18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Фото: Валентин Антонов / ТАСС
В начале апреля «Новая» рассказывала о том, как петербургская администрация организовала систему платных парковок с де-факто главной целью — фискальной.
Теперь, после изменения федерального и городского законодательства, у правительства города еще больше развязаны руки для опустошения карманов автомобилистов. А впереди — анонсированная передача платных парковок в «концессии» по известному принципу — «расходы государственные, доходы частные».
До 1 марта нынешнего года Федеральный закон № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обязывал региональные власти руководствоваться утвержденными Минтрансом методическими рекомендациями по определению размера платы за пользование платными парковками.
В эти рекомендации мало кто заглядывал, а зря: как выясняется, в них написано, что приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются «не извлечение прибыли владельцем парковки, а повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей». Иными словами, прямо указано, что фискальные соображения не могут определять организацию системы платных парковок.
Однако невзирая на эти рекомендации, петербургская исполнительная власть ставила себе прямо противоположную цель. В методике расчета платы за парковки, утвержденной постановлением правительства Петербурга, одной из главных целей введения системы платных парковок указано «обеспечение дополнительных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга».
На словах при этом говорилось иное: что надо разгрузить центр от личных автомобилей и создать условия для работы общественного транспорта. При этом
истинная цель была откровенно указана: ничего личного — только деньги. И немалые: 4,9 миллиарда рублей собрано за платные парковки в 2024 году, 5,1 миллиарда запланировано собрать в 2025-м.
Стоит, правда, заметить, что половина этих денег расходуется на… содержание «парковочной» системы.
Заглянем в городской бюджет: в 2025 году на содержание государственного казенного учреждения «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» предусмотрено 1,7 млрд рублей, а на реализацию проекта «Единое городское парковочное пространство» — 800 млн рублей. Как раз половина и получается. Не многовато ли для столь «тяжкой» работы, как нанесение синих прерывистых линий (обозначающих зоны платной парковки) на дорожное полотно и содержание армии «инспекторов», бдящих за тем, чтобы кто-то не припарковался бесплатно?
Но вернемся к федеральному законодательству: с 1 марта, как уже сказано, рекомендации Минтранса уже не обязательны. И региональные власти получают возможность самостоятельно устанавливать как методику расчеты платы за парковки, так и максимальный размер этой платы. Но есть нюанс: это право передается не администрациям регионов, а региональным «органам государственной власти».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Иначе говоря, в каждом регионе, в том числе в Петербурге, местные законодатели вправе решить, какой именно орган, законодательный или исполнительный, будет принимать соответствующие решения. Либо это будет устанавливаться законом, либо это право передадут администрации.
На юридическом языке это называется «разграничение полномочий». И в последние годы (причем не только в Петербурге) чаще всего получается, что полномочия «разграничиваются» исключительно в пользу исполнительной власти.
В питерском ЗакСе ровно так и случилось, когда 23 апреля на рассмотрение внесли проект городского закона, полностью передающего указанные «парковочные» полномочия правительству города. Парламенту при этом предлагалось самоустраниться от решения вопроса, отдав в руки Смольного решения по вопросам, касающимся миллионов горожан (это вовсе не преувеличение — в Петербурге только легковых автомобилей около 2 млн).
Мои коллеги из фракции «Яблоко» оказались единственными, кто публично выступил против этого закона. Глава фракции Александр Шишлов сказал с трибуны ЗакСа: «Если правительство игнорировало даже существовавшие федеральные методики и рекомендации, то чего же ожидать дальше, когда определение методики расчета платы и ее максимального размера будет полностью ему передано? Очевидно, что правительство будет и дальше продвигать чисто фискальный подход к регулированию системы платных парковок, направленный на извлечение прибыли».
«Яблоко» предложило — и уже не в первый раз, полтора года назад я докладывал на парламентской комиссии по транспорту соответствующие предложения, — чтобы основные принципы расчета платы за парковки и ее максимальный размер устанавливались законом Санкт-Петербурга, принимаемым Законодательным собранием. Возможно — по представлению губернатора или правительства города.
Федеральное законодательство дает городу право установить такой порядок. Но парламентское большинство от реализации этого права неизменно отказывается. Вот и сейчас против закона — кроме двух «яблочников» — Шишлова и Ольги Штанниковой — проголосовал только еще один депутат. А 44 депутата — «за».
И в завершение — две новости.
- Во-первых, Смольный собирается ввести дифференцированный тариф на парковку в отдельных районах города, и для легковых автомобилей стоимость парковки в некоторых зонах в центре может вырасти почти до 400 рублей в час (сейчас — 100 рублей в любой зоне). Что резко затруднит семьям с детьми и другим не самым высокообеспеченным горожанам посещение центра.
- А во-вторых, на антикоррупционную экспертизу направлен (и выложен на сайте Смольного) проект изменений в постановление городского правительства о порядке создания платных парковок, предусматривающий возможность их создания и эксплуатации как на основе государственно-частного партнерства с Санкт-Петербургом, так и на основе концессионного соглашения.
Плавали — знаем: по опыту реализации проектов как «частно-государственных партнерств», так и «концессионных соглашений», в них, как правило, расходы оказываются государственными, а доходы — частными.
Самый наглядный пример — Западный скоростной диаметр, где город, построивший большую часть трассы, отдал право собирать плату за проезд (и устанавливать ее) частным «концессионерам», а себе оставил обязанность платить: за ранее взятые кредиты, дивиденды по облигациям, расходы на строительство развязок и съездов и к тому же — компенсации за «недополученную прибыль».
Поясним: если прибыль оказывается меньше той, на которую рассчитывали «концессионеры», город обязывается доплатить. И на эти цели много лет из бюджета города выделялись и выделяются миллиарды рублей.
Причем все это происходит на основании концессионного соглашения, которое вот уже второй десяток лет категорически отказываются предоставить для ознакомления даже депутатам ЗакСа. Под предлогом того, что вторая сторона соглашения возражает. Платите деньги из бюджета, а почему — не скажем. Знать не положено.
Возможно ли такое же с платными парковками?
Как говорил в таких случаях Станислав Ежи Лец, «стыдно подозревать, когда вполне уверен».
* Минюст РФ включил в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68