СюжетыОбщество

«Нарко-коммунисты»

Во Франции горят тюрьмы. Следствие не исключает действий ультралевых «защитников заключенных». Министр юстиции говорит о наркомафии

«Нарко-коммунисты»

Фото: соцсети

Франция столкнулась с невиданной серией скоординированных атак на пенитенциарные учреждения. В течение двух ночей десяток исправительных учреждений, в основном в южных городах страны и в парижском регионе Иль-де-Франс, подверглись поджогам, и в одном случае обстрелу из калашникова. Эти акции пока выделяются не столько размером причиненного ущерба, сколько своей организованностью и загадочной подписью DDPF, ранее не известной полиции и спецслужбам.

Все началось в воскресенье, 13 апреля, с поджогов автомобилей на парковке Национальной школы пенитенциарной администрации (Enap) в Ажене, на юго-западе Франции. По данным тюремного профсоюза Ufap Unsa Justice, это привело к эвакуации около 1000 учащихся, проживающих на территории учебного заведения. Вскоре был задержан 43-летний подозреваемый, но почти сразу освобожден за отсутствием улик.

В ту же ночь, в 700 километрах оттуда, в Рео (35 км от Парижа), сожгли автомобиль надзирательницы.

В ночь с понедельника на вторник стало понятно, что два предыдущих поджога не были совпадением. Тюрьмы в Нантере, Вильпенте (парижские пригороды), Валансе, Ниме, Экс-ан-Провансе, Тулоне и Марселе (юго-восток) подверглись нападениям.

«На месте была найдена канистра с 5 литрами горючего. Записи с камер видеонаблюдения показали, что два поджигателя проникли на территорию через холм, каждый из них поджег по автомобилю, а третий загорелся по цепной реакции», — сообщил полицейский источник агентству AFP о ситуации в Вильпенте.

В Экс-ан-Провансе дверь базы Центра по судебным конвоированиям и Региональной команды реагирования и безопасности (PREJ-ERIS) была атакована из дробовика.

«Если дверь не сломалась, значит, либо оружие дало осечку, либо нападавшие не смогли правильно его использовать», — подчеркнул источник в пенитенциарной службе, цитируемый Le Figaro. На парковке тюрьмы в том же Эксе — известной тем, что в ней содержатся члены DZ Mafia* — также сожгли две машины.

В Валансе неизвестный на электрическом самокате облил несколько автомобилей горючим, поджег их и снял происходящее на видео.

«Это напоминает методы наемников организованной преступности, которые фотографируют или снимают свои преступления, чтобы доказать боссу, что работа выполнена», — заявил источник в пенитенциарной службе, цитируемый Le Figaro.

В Марселе автомобили были разрисованы и один сожжен рядом с помещениями Службы судебной защиты несовершеннолетних, на парковке жилого комплекса, где проживают многие сотрудники пенитенциарной администрации.

Но самой тревожной для властей стала атака в Тулоне, где входная дверь тюрьмы была изрешечена выстрелами из автомата Калашникова. «Мы насчитали в двери тринадцать пулевых отверстий калибра 5,56 мм», — заявил Эмманюэль Шомбо, национальный секретарь профсоюза Ufap-Unsa Pénitentiaire.

Следы от пуль на входной двери тюрьмы в Тулоне. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Следы от пуль на входной двери тюрьмы в Тулоне. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Наркомафия против ужесточения тюремных условий?

Эти нападения происходят на фоне крайне напряженной (по европейским меркам) ситуации в переполненных французских тюрьмах. Важно при этом не забывать, что Франция уже много лет находится в тройке европейских «лидеров» по нехватке тюремных мест (после Румынии и Кипра).

Большинство нынешних нападений были подписаны аббревиатурой DDPF, что — согласно появившимся «расшифровкам» в соцсетях от имени предполагаемых участников группы — означает «Défense des droits des prisonniers français» («Защита прав французских заключенных»). Это «группировка, созданная для атак на тюрьмы и пенитенциарный персонал с целью разоблачения условий содержания во Франции», предполагает глянцевый еженедельник Paris Match. Однако «несколько пенитенциарных и силовых источников», опрошенных газетой Libération, говорят, что никогда не слышали об этой аббревиатуре. То же самое говорят и источники Le Monde.

Найти хоть какое-то упоминание DDPF до этой недели мне тоже не удалось. Статья в Википедии об этой аббревиатуре возникла только 16 апреля и еще не была создана на момент написания нашего материала. В общем, это термин, созданный кем-то совсем недавно. Вопрос — зачем?

Президент департамента Буш-дю-Рон Мартин Вассаль написала в соцсети X:

«В Марселе десять пенитенциарных автомобилей были разрисованы надписью DDPF («Права французских заключенных»). Это абсолютный позор. Я вновь выражаю поддержку тюремным сотрудникам за их мужество. Во Франции условия содержания заключенных далеко не самые жесткие. Прежде чем защищать права заключенных, давайте сначала укрепим права жертв и авторитет правосудия!»

Следы от пуль и аббревиатура DDFM на двери тюрьмы в Тулоне. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Следы от пуль и аббревиатура DDFM на двери тюрьмы в Тулоне. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Согласно данным «судебных и пенитенциарных органов», на которые ссылается газета Le Parisien, лидеры организованной преступности страшно обеспокоены планами открытия осенью 2025 года на севере страны двух «зон повышенной безопасности» (в первую очередь для «деятелей» наркоторговли) — в Ванден-ле-Вьей (департамент Па-де-Кале) и Конде-сюр-Сарт (Нормандия). Около ста первых самых опасных заключенных в ближайшее время пройдут оценку для возможного перевода в эти новые зоны.

Особое недовольство среди криминальных авторитетов вызывают планируемые ограничения: визиты через перегородку с переговорным устройством и сокращение количества разрешенных телефонных разговоров.

По данным газеты, некоторые заключенные уже обратились к адвокатам, чтобы подать жалобы против своего перевода в эти новые зоны.

Среди крупных криминальных фигур, выражающих недовольство, источники называют Абделя Карима Т., одного из главарей наркоторговли. Подобные опасения разделяют Махди З. из группировки DZ Mafia и Карим Х., связанный с несколькими убийствами в среде наркоторговцев.

Parisien:

«Последний из них заявил, что «сойдет с ума», если его переведут в тюрьму повышенной безопасности, и что он почувствует себя «сломленным». Однако он также выразил уверенность в том, что многие заключенные смогут адаптироваться и, несмотря на ограничения, передавать указания на свободу. Опытные преступники обсуждают стратегии обхода новых правил, а также создание новых союзов».

«По информации различных источников», на которые ссылается издание, некоторые криминальные лидеры, например Камель A., уже предупредили, что те, кто входит в «топ-100» наркоторговцев, отслеживаемых властями, могут организовать ответные меры, поскольку им «нечего терять». За последние недели обстановка среди самых опасных заключенных «значительно накалилась», и этот «накал», по данным газеты, правоохранительные органы фиксируют в перехваченных телефонных разговорах.

«Республика не уступит»: первые реакции властей

Министр юстиции Жеральд Дарманен посетил во вторник по горячим следам тюрьму в Тулоне, чтобы «выразить поддержку» пенитенциарной администрации после обстрела из автомата.

Министр юстиции Франции Жеральд Дарманен беседует с прессой после своего посещения тюрьмы в Тулоне, 15 апреля 2025 года. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Министр юстиции Франции Жеральд Дарманен беседует с прессой после своего посещения тюрьмы в Тулоне, 15 апреля 2025 года. Фото: MIGUEL MEDINA / AFP / East News

Министр заявил, что пока «не было никаких требований» в отношении того, что он назвал «скоординированной атакой». И конечно, заверил, что «Республика не поддастся» этим «запугиваниям».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Дарманен сразу же связал нападения с методами наркомафии: «Когда стреляют из калашникова по тюремной двери, это очень напоминает то, с чем я сталкивался, будучи министром внутренних дел, то есть часто люди, которым платят сотни или тысячи евро, выполняют мелкие заказы, чтобы запугать».

При этом отметил «изюминку» нынешних атак: «Обычно это делается между бандитами, редко — против сил Республики».

На вопрос о значении DDPF министр юстиции резко ответил: «Я не знаю, что скрывается за этим слоганом, и мне все равно. То, что я вижу, — это то, что наши меры [против наркотрафика] задели за живое».

Министр также связал атаки с законом о наркотрафике, который обсуждался в последние недели в парламенте: «Мы принимаем жесткие меры, и, очевидно, это вызывает реакцию. Есть давление, чтобы Республика отступила, но она не отступит. Это также означает, что впервые мы принимаем меры, которые беспокоят организованную преступность».

Другой «главный французский силовик» (так же, как и Дарманен, плохо скрывающий свои президентские амбиции-2027) министр внутренних дел Брюно Ретайо выступил в свойственной ему всегда и единственно возможной в данном случае манере. Написал в X:

«Этой ночью произошло несколько недопустимых нападений на сотрудников и имущество пенитенциарной администрации. Я решительно осуждаю эти действия и дал указание префектам, совместно с полицией и жандармерией, немедленно усилить защиту сотрудников и учреждений». Добавил: «Я хочу выразить поддержку сотрудникам пенитенциарной администрации, которые стали мишенью преступников. Ответ государства должен быть беспощадным: те, кто нападает на тюрьмы и их сотрудников, должны сами оказаться в этих тюрьмах и находиться под их наблюдением».

Перепостил твит Дарманена: «…Республика сталкивается с наркоторговлей и принимает решительные меры, которые серьезно потревожат криминальные сети. Она поставлена перед вызовом, но проявит твердость и мужество».

Читайте также

«Охота на ведьму»

«Охота на ведьму»

Играя роль жертвы системы, Марин Ле Пен дошла до сравнения себя с Алексеем Навальным

Загадочное «Движение за права французских заключенных»

«Мы не привыкли видеть такие скоординированные действия с посланием, нанесенным на дверь этой тюрьмы (DDFM. Ю. С.), — заявил министр юстиции в Тулоне. — Есть группы в социальных сетях, таких как Telegram и Signal, которые, очевидно, поощряют подобные действия. Мы не совсем понимаем, что это значит».

По данным Le Parisien, в Telegram был обнаружен канал под названием DDPF, призывающий к атакам на пенитенциарные учреждения.

«Команды пенитенциарной безопасности ELSP (тюрьмы в Экс-ан-Провансе), вы все умрете за то зло, которое совершили… знайте, что наше движение распространяется по всей Франции. Все надзиратели, которые злоупотребляли своей властью и способствовали ухудшению условий содержания, заплатят за это полную цену», — говорится в одном из сообщений.

Канал иллюстрирован изображением министра юстиции за решеткой и представляется как «движение, направленное на разоблачение посягательств на наши основные права, которые министр Жеральд Дарманен планирует нарушить». «Все заключенные Франции должны мобилизоваться и проснуться. Час настал: мы вступаем в опасную и тревожную эпоху для будущего тюремного населения», — пишет автор послания, цитируемого газетой Parisien.

В сообщениях движения осуждаются «надзиратели, которые нас бьют, насилуют некоторых заключенных, оказывают физическое и психологическое давление» и утверждается, что «большинство самоубийств в тюрьмах вызваны агрессивностью пенитенциарной администрации и ее деонтологией».

Однако эксперты обращают внимание на странное сочетание анархистской риторики и методов наркомафии.

«Авторы этих текстов иногда используют коды и выражения, обычно используемые некоторыми дилерами, которые продают свой товар через Telegram», — отмечает Le Parisien.

Следствие ведут…

15 апреля Национальная антитеррористическая прокуратура (PNAT) объявила, что берет на себя расследование и передает его подразделению по борьбе с терроризмом (Sdat), соответствующим зональным управлениям Национальной полиции и Генеральной дирекции внутренней безопасности (DGSI, внутренняя разведка).

Как пишет France-Presse, PNAT обосновала свое решение, сославшись на «выбранные цели», «скоординированный характер» атак и «цель серьезного нарушения общественного порядка <…>, как заявляет в социальных сетях группа под названием DDPF.

Горящие машины на парковке, 13 апреля 2025 года. Фото: соцсети

Горящие машины на парковке, 13 апреля 2025 года. Фото: соцсети

Расследование ведется по статьям «террористическое преступное сообщество с целью подготовки одного или нескольких преступлений», «покушение на убийство в связи с террористической деятельностью, совершенное в отношении лица, уполномоченного государственной властью» и «нанесение ущерба или порча организованной группой чужого имущества».

Следователи, по данным нескольких источников, пока рассматривают разные версии (собственно, так бывает в начале почти любого расследования). С одной стороны, локализация инцидентов частично охватывает районы, известные своим наркотрафиком. С другой — подписи и обнаружение анархистских лозунгов указывают на возможную причастность крайне левых движений.

«Что крайне левые могут поджигать машины, это возможно, но стрелять из калашникова — это совсем не в их привычках, — сообщил осведомленный источник газете Le Monde. — Кроме того, крайне левые по своей природе интернационалисты, они никогда бы не подписали акцию от имени «французских заключенных».

Monde также цитирует знатока либертарных кругов, который «не исключает идеи сближения активного ядра активистов <…> с молодыми членами наркобандитизма, которые после освобождения из-под стражи политизируются». В доказательство он приводит сосуществование двух методов: поджога как традиционного метода либертарных движений и стрельбы из калашникова — типичного метода наркомафии.

Впрочем, версия союза ультралевых с наркоторговцами звучит как-то уж совсем экзотично.

Правая газета Le Figaro вышла с более прозаическим, более приближенным к последним событиям (а именно: созданию спецзон для мафиози) заголовком «За атаками на тюрьмы стоит призрак объявления войны наркоторговцами».

«В то время как первые переводы заключенных в [спецтюрьму] Ванден-ле-Вьель были осуществлены на прошлой неделе, некоторые из них [представителей организованной преступности] внезапно осознали, что мы переходим от fiction к реальности. И это совпадение совсем не случайно», — уверяет в комментарии для Figaro Эмманюэль Шомбо из профсоюза Ufap-Unsa Pénitentiaire.

В свете (точнее, в пламени) происходящего профсоюзы требуют усиления мер безопасности. «Мы ждем скоординированных действий от министров юстиции и внутренних дел», — заявил AFP Вильфрид Фонк, национальный секретарь UFAP-UNSA-Justice, подчеркнув, что пенитенциарная администрация «не имеет достаточно людских ресурсов для обеспечения безопасности на территории учреждений круглосуточно».

Профсоюзы также настаивают на увеличении полицейского присутствия на территории учреждений и разрешения сотрудникам парковать свои автомобили внутри тюремных ограждений, а не на прилегающих парковках.

Глава минюста Дарманен объявил о намерении «собрать всех директоров пенитенциарных учреждений, а также пенитенциарную разведку». «Никто не будет безнаказанно стрелять по тюрьме из автомата Калашникова», — пообещал министр.

P.S.

Следующей ночью пенитенциарные учреждения снова стали мишенью атак. Три автомобиля были подожжены в шестом часу утра 16 апреля на охраняемой парковке тюрьмы в Тарасконе. Сожгли машину и возле дома надзирателя тюрьмы Экс-ан-Прованса.

Надписи DDPF были обнаружены в подъезде дома надзирательницы, автомобиль которой ранее был сожжен в парижском регионе, сообщил агентству France-Presse полицейский источник.

* DZ Mafia — криминальный картель, который возник лет пятнадцать назад в северных районах Марселя и активнее всего действует в южных районах Франции. Группировка известна своей жестокостью и контролем над наркоторговлей (портовый Марсель — «традиционно» главный французский «центр» наркотрафика). Группировка получила свое название от аббревиатуры DZ, которая обозначает арабское наименование Алжира.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow