День ото дня крепнет уверенность, что коммунальное хозяйство страны — это бесконечный плацдарм для нововведений, разного рода предложений и законодательных инициатив. В процессе перманентного реформирования ЖКХ находится уже второе десятилетие. Стабильны здесь только две вещи: рост квартплаты и износ хозяйства.
Буквально в ноябре 2024-го вице-премьер Хуснуллин признавал, что ежегодно коммунальная инфраструктура ветшает больше, чем ее успевают обновлять. Износ коммунальных сетей в некоторых регионах достигает 80%. Порядка 6 тысяч коммунальных аварий случается каждый месяц.
Чтобы привести проблемное хозяйство в нормальное состояние, не растягивая процесс на десятки лет, потребуется почти 30 трлн рублей, утверждают эксперты. Поток идей на этот счет не иссякает. Вот лишь некоторые из последних.
Жильцы за все заплатят
Слушания на тему ЖКХ в разных высоких кабинетах проходят регулярно. Слушания есть, идей и планов с избытком, только заметных сдвигов не наблюдается. И текущее состояние дел тому подтверждение. Недавно на одном из федеральных каналов зрителям задали вопрос: «Довольны ли вы работой управляющей компании?» Более 90% респондентов ответили «нет».
Скажем, сферу управления многоквартирными домами (МКД) сами народные избранники открыто называют запущенной. С конца прошлого года пытаются наладить обратную связь — в первом чтении утвердили законопроект, обязывающий УК и ТСЖ ежегодно предоставлять жильцам отчет по единой форме, принятой Минстроем. Управляющие организации и без этого закона должны ежегодно отчитываться, как того требует Жилищный кодекс. А ТСЖ обязаны предоставлять отчет только членам товарищества.
Игорь Косилов, замруководителя Самарского регионального центра «ЖКХ-контроль»:
«Отчетность перед собственниками — это маленький, но важный шаг, который в дальнейшем поможет многое перестроить. Отчетность и договор управления — в принципе основные документы во взаимодействии собственников и УК. Нельзя сказать, что отчеты предоставлялись без проблем. При этом позиции, по которым надо отчитываться, регламентированы (это определенная формы в ГИС ЖКХ). На что тратятся денежные средства, рассмотреть сложно. Людей не устраивало, в каком виде предоставлялся документ. Да и посмотреть его могли только те, кто зарегистрировался в ГИС. По пути нового законопроекта пошли, я так понимаю, чтобы изменить ситуацию. На федеральном уровне документ унифицируют для всех субъектов. Мы от Самары давали свои предложения. Хочется взять отчет УК, в котором все будет четко и понятно».
Как раз над последними двумя пунктами работает профильное ведомство. Удастся ли ему перевести бюрократическую вязь на человеческий язык? Возможно. Во всяком случае, нас убеждают, что законопроект сделает деятельность УК прозрачнее, а сами отчеты максимально публичными. Так, может, нам еще и пояснят, что дальше? Что конкретно дает нам отчетность в утвержденной — или нет — форме? Положим, ознакомились мы с ней, сравнили написанное с реальностью, заметили несоответствие, и куда идти со своим недовольством? Наверное, в жилищную инспекцию — логично же. «Но ситуацию в целом это не решит, — рушит логику Игорь Косилов. — Инструментарий, который есть сейчас у инспекции, это только штрафы».
Последнюю мысль стоит развить. Собственнику надо, чтобы исправили нарушение. А штраф — это полумера и кругооборот наших средств. Что-то вроде замкнутого цикла. Лидер общероссийского движения «ЯУправдом» Сергей Креков называет его «гениальным бредом, которому уже лет 20». И поясняет:
Лидер общероссийского движения «ЯУправдом» Сергей Креков:
«У нас за исполнением закона при управлении МКД следит государственная жилищная инспекция. Если выявляет нарушения, то выносит штрафы УК. А та деньги на него берет с дома, которым плохо управляет, и отдает их в бюджет города.
