КолонкаОбщество

Припарковались в кармане

Правительство Петербурга задумывает очередное расширение зон платной парковки

Припарковались в кармане

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Первые шаги на этом большом пути были сделаны в декабре 2021 года, когда несколько десятков улиц Центрального района включили в зону платной парковки.

С тех пор «парковочная опухоль» расползлась еще по трем районам, полностью захватив Петроградский район, почти полностью — Адмиралтейский, и большей частью — Василеостровский.

Теперь Смольный присматривается к оставшейся части Адмиралтейского района, «кусочкам» от Выборгского, Московского и Фрунзенского.

Заявленной целью введения системы платных парковок — со ссылками как на московский, так и на зарубежный опыт — в свое время было «разгрузить центр от личных автомобилей», «создать условия для работы общественного транспорта» и «увеличить трафик движения транспорта (как общественного, так и частного)».

Практика минувших лет показывает, что истинная цель совсем другая: фискальная.

Проблемы начались с первых же дней введения системы платных парковок.

Сперва — с оплатой: выяснилось, что паркоматы установлены далеко не везде, а приложение для телефона, через которое можно оплатить парковку, время от времени начинает «глючить» (тем более что может «глючить» и интернет). Федеральный закон требует предоставить возможность оплатить парковку наличными — но этой возможности в Петербурге не предоставили. Между тем любая ошибка трактовалась не в пользу водителя: не заплатил по любой причине — штраф в 3000 рублей (это на фоне тарифа в 100 рублей за парковку в час).

Затем, когда жителям районов, где введена платная парковка, стали выдавать льготные парковочные разрешения (заплатив 1800 рублей, можно было парковаться в течение года), выяснилось, что они действуют только в пределах муниципалитета (которых в каждом районе по 5–7). При этом человек может жить в одном муниципалитете, а школа или детский сад, куда надо возить детей, или поликлиника, вполне может быть в другом, даже если территориально это не так далеко. Кроме того, на каждую квартиру полагалось не больше двух льготных разрешений, а если жилье находится в долевой собственности — от других собственников надо получать нотариально заверенное разрешение.

Ну а затем, когда платная парковка охватила практически весь центр, и те, кто стремился избежать этой оплаты, начали парковать машины во дворах, возмутились жители этих домов, и захотели перекрывать въезд для «посторонних» машин шлагбаумами. Но не тут-то было: городская администрация начала эти шлагбаумы как «самовольно установленные» срезать, потому что территория дворов находится в собственности у города и должна быть общедоступной.

После массовых жалоб и обращений депутатов Законодательного собрания Смольный нехотя пошел на небольшие уступки. 

Действие льготных парковочных разрешений распространили на весь район проживания, ввели поминутную оплату парковки со второго часа, и не прошло и двух лет, как дали возможность оформлять согласие собственника на получение льготной парковки через Госуслуги.

Но так и нет ни возможности заранее оплатить парковку, ни возможности исправить допущенные ошибки, не рискуя штрафом: уточнить номер автомобиля, доплатить в течение дня за истекшую парковочную сессию, изменить время начала парковки и так далее. Хотя все это технически возможно, и организовано для водителей не в другой стране и не на другой планете, а в Москве.

Что же касается шлагбаумов, то воз и ныне там.

В той же Москве, как известно, создан вполне легальный и не очень сложный механизм, позволяющий закрывать дворы, — но когда в Петербурге попытались пойти по этому пути и даже приняли в первом чтении соответствующий закон, дальше дело застопорилось: исполнительная власть встала намертво против закона, и проблема не решена до сих пор. Хотя устами «транспортного» вице-губернатора Кирилла Полякова еще два с половиной года назад было обещано «упростить» процедуру установки шлагбаумов.

Впрочем,

главная проблема — это обоснованность введения платной парковки на той или иной территории. 

Сейчас это делает Смольный «волевым решением», практически без обсуждения не только с депутатами, но и с гражданами. Или с чисто формальными обсуждениями (выслушали и сделали по-своему).

К чему это приводит, очень хорошо видно.

На немалой части улиц Адмиралтейского и Василеостровского районов, где ввели платную парковку, никогда не было ни интенсивного движения, ни загруженности, ни (за редкими исключениями) маршрутов общественного транспорта.

То есть ни к одной из официальных целей, заявленных при введении платной парковки, ситуация на этих улицах отношения не имела. Но платную парковку ввели, а на соседних улицах, где тоже нет интенсивного движения и нет общественного транспорта, поставили знаки, запрещающие как стоянку, так и остановку машин (формально здесь нельзя даже посадить или высадить пассажира, не рискуя штрафом). По сути, это означало принудительное «выдавливание» машин исключительно в зону платной парковки. И исключительно ради сбора денег — ради чего еще?

На мой запрос (я тогда еще был в статусе депутата) о причинах такого решения и требование его изменить Комитет по транспорту ответил мне общими словами о «непрерывности парковочного пространства» и о том, что «если оставить где-то бесплатную парковку, туда переберутся машины из платной зоны».

