аресте отправили подозреваемых в организации серии нападений на тюрьмы и сотрудников пенитенциарной системы. По данным следствия, атаки были скоординированы наркомафией в ответ на ужесточение мер в отношении наркоторговцев.
Национальная антитеррористическая прокуратура (PNAT) и Национальное управление по борьбе с организованной преступностью (Junalco) сообщили, что заключение под стражу было запрошено для 21 человека, включая двух несовершеннолетних. Семеро из этих людей уже находились в тюрьме за предыдущие преступления.
Всего с понедельника по среду в ходе масштабной операции по всей Франции были задержаны 30 человек, семеро из которых были освобождены, а еще двое оказались непричастными к нападениям, но будут сегодня доставлены к следователю по другим делам.
К арестам этих людей привело расследование, в ходе которого были задействованы «более 300 следователей по всей стране», как сказал министр внутренних дел Жеральд Дарманен.
Среди подозреваемых — человек, который создал первый Telegram-канал под названием DDPF («Защита прав французских заключенных») и написал текст с требованиями, опубликованный в этом канале, в котором «критиковались» тяжелые условия содержания в тюрьмах.
Этот человек, как уточняет AFP, уже находится в заключении, осужденный за уголовные преступления и вскоре будет судим «за действия, связанные с марсельским наркобандитизмом, близким к DZ Mafia» (криминальному картелю, созданному около 15 лет назад в Марселе выходцами из Алжира и активнее всего действующему в южных районах Франции — Прим. «Новой»).
Были идентифицированы и «три вероятных посредника» в организации насильственных действий от имени DDPF, которые тоже сидят в тюрьмах.
«Они, по-видимому, стали организаторами, назначая цели, очевидно выбранные среди сотрудников и учреждений пенитенциарной системы, с которыми они были знакомы, и привлекали внешних исполнителей, иногда предоставляя им средства для действий и оплачивая их», — говорится в сообщении, цитируемом France-Presse.
Следствие «выявило схожий метод действий, который использовался многократно:
начиная с приказа к действию от организатора движения DDPF в Telegram-канале, предложения о действиях распространялись и передавались через социальные сети, а затем нанимались исполнители, которые совершали действия за значительную оплату», — сообщается в коммюнике: «Этот метод соответствует тому, который обычно используют преступные организации для выполнения задач в своих интересах».
Судебное расследование, начатое в пятницу Junalco по подозрению в «создании преступного сообщества с целью подготовки преступлений и покушений на убийство в составе организованной группы», касается около 15 акций, направленных против тюрем и тюремных работников, начиная с 13 апреля.
В тот день в Ажене впервые появился тэг «DDPF» рядом с семью сожженными автомобилями на парковке Национальной школы пенитенциарной администрации (Enap).

Надпись с названием телеграм-канала DDPF, причастного, по данным полиции, к организации нападений на тюрьмы. Фото: соцсети
За этим последовала серия поджогов автомобилей сотрудников пенитенциарных учреждений по всей Франции и обстрелов тюрем, включая стрельбу и бросание коктейлей Молотова 21 апреля в жилом комплексе в Вильфонтене (Изер), где проживают сотрудники пенитенциарных учреждений, недалеко от тюрьмы лионского пригорода Сен-Кантен-Фаллавье.
С 15 апреля, учитывая «скоординированный характер (действий)… в разных точках территории», расследование взяла на себя Национальная антитеррористическая прокуратура.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Однако с учетом того, что по результатам расследования «не выявлено, что эти координированные действия являются частью террористической деятельности», дело было передано Национальному управлению по борьбе с организованной преступностью.
«Никакая радикальная идеология, никакое иностранное вмешательство, тщательно изученные версии, также не были подтверждены… Вместо этого расследование позволило твердо связать эти действия с крупной организованной преступностью», — заявили в следственных органах.
В последние месяцы МВД Франции вместе с министерством юстиции называли борьбу с распространением наркотиков одним из приоритетных направлений работы. В 2024 году, как сообщало RFI, французская таможня, полиция и жандармерия изъяли на 130% больше кокаина, чем в 2023-м. Также отмечается, что по сравнению с 2023 годом в 2024-м правоохранители перехватили на 33% больше партий амфетаминов и метамфетаминов. В полиции заявляют, что увеличение показателей свидетельствует как о росте эффективности работы правоохранителей, так и о росте масштабов наркоторговли.
Что касается атак на тюрьмы и их работников, то всего с 13 апреля было зафиксировано 65 инцидентов.
Самой тревожной для властей стала атака в Тулоне, где входная дверь тюрьмы была изрешечена выстрелами из автомата Калашникова.
«Мы насчитали в двери тринадцать пулевых отверстий калибра 5,56 мм», — заявил Эмманюэль Шомбо, национальный секретарь профсоюза Ufap-Unsa Pénitentiaire.

На стоянке одной из французских колоний горят служебные автомобили. 13 апреля 2025 года. Фото: соцсети
Согласно данным «судебных и пенитенциарных органов», на которые ссылалась газета Le Parisien, лидеры организованной преступности страшно обеспокоены планами открытия осенью 2025 года на севере страны двух «зон повышенной безопасности» (в первую очередь для «деятелей» наркоторговли) —в Ванден-ле-Вьей (департамент Па-де-Кале) и Конде-сюр-Сарт (Нормандия). Около ста первых самых опасных заключенных в ближайшее время пройдут оценку для возможного перевода в эти новые зоны.
По данным газеты, некоторые заключенные уже обратились к адвокатам, чтобы подать жалобы против своего перевода.
Среди крупных криминальных фигур, выражающих недовольство, источники называли Абделя Карима Т., одного из главарей наркоторговли. Подобные опасения разделяют Махди З. из группировки DZ Mafia и Карим Х., связанный с несколькими убийствами в среде наркоторговцев.
«Ответ государства должен быть беспощадным: те, кто нападает на тюрьмы и их сотрудников, должны сами оказаться в этих тюрьмах», — заявил 17 апреля министр внутренных дел Брюно Ретайо.
И отметил, что одной из наиболее правдоподобных является версия о причастности наркомафии: «Мое глубокое убеждение, и убеждение ряда сотрудников министерства внутренних дел, заключается в том, что мы имеем дело с нарко-шпаной. Они не объявили нам войну, но это мы объявили им войну с (принятием) закона о наркотрафике. Мы сможем ударить по их кошельку».
«Никто не будет безнаказанно стрелять по тюрьме из автомата Калашникова», — пообещал, в свою очередь, и министр юстиции Жеральд Дарманен.
Тогда же высказался (через X) и президент Эмманюэль Макрон, заверивший, что те, кто «пытается запугать» сотрудников тюрем и «нападает на тюрьмы с использованием неприемлемого насилия», будут «найдены, судимы и наказаны».
В субботу 3 мая прокуратура Парижа сообщила, что все обвиняемые (21 человек в возрасте от 15 до 37 лет, среди которых две женщины) были взяты под стражу после предъявления обвинений.
Их подозревают в том, что они были «инициаторами, посредниками, вербовщиками и исполнителями» акций, направленными против тюремных надзирателей с «экстремальным, бескомпромиссным, предумышленным насилием, затрагивающим их как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни», — заявила прокурор Парижа Лор Бекко, которую цитирует AFP.
Она уточнила, что 19 подозреваемых были помещены под предварительное заключение, а двое подростков — в центр содержания под стражей для несовершеннолетних.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68