В Москве ситуация просто парадоксальная: штрафуя ГБУ «Жилищник» (он обслуживает почти 80% жилого фонда столицы), чиновники пополняют бюджет, из которого эти же учреждения финансируются. Штрафуя частные компании, снова забирают деньги собственников, они тоже поступают в бюджет и опять идут на финансирование все того же «Жилищника».

Фото: Наталья Чернохатова/ТАСС
Нет контроля — нет проблем
Складывается ощущение, что коммунальное хозяйство при высоком ведомстве существует в положении нелюбимой падчерицы, этаким довеском. Кто-то скажет, что очередность слов в названии значения не имеет. Возможно, но не в данном случае.
Игорь Косилов:
«У нас есть Министерство строительства и ЖКХ. В Самаре Министерство энергетики и ЖКХ. Коммунальное хозяйство отходит куда-то на второй план, и про него забывают. Отдельного Министерства коммунального хозяйства нет. И я считаю это неправильным».
Продолжая тему, Сергей Креков объясняет, как все устроено в этой модели:
Сергей Креков:
«Есть главный государственный жилищный инспектор — господин Ересько. Он же по совместительству замминистра по строительству и ЖКХ. Исполнительная власть в одном лице совмещает два направления: сама организует процесс и сама его контролирует. Это было и при других руководителях Минстроя с момента его образования. А ЖКХ при министерстве — как пятое колесо в телеге. Так к нему и относятся».
В распоряжении редакции оказалась переписка москвичей в домовом чате. Это, по сути, коллективный поиск адреса, куда можно пожаловаться на проблему с подвальным помещением. В процессе обсуждения, растянувшегося на полдня, упоминались департамент имущества, городской интернет-портал mos.ru, районная управа, «Госуслуги», Мосжилинспекция, приемная депутата, горячая линия, телефон которой дали в МФЦ, само МФЦ, видеоконсультант, прокуратура… Словом, люди гадали. И это только одна эпопея, случившаяся только в одном месяце и только в одном доме.
Наталья М., главный бухгалтер ТСЖ «Ленинский проспект» из Санкт-Петербурга, работающая в системе 25 лет, интересуется:
«Кто должен осуществлять контроль за работой ТСЖ, ЖСК и УК, за порядком проведения собраний и достоверностью информации, предоставляемой собственникам? Одни предоставляют полную информацию, а другие то, что считают нужным».
Большие надежды по части контроля за управлением многоквартирными домами возлагались на лицензирование. С мая 2015 года оно стало обязательным. Исключение сделали для жилищных кооперативов и ТСЖ. Но сейчас все может поменяться. Законодатели намерены обязать председателей правления товариществ получать квалификационный аттестат. У последних такие планы вызвали резко негативную реакцию. Условий для улучшения качества не создают, но самому институту управления могут нанести серьезный урон, отпугнув людей, считают члены Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость. Сдача экзамена не гарантирует эффективной работы, уверены они. И мысль эту подтверждает опыт коллег.
Игорь Косилов:
«Лицензированию УК уже 10 лет, но оно показало себя не с лучшей стороны. Было и перелицензирование, что, однако, не дало возможности убрать с рынка недобросовестных его участников. Сложно этот рынок отрегулировать до ожиданий самого собственника, он стал сейчас требовательным, грамотным. Иногда свои обязанности забывает, но права знает очень хорошо. Здесь должен быть грамотный баланс. Кроме того, отрасль зарегулирована, принимается очень много нормативно-правовых актов. Потом по ним складывается разная судебная практика. И мы в итоге получаем совсем не то, что задумывалось тем или иным законопроектом. Пока вносятся изменения и поправки, уходит время — и так постоянно».
Еще категоричней мнение Елены Б. из Москвы, представляющей ЖСК «Сигнальный». Она считает, что работать эффективно больше всего мешают законодатели и чиновники.
«Все их инициативы направлены на уничтожение самоуправления. При этом, если бы они показали эффективность работы госструктур, то люди бы голосовали ногами и руками за переход к ним. Но разница в обслуживании столь очевидна, что и возмущение народа растет в геометрической прогрессии. Их интересуют только деньги. Мы полностью бесправны перед беспределом чиновников».
Для справки: более 80% жилого фонда, созданного до 1991 года, обслуживают государственные и муниципальные УК.

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Цифровой самообман
Следующее нововведение — это, скорей всего, попытка раскачать систему, которая никак не начнет работать сообразно вложенным деньгам и возлагаемым надеждам. Публично про «раскачку», конечно, не скажут. Но выглядит все именно так. На неэффективность ГИС ЖКХ не раз указывала Счетная палата. По данным ведомства, на ее создание в свое время потратили свыше двух миллиардов рублей, вместо запланированных 860 млн. Окупиться должна была к 2022 году. Но что-то пошло не так.
Системе постоянно пытаются найти применение. И вот уже с 1 марта, согласно ФЗ № 463, общие собрания собственников в электронном виде можно проводить только с помощью ГИС ЖКХ или ее аналогов, утвержденных региональной властью. В заочной форме собственники голосовали и раньше. Но теперь все заведено на единый сервис. А изменения в законодательстве, как говорят чиновники, направлены на повышение качества и прозрачности процесса. В принципе, мы уже давно поняли, что идет нешуточная борьба за прозрачность по всем направлениям. Но на практике-то чего стоит ждать? Во-первых, надо принять как данность низкую востребованность площадки: по данным на прошлый год (их приводит Союз жилищных организаций Москвы) на нее заходили всего 5% пользователей «Госуслуг».
«Объективно оцените систему ГИС ЖКХ, которую так проталкивают чиновники, — призывает председатель правления столичного ТСЖ «Захарово» Александр К., — Насколько она помогает в работе? Там нагорожено столько всего, что нам, пользователям, не нужно, а времени на обслуживание отнимает много. Зачем тратить на поддержание ГИС огромные средства, что она улучшила в обслуживании жителей?»
Во-вторых, надо перестать обольщаться масштабами цифровизации. К процессу подключились далеко не все.
В стране, где пенсионеров 40 миллионов, онлайн голосование — это не прорыв и не утопия. Это самообман.
Один из экспертов в эфире федерального телеканала предложил депутатам хотя бы профильного комитета в тестовом режиме проголосовать в ГИС. Уже по интонации стало понятно: простым тест не будет. А потому даже при новых правилах смешанной формы голосования не избежать. Данные с бумажных бюллетеней (теперь в них необходимо указывать еще и СНИЛС) вносить в систему будет администратор. В этой роли, как правило, выступают УК. И где гарантия, что нужной «корректировки» не произойдет?
Но и это не главное.
— У нас сегодня проблема не в форме голосования, а в том, что сама активность жителей низкая. Не хотят они по разным причинам участвовать в собраниях, — уверен Сергей Креков. — Три вида онлайн-голосования у нас существовало: ГИС, региональные платформы и частные. Сейчас голосовать запретили везде, кроме ГИС. Но я не понимаю, почему у нас единая информационная система не единая? В Москве — «Электронный дом», в Питере другая самостоятельная система…
— Но именно о ГИС люди практически ничего не знают.
— Она сделана не для людей, а чтобы отчитаться за бюджетные деньги. Через нее сложно голосовать. А вот как раз частные компании, которые сейчас лишились рынка, активно развивались, потому что были удобны и ориентированы на потребителя. Пользоваться ими было намного проще. Но сама проблема, повторюсь, не в этом. Людям, в принципе, плевать. Давайте уберем онлайн, попробуем провести собрание в доме. Сколько человек придет? Ноль целых, три десятых.
— Но как раз этой проблемы нововведение не решает совсем. В чем тогда смысл?
— Имитировать бурную деятельность, создавать цифровые платформы. Жилищный кодекс ввели 21 год назад. Проблемы, которые были тогда, так и остались.

Фото: Антон Белицкий / ТАСС
Не платите реально, взыщут виртуально
Сразу пул цифровых сервисов будет задействован в еще одной свежей инициативе. Она касается должников. В России запустят эксперимент по дистанционному взысканию долгов за ЖКУ. В комментариях механизм описывается следующим образом: поставщики коммунальных услуг оперативно передают информацию о задолженности в ГИС ЖКХ. Далее пакет документов, сформированный на основе данных Росреестра, Социального фонда России и МВД через защищенные каналы направляется мировым судьям. Затем подключается государственная автоматизированная система «Правосудие». Должников будут оповещать онлайн. О размере долга или сразу о списании — пока не говорят.
Стартует эксперимент в регионах, цитирую, с высоким уровнем цифровой зрелости. Если окажется удачным, распространят на всю страну.
Инициатива по созданию упрощенного (да, именно так его называют) порядка взыскания долгов направлена на то, чтобы быстрее и в большем объеме собирать деньги. Беспокоиться есть о чем. Только за электричество, по сведениям на март, россияне задолжали больше 340 миллиардов рублей.
— Судя по тому, что совокупные данные не публикуются уже два года, ситуация очень плохая, — утверждает Сергей Креков. — Последние опубликованные Росстатом сведения были под 1 триллион рублей — таков общий долг жителей за поставленные коммунальные услуги. И все время идет ужесточение: сначала взыскание передали нотариусам, теперь ввели дистанционное. Но проблемы это не решит.
— Почему?
— Правовые основания у такого механизма отсутствуют. Как проверить, сколько вы реально платили? В нашу замечательную информационную систему управляющие компании обязаны загружать начисления за коммунальные услуги. Там же отображается сумма долга. Но эти данные не загружены даже в Москве. Возьмем ГБУ «Жилищник»: если они хотя бы на 60% загружают туда договоры об управлении домом, уже хорошо. Но данные о начислениях по лицевым счетам поступают в лучшем случае на 2–3%.
— Тем не менее ГИС планируют использовать и при новой форме взыскания.
— Это связано и с позицией Верховного суда, который сказал, что наши суды завалены делами по ЖКХ. Сейчас мы, подменяя суды, создаем какую-то суррогатную систему удаленных взысканий, она опять должна базироваться на ГИС ЖКХ, в которой почти ничего нет. Не будет это работать. Все предлагаемые решения носят косвенный характер. У нас дом аварийный разваливается, а его красят.
До коммуналки остался «один клик»
С прошлого года ведутся настойчивые разговоры об отказе от бумажных квитанций и внедрении единого платежного документа, по которому граждане смогут «в один клик» оплачивать электричество, водоснабжение, капремонт и прочие коммунальные расходы. Минстрой уже предлагал подобное, но инициатива не прошла. Теперь ее прорабатывает Минцифры. Ну а пока коммуналку можно оплачивать в приложении «Госуслуги Дом», личных кабинетах ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, через ГИС, в столице посредством mos.ru — выбирай не хочу!
Что же до единой электронной квитанции, то ее формат и порядок доставки хотят закрепить законодательно. Чиновники считают, что, объединив все квитанции, собираемость платежей можно повысить. Да еще и природные ресурсы сберечь, отказавшись от бумаги.
В очередной раз лечим следствие, а не причину. Ведь очевидно, что дело не только в платежной дисциплине, но и в тарифной политике. Про идеологов нынешней лидер движения «ЯУправдом» говорит кратко и емко — на лбу им надо написать: «нельзя грабить людей».
И еще несколько новшеств коротко
Минстрой намерен запретить иностранным гражданам руководить отечественными УК. Говорят, для повышения ответственности и контроля. Видимо, другие методы исчерпаны. Сразу в нескольких регионах запущена новая схема оплаты электроэнергии — по диапазонам потребления. С ее помощью хотят воздействовать на майнеров, а рикошетит в рядовых потребителей.
Помимо этого, Минстрой намерен создать цифровую систему учета объектов коммунального хозяйства на основе данных другой системы — автоматизированной. В конце прошлого года законодатели приняли несколько десятков нормативно-правовых актов, напрямую затрагивающих только управление МКД. В стране так много органов, комиссий и советов, радеющих о судьбах коммунального хозяйства! Просто удивительно, что его реформирование не завершилось досрочно.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68