В конце февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект, который должен серьезно повысить безопасность работы газового оборудования в многоквартирных домах (МКД) — это если говорить о конечной цели депутатского замысла. Если же посмотреть с практической стороны, то будущий закон должен обязать собственников квартир обеспечивать беспрепятственный доступ к газовому оборудованию соответствующим службам. Отказ газовщики смогут оспаривать в суде, причем в ускоренном порядке — в течение 12 дней вместо прежних 30. А после смогут проникать в закрытые квартиры на основании вынесенного решения в сопровождении судебных приставов. Наконец, готовящийся закон, вступив в силу, практически на нет сведет практику отключения газа во всем доме из-за «недопуска» на территорию отдельного собственника.
Если почитать комментарии чиновников и заинтересованных лиц, то складывается устойчивое убеждение: сколько ни ужесточай правила работы служб, занимающихся проверкой оборудования в жилых домах, все неизбежно упирается в одну проблему — закрытую перед газовщиками дверь. Поначалу казалось, что это скорее частные случаи, а не массовое явление. Однако если вопрос рассматривается на уровне Госдумы и правительства РФ, которое данный законопроект поддержало, значит, все не так просто.
Правда, вместо поиска компромисса в высоких кабинетах намерены на законодательном уровне закрепить что-то вроде механизма принудительного доступа в частные владения. Следуя логике народных избранников, приходим к выводу: перспектива встретиться с судебными приставами способна открыть любые двери. Жаль, не удалось в открытых источниках найти информацию о масштабах «недопуска» к газовому оборудованию. Но эксперты действительно считают вопрос наболевшим. «Необходимость доступа в квартиру в многоквартирном жилом доме есть, — говорит Сергей Креков, лидер общероссийского движения «ЯУправдом», — и этой проблеме много лет. Она требует решения. Необходимо раз и навсегда определить порядок доступа в квартиры для контроля: кто, как и когда имеет на это право. И как при этом не нарушить законные права граждан и их интересы».
Пока законопроект, который призван обеспечить такой доступ, дорабатывается, газовщики действуют по старой, проверенной схеме: не попав в отдельно взятое жилище, от газа они отключают весь МКД.
Заметим, что разного рода коммунальные катаклизмы в последнее время совпадают у нас с праздниками. То под Новый год люди остаются без тепла, то накануне 8 Марта в разных районах Москвы от газоснабжения отключают целые дома. Причем по-тихому. Об отрезанной трубе жильцы узнают постфактум и вынуждены обращаться за помощью в самые разные инстанции, в том числе в Московский жилищный союз.
В своем обращении собственники жилья рассказывают, в частности, что 4 марта вечером на дверях подъездов дома 20, стр. 1 в Вадковском переулке появились объявления о проведении 5 марта (то есть на следующий день) обязательных диагностических мероприятий. Многие жильцы к тому времени уже были дома и объявления просто не увидели. Что любопытно, несколько человек звонили на номер 104. Ответ получали один и тот же: проверка в доме назначена на 05.09.2025. Однако на следующий день по квартирам отправились газовщики. Предъявлять удостоверения, как говорят собственники, они отказывались. Но утверждали, что произошла утечка газа, в некоторых квартирах имеются нарушения, а в отдельных — доступа нет в течение 7–8 лет.

Объявление о проведении 5 марта (то есть на следующий день) обязательных диагностических мероприятий. Фото автора
«До этого их данные моменты не смущали и не интересовали, — рассказывают люди в своем обращении. — По итогу обследования никакие документы выданы не были, никакие акты, предписания жителям не предоставлены. Не названы ни квартиры, где есть нарушения, ни квартиры, куда нет доступа. Итог: всему дому на 60 квартир (минимум — 150 человек), включая инвалидов по здоровью (12 семей), семьи с детьми до 5 лет (27), семьи с ветеранами и пенсионерами (25 семей), полностью отключен газ на неопределенный срок. Люди ни еду не могут приготовить, ни помыться, так как горячая вода в нашем доме подается только через газовые колонки».
Добавлю: никаких разъяснений сути происходящего от уполномоченных лиц не последовало. Таким же образом от газоснабжения в этом же переулке отключили еще два дома 16 и 24/35. В результате более трехсот человек (в доме без малого 130 квартир) оказались накануне праздника в спартанских условиях. Без газа они жили почти неделю.
Отдельного внимания заслуживает объявление, из которого люди узнали о проверке. Основную его часть приведу дословно, сохранив стилистику авторов. «Объявление не срывать!!! ГАЗ!!! На основании Постановления Правительства РФ №410 от 14.05.2025 будет проводиться обязательное диагностирование технического состояния внутридомовых газопроводов специализированной организацией АО «Мосгаз» в лице специалистов (при себе имеют удостоверения): начало проведения работ: 09-30 ч. Убедительно просим Вас: перекрыть вентили (краны) на газопроводах в квартирах».
- Во-первых, как понимать ссылку на постановление, датированное маем текущего года?
- Во-вторых, для связи указан телефонный номер, по которому не отвечают или сбрасывают звонок.
- В-третьих, из объявления следовало, что работы назначены на 5 марта. Но в назначенный день они не начались. Вот что рассказал один из жильцов: «Я из дома работаю, за 3 дня последних никто не приходил, ничего не проверяли. Сначала такая записка была, что типа 5-го числа проверять будут. Сегодня новую повесили, что 8-го придут. Никого нет».
Между тем постановление правительства № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», на которое ссылаются в объявлении, существует. И уже не один год. В нем есть статьи 77 и 78, на основании которых исполнитель действительно имеет право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в целом ряде случаев. Приведем некоторые из них: в установленные сроки не выполнены предписания органа жилищного надзора и не устранены нарушения требований безопасности; переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования произведено с нарушением законодательства РФ; газовое оборудование используется при наличии неустранимой в процессе техобслуживания утечки газа; установлен факт несанкционированного подключения к газораспределительной сети и т.п.
«Таким образом, — поясняет Сергей Креков, — газовщики в определенных случаях не только могут, но и обязаны предпринимать все необходимые меры и имеют право отключать потребителей от газа без предупреждения. Речь идет о нашей безопасности. Конечно, могут возникнуть вопросы к обоснованности этих мер, но разбираться надо с каждым случаем отдельно. Самым простым и эффективным шагом к пресечению противоправных действий поставщиков газа может быть обращение в прокуратуру».

Фото: Илья Московец / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Резоны у газовых служб, конечно, есть. Они не могут попасть в отдельную квартиру, и не исключено, что именно в ней случилась утечка, поэтому от газа отключается весь стояк или даже дом. Это если рассуждать совсем упрощенно. По большому же счету весь вопрос в том, как обеспечить доступ на территорию конкретного собственника. И пока депутаты его обсуждают, газовщики отрезают от газоснабжения жилой дом в Большом Козихинском переулке, 6, жители которого пользуются газовыми колонками.
Бригада Мосгаза приехала сюда накануне праздника. Каких-либо комментариев не последовало. Не было их и при отключении от газа домов в районе метро «Белорусская». По утверждению жильцов, сотрудники газовой службы отправляли их за объяснениями в управляющую компанию — ГБУ «Жилищник» Пресненского района. Там в свою очередь отсылали обратно — в Мосгаз. В итоге население ничего не знает о происходящем. Такой же сценарий был отработан на улицах Маршала Соколовского, 12 (почти 200 жильцов), и Расплетина, 20 (22 квартиры). Газовые трубы срезали молниеносно — и… тишина.