«Замечательная» логика. Спрашиваю: а вам-то, товарищи чиновники, какое дело, если и переберутся? Это помешает движению? Повысит загруженность соседних улиц? Если это так, покажите расчеты. В ответ — тишина. И ответы в стиле «ваши предложения противоречат нашей концепции».

Да, я понимаю, в чем концепция: не дать парковаться бесплатно даже там, где это никому не мешает.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Замир Усманов / ТАСС

Фото: Замир Усманов / ТАСС

Еще одна проблема: парковка у школ, социальных и медицинских учреждений. Куда многие не только приезжают сами, но привозят детей или пожилых родственников. Но никаких периодов бесплатной парковки в этих местах не установлено. Более того, на эти предложения Комитет по транспорту неизменно отвечал мне: «если сделать там бесплатную парковку, там всегда будет занято».

Возможно, что и будет. Но опять же, чиновникам-то какое до этого дело? Это ведь никак не связано с заявленными целями платной парковки. Это, может быть, несправедливо, но это не имеет отношения к этим целям.

Происходящее имеет только одно логически непротиворечивое объяснение: истинная цель введения платных парковок — не забота о разгрузке центра города, и не забота об общественном транспорте, а исключительно фискальная.

Если его принять, то многое сразу становится понятно: почему Комитет по транспорту вводит платные парковки и запреты там, где они никак не содействуют достижению декларируемых им целей. Почему он с упорством носорога противится бесплатной парковке у школ, больниц, социальных учреждений и поликлиник. Почему не оставляет бесплатной альтернативы зонам платной парковки даже там, где нет проблем с движением. И почему категорически противится введению бесплатной парковки по выходным и праздничным дням.

О последнем — отдельно: в выходные и праздничные дни трафик объективно снижается, потому что людям не надо ездить на работу и с работы, совершать деловые поездки, отвозить детей в школы и детские садики и забирать их оттуда. В то же время в эти дни многие едут в центр города, в том числе — вместе с детьми, чтобы посетить музеи, выставки, театры или просто погулять. Почему не сделать хотя бы один выходной — «выходным» и от платной парковки?

В упомянутой уже не раз Москве (а также, например, в Хельсинки) по воскресеньям и праздничным дням парковка является бесплатной. Могут себе позволить. И Петербург тоже может, хотя проект, который мы дважды вносили от фракции «Яблоко», дважды отказывались рассматривать, просто исключая его из повестки дня. Почему — понятно: известно, что правительство города «против».

Может быть, отказавшись от платной парковки по воскресеньям, город потеряет какие-то немыслимые суммы? Но это не так: в течение года за платные парковки по воскресеньям и в нерабочие праздничные дни собирается 370 млн рублей, менее 13% от общего объема поступлений. И бюджет Петербурга, с его объемом 1,3 трлн рублей, может себе в такой степени меньше брать из кармана горожан, чтобы они без проблем ездили в центр по воскресеньям и в праздники…

Но вернемся к началу — планам расширения зон платной парковки. В том числе за счет «локальных выделенных зон платной парковки в непосредственной близости от транспортно-пересадочных узлов» (то есть у востребованных станций метрополитена).

При этом разработчики сетуют, что все идет не так хорошо, как они хотели, потому что автомобилисты «ищут альтернативные парковки на территории, не включенной в зону администрирования». 

Переведем на русский: «нехорошие автомобилисты» пытаются найти места, где можно парковаться бесплатно! Безобразие, не допустим, заставим платить за парковку везде, где людям надо ставить машины, и чтобы не могли найти рядом бесплатную парковку. Даже там, где отродясь не было ни пробок, ни общественного транспорта, ни помех для его движения…

Расставим акценты: в городе есть зоны, где введение платной парковки оправданно и необходимо. Но есть и другие зоны, где оно не оправданно, но введено. Но попытки объяснять чиновникам, что они ошиблись, натыкаются на глухую стену.

Что делать? В целом понятно: лишить исполнительную власть этих полномочий (федеральное законодательство это позволяет). Сделать так, чтобы законом устанавливался порядок создания и использования платных парковок, а не правительство создавало эти зоны везде, где ему хочется залезть в карманы граждан.

Конечно, учитывая «расклад сил» в городском парламенте, это не гарантирует, что не появятся новые платные парковки, или что они появятся только там, где это действительно обоснованно. Но вопрос будет обсуждаться открыто и публично, под камерами журналистов, и с возможностью граждан «достучаться» до своих депутатов и потребовать учесть их мнение. А если все останется так, как сейчас, — «парковочная опухоль» будет и дальше расползаться по городу.

Читайте также

Как будут «развивать» ваши квартиры

Как будут «развивать» ваши квартиры

В Думе приняты в первом чтении изменения в законодательство о комплексном развитии территорий, предполагающие расселение домов

* Признан Минюстом РФ «иноагентом».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow