КомментарийЭкономика

Вертикальный износ

Отработавший свой срок пассажирский лифт могут легко запустить на второй срок. А если нет замены?

Вертикальный износ

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Срок замены пассажирских лифтов, которые отработали свой век, продлен на 5 лет. Отсрочка дана, чтобы привести лифты в соответствие с Техническим регламентом Таможенного союза. А попросту говоря, заменить старые и изношенные конструкции на новые. В этом и — «соответствие». Но процесс никак не идет.

Плохо стало не сегодня

Минстрой «предложил» лифтам, требующим ремонта, потерпеть и поработать еще 5 лет. Нет, это не директива ведомства, а анекдот на злобу дня, получивший широкое хождение. Не очень смешно, но зато невероятно жизненно.

Еще три года назад в прессе были обнародованы цифры, убедительно показавшие, насколько сложна ситуация в лифтовом хозяйстве. Причем в масштабах всей страны. Как минимум в 11 регионах дела обстояли совсем неважно. В трех и вовсе за гранью добра и зла: устаревших подъемников в Самарской, Ульяновской и Ярославской областях на тот момент оказалось больше половины. Около года назад мы писали о девятиэтажном многоквартирном доме (МКД) в центре Самары, который был сдан в 1968 году. Капремонта с той поры в нем не проводилось. А лифты во всех пяти подъездах нормативный срок (для стандартной конструкции это 25 лет) откатали дважды и пошли на третий. Такие конструкции-долгожители для города не редкость. Лифтовым хозяйством здесь не занимались десятилетиями.

Три года назад профильная комиссия Общественного совета при Минстрое настойчиво рекомендовала Мордовии, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Смоленской, Ульяновской, Курской и Ивановской областям уделить особое внимание замене лифтов.

Время шло, лучше не становилось. Скажем, в Крыму в самое ближайшее время предельного возраста достигнут 80% всех лифтов! В Удмуртии весомая часть оборудования перевалила 40-летний порог.

По оценке Ростехнадзора, срок эксплуатации истек у каждого пятого лифта в стране.

Очевидно, что дна мы практически достигли. Оттолкнуться бы… И понять, какими цифрами можно оперировать сегодня, говоря о замене. «40–45 тысяч лифтов — это максимальное количество, которое производилось в год за последнюю пятилетку, — объясняет гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов (это общее количество, произведенное как для замены старых конструкций, так и для новостроек. — О. П.). — Но дело в соотношении: мы недостаточными темпами меняем лифты. Максимум, на который выходили, — 19 тысяч в 2023 году (речь о лифтах, произведенных исключительно под замену). Этого мало. Всего в жилом фонде в эксплуатации находятся 605 тысяч лифтов, из них 50 тысяч уже отработали назначенный срок службы. И 60 тысяч отработают его до 2030 года. Чтобы за пять лет поменять те самые 110 тысяч, мы должны производить 25–30 тысяч лифтов в год».

С момента заказа оборудования до его поставки проходит от трех до шести месяцев, столько же требуется на монтаж.

Накопить бы

В далеком 2016-м комиссия по лифтовому хозяйству инициировала проект по ускоренной замене лифтов в 50 регионах страны. Спустя семь лет, председатель Общественного совета при Минстрое Сергей Степашин сообщил, что по этой программе обновили 32 736 лифтов. Однако понятно, что самостоятельно с решением этой задачи регионам справляться трудно. Средства федерального бюджета необходимы как программе по замене лифтов, так и для поддержки отечественных производителей. Если не выделить их в ближайшее время, предупреждали эксперты, после 2030 года на замену лифтов будет уходить 75% программы капремонта.

Фото: Василий Смирнов / ИТАР-ТАСС

Фото: Василий Смирнов / ИТАР-ТАСС

Как раз ситуация с лифтовым оборудованием — точный диагноз того, что эта программа провалена, уверен лидер общероссийского движения «ЯУправдом» Сергей Креков. Из 110 тыс. лифтов, требующих замены, в программы капремонта включено меньше половины. Оно и понятно: слишком дорого.

На замену подъемного устройства уходит большая часть собранных на капремонт взносов. Надо учитывать и сложившуюся диспропорцию: программе 10 лет, а чтобы заменить отработанное лифтовое оборудование, копить нужно не менее 10–12 лет.

Отсюда вывод: люди физически не успели собрать необходимое. В этом случае они легко могут попасть в долговую яму.

Именно так произошло с одним из многоквартирных домов (МКД) в Челябинске. Новый подъемник обошелся в 28 млн рублей. На счету дома к тому времени накопилось лишь 10 миллионов. Еще 18 млн жильцы остались должны.