Казалось бы, есть вполне гуманный формат: заранее оповестить жильцов, подключить управляющую компанию (УК), объяснить, что это действительно жизненно (!) важно, ведь речь идет о безопасности. Значит, надо сидеть на месте, ждать сколько потребуется и открывать по звонку. При этом запертая дверь — далеко не всегда «демарш» собственника или страх пенсионера нарваться на мошенников. В квартиру проверяющие могут не попасть по простым и понятным причинам: хозяин на работе, в отъезде, лежит в больнице, да просто не увидел объявления (особенно если оно появилась вечером накануне проверки). Но ни одна из них не будет считаться уважительной. Зато легко может привести к отлучению от газа.
«Очевидно, что, действуя формально и ставя в приоритет безопасность использования газа в быту, — комментирует Сергей Креков, — поставщики газа и УК не сильно беспокоятся о жителях, которых оставляют без коммунальных удобств. Во многом это происходит потому, что в подобных случаях, если, не дай бог, случится непоправимое, то их привлекут к уголовной ответственности, поэтому они не сильно озабочены комфортом проживания граждан. В соответствии с действующим законодательством, газораспределительные сети в МКД делятся на внутридомовые (ВДГО) и внутриквартирные (ВКГО). За ВДГО несут ответственность управляющие компании, а за ВКГО — собственники жилых помещений. Их состояние и ненадлежащая эксплуатация могут быть причиной отключения газа. Но самая большая трудность — это общедомовая вентиляция, которая используется для удаления продуктов сгорания. Проблемы именно с ней сложнее всего решить оперативно. В случае бездействия УК влиять на нее можно через Госжилинспекцию. Хотя в ситуации с «Жилищником» шансов мало, поскольку у того, кто контролирует — ГЖИ, и у того, кого контролируют — «Жилищник», один учредитель — правительство Москвы».
По сути, проблема не в том, что люди не пускают газовщиков в квартиры, а в отсутствии механизма взаимодействия между поставщиком услуг и потребителем.
Имея массу каналов коммуникаций — от домовых чатов и районных пабликов до «Госуслуг» и подобного рода порталов, общение с собственниками осуществляется исключительно в уведомительном режиме с помощью бумажного носителя. Во всяком случае, в приведенных историях было именно так. По словам председателя правления Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина, ни один поставщик газа не проводит работу по оповещению. Им пеняют: дома взрываются, вы ничего не делаете. Они в ответ: а нас не пускают. И даже если «не пускает» всего один человек из огромного дома, ответственность будет коллективной.

Фото: Евгений Софийчук / ТАСС
Трудности с коммуникацией именно в сфере ЖКХ очевидны: начиная с общих собраний собственников жилья, о которых они узнают задним числом, и заканчивая капремонтом, который начаться и закончиться может совершенно неожиданно. Вот и в упомянутом законопроекте появляются суды, приставы, судебные решения — на попытку найти приемлемый для всех способ взаимодействия это точно не тянет.
Между тем его предложил человек, далекий от депутатской деятельности. Идея в том, чтобы узаконить повестку от газовой службы. Гражданин предъявляет ее работодателю и получает отгул на время газовой проверки. Примерно об этом же говорит Константин Крохин, считающий, что нужно воссоздать государственный газовый надзор и дать ему право рассылать уведомления о поверке. К нему же можно будет апеллировать, если что-то пойдет не так.
Отсутствие такой структуры вызывает недоумение. «Отдельного органа газового надзора в стране нет, — констатирует Сергей Креков. — Эта функция возложена на поставщиков газа, которые в случае необходимости отключают газ у нерадивых потребителей. А с учетом того, что бесхозяйственность в наших МКД является основным подходом к их управлению, решать вопросы безопасного использования газа в быту просто некому. Обеспечение безопасного и комфортного проживания должно быть целью управления, но наши УК этими вопросами не занимаются, ограничиваясь ежемесячными поборами, чему всячески способствует сформировавшаяся в России система управления многоквартирными жилыми домами.
Формально функции контроля за состоянием многоквартирных жилых домов могли бы лечь на органы жилищного надзора