Именно со спецсчетами ситуация наиболее сложная. «Если лифт уже отработал назначенный срок службы, — продолжает Петр Харламов, — то собственники остаются, к сожалению, без какой-либо поддержки. Не помогают ни муниципальные власти, ни региональные, ни федеральные. А при котловом способе накопления вопрос решается за счет того, что в общий фонд скидываются соседние дома, в том числе новостройки. Если мы говорим о 110 тысячах лифтов (подлежащих замене), то необходимо 436 млрд рублей, чтобы заменить их. Для ремонта 47 тысяч лифтов на спецсчетах надо собрать 188 млрд рублей. Это очень большая сумма, без господдержки тут, конечно же, не обойтись. Мы со своей стороны неоднократно обращались и обращаемся к правительству за софинансированием».

Ни дна ни покрышки

Ситуация близка к хаосу. Замена старых лифтов от плана отстает. Одна из причин — отсутствие единого федерального органа, который бы контролировал процесс.

Ответственность ведомств за решение острой проблемы долгое время была размыта — это признают сами чиновников. Осенью 2023 года, согласно принятому Госдумой закону, контроль за лифтами взял на себя Ростехнадзор. А органа, который отвечал бы за обновление и модернизацию всей сферы ЖКХ, по-прежнему нет. Зато разного рода что-то там курирующих ведомств с избытком.

И вот уже народные избранники обращаются в правительство с предложением определить наконец отдельную структуру под коммунальную сферу. По их мнению, это должно ускорить решение вопросов. А эксперты уверяют, что денег на содержание такой структуры нет. Да и за что ей отвечать, если отсутствует информация о состоянии ЖКХ в целом и лифтового хозяйства в частности. Замглавы Минстроя Константин Михайлик в прошлом году признавался, что чиновники не понимают до конца, что у них на руках: «…не понимаем изношенность лифтов, какая у нас реальная, сколько у нас производства по лифтам, как это контролируется».

Когда отсутствует первичная информации, очень тяжело работать, констатировал замминистра.

Между тем в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза изношенные механизмы в срок до 15 февраля 2025-го необходимо было вывести из эксплуатации. Но

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в ноябре прошлого года внесла серьезные корректировки в регламент. В результате срок замены отработавших норму лифтов в России продлен до 15 февраля 2030 года. Отсрочку на целых 5 лет мы получили.

Но документально продлить не означает безопасно использовать. Хватит ли запаса прочности, чтобы отработать срок, не предусмотренный условиями эксплуатации изначально? То есть сверхнормативный. Или лифты будут останавливать? «Мы этого сейчас сказать не можем. Останавливать лифты или нет, решает Ростехнадзор, — поясняет Петр Харламов. — Его сотрудники настроены решительно и даже в одном из своих писем говорили, что лифты подлежат выводу из эксплуатации. Мы очень надеемся, что такого не произойдет, это все-таки очень серьезный социальный вопрос».

Финансовые изыскания и цифровые новеллы

С продлением регламентных сроков, финансовая составляющая актуальности не потеряла. Как бы то ни было, за последние 10 лет, по словам главы Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина, Минстрой так и не удосужился организовать процесс производства лифтов в достаточном количестве, а также не обеспечил изыскание необходимых финансов. О каких суммах идет речь? При замене лифта необходимо приобрести само оборудование, демонтировать старую конструкцию и смонтировать новую. Это примерно 4 миллиона рублей (в среднем по стране).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Светлана Разворотнева из комитета Госдумы по строительству и ЖКХ утверждает, что для решения этой проблемы в трехлетней перспективе необходимо почти 22 млрд рублей. Если не выделить эту сумму сейчас, через 3 года понадобится в разы больше. На старте (то есть в ближайший год) потребуется 5 млрд, а затем — по нарастающей. Следуя этой схеме до 2030-го, можно привести все лифты в нормативное состояние.

Петр Харламов. Фото: соцсети

Петр Харламов. Фото: соцсети

— Мы предложили внести некоторые дополнения в постановление правительства № 1744 («Об организации безопасного использования и содержания лифтов») от 2023 года, — говорит Петр Харламов. — По лифтам, которые будут отрабатывать свой срок в марте и в последующие месяцы, проводить полное обследование, при котором эксперт решает, можно ли продлить срок их эксплуатации. Сначала на три года, потом еще на два, но в общей сложности на период не более пяти лет.

— И здесь мы вновь возвращаемся к главному вопросу — о запасе прочности.

— Надо по каждому конкретному лифту индивидуально решать, сколько ему можно еще поработать, или его надо останавливать буквально завтра. Это как раз и определит эксперт по итогам полного обследования конструкции.

— Ваше предложение встретило поддержку?

— Да, сейчас оно прорабатывается в Ростехнадзоре. Изначально инициатива исходила от Минстроя. Надеемся, этот вопрос решится оперативно. Но гарантировать сложно, могут возникнуть любые бюрократические проволочки.

А могут и не возникнуть, ведь у нас теперь есть «начало всех начал» — утвержденный в высоких кабинетах план мероприятий по развитию лифтовой отрасли страны. Или, как сейчас принято говорить, «дорожная карта». В общих чертах обозначим ее содержание. Из разумного: предполагается объединить производство, монтаж и обслуживание лифтов в рамках единого контракта. Из прочего: запланировано усиление контроля Ростехнадзора, внедрение системы электронных паспортов, запуск реестра лифтов и цифрового сервиса для мониторинга их состояния. Как заметил один из экспертов, конструкции старые, а мониторить их будут по-новому. И вряд ли это получится дешево. Но зато в духе времени — прежде чем заменить, непременно оцифровать. Единый сервис (когда его запустят) призван отслеживать техническое состояние лифтов по всей стране и на основе этого выдавать аналитические прогнозы. Поломка еще только ожидается, а мы к ней уже подготовились — примерно так это будет выглядеть. Относительно реестра чиновники уверяют, что именно он поможет повысить безопасность эксплуатации лифтового оборудования.

Читайте также

Граждане в отключке

Граждане в отключке

Чтобы обеспечить безопасность газового оборудования в жилых домах, достаточно просто обрезать трубу

И главное: весь процесс станет максимально оперативным и абсолютно прозрачным, если верить должностным лицам. Осталось собрать, создать, наладить и запустить сервис будущего. Кто за него возьмется? Пока неясно.

Реализация проекта потребует немалых средств, которых, замечу, пока не хватает на более приземленные вещи — замену конкретных лифтов.

Но гораздо больше собственников волнует другое. Было бы странно, если бы процесс приведения в порядок лифтового хозяйства не задел наши кошельки.

В ноябре прошлого года Минстрой подготовил изменения в Жилищный кодекс, предусматривающие в том числе установление дифференцированного взноса на капремонт. Для жителей домов с лифтом его предлагают увеличить.

Это поможет решить проблему с нехваткой средств на замену подъемных устройств, чей срок эксплуатации подходит к концу. К тому же идут разговоры о том, чтобы вынести плату за лифт в отдельную квитанцию.

Осенью 2022-го Минстрой пообещал до конца года найти решение, как ускорить замену лифтов. А руководитель ведомства Ирек Файзуллин, выступая в Совете Федераций, сообщил о 26 предприятиях, способных выпускать около 70 тысяч лифтов в год. Чуть раньше представитель Минпромторга Валерий Пивень констатировал, что дефицита лифтов для высотных домов (со скоростью до 2,5 м/с) нет, мощности российских заводов позволяют полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

Прошлой осенью о скоростных пассажирских лифтах нового поколения говорили на пресс-конференции «Эволюция тарифов ЖКХ». Выяснилось, что не все так гладко. А как? «У нас достаточное количество российских производителей лифтов — больше 30. Из них 10 — это крупные и средние предприятия, которые могут в принципе полностью закрыть потребности страны как по замене, так и по строительству новых лифтов, — отвечает руководитель Российского лифтового объединения (РЛО). — Если не ограничивать конкуренцию и развитие малых и средних предприятий, в общей сумме они могут делать в год порядка 60 тысяч лифтов».

Фото: ITAR-TASS

Фото: ITAR-TASS

Отечественные производители действительно наращивают объемы. За первое полугодие 2024-го они произвели почти 13 тысяч лифтов. По данным Росстата, это на 9% больше, чем годом ранее. Летом 2022 года Щербинский лифтостроительный завод сообщил о начале производства лифтов для столичных высоток. А год спустя уже получил первую после банкротства прибыль. Это один из крупнейших в стране производителей грузовых и пассажирских лифтов. Кроме того, предприятие осуществляет монтаж и обслуживание. Объемы производства Серпуховского лифтостроительного завода в январе выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в марте производство лифтового оборудования запустят в Самаре.

Поменять не значит запустить

Замена (или ремонт) лифта — далеко не всегда его исправная работа. Вот лишь две истории.

В Новосибирске в конце 2023 года был выполнен капитальный ремонт четырех лифтов (произведены Карачаровским механическим заводом) в домах на улицах Ватутина и Немировича-Данченко. Теперь жильцы пытаются понять, а что это было, если лучше не стало. «Довольно часто происходит аварийная остановка лифтов, — рассказывает представительница местного ТСЖ Людмила. — Одна из распространенных причин — рвется тросик. Да и как ему не рваться, если он гораздо тоньше, чем был при эксплуатации прежних лифтов этого же завода».

Но если в этом случае речь идет о ремонте, то в Санкт-Петербурге из строя стремительно вышли новые конструкции. Один из жителей поделился подробностями: «У нас в многоквартирном доме (7 этажей, 2 подъезда) в апреле 2024 года Фонд капитального ремонта начал менять лифты, выслужившие установленный срок. Подрядчиком был сам производитель — Щелковский лифтовой завод. Через девять месяцев лифты запустили. Сначала они постоянно ломались. А сейчас оба лифта остановлены из-за неисправности. Ждем гарантийного ремонта».

По оценкам экспертов, ежегодно в ЖКХ расхищаются миллиарды рублей — это и нецелевое использование, и приписки, и необоснованные начисления, и фиктивные работы, и воровство.

В прошлом году выявлено более 420 тысяч нарушений закона в сфере ЖКХ, возбуждено свыше 1200 уголовных дел.

А тут еще лифты.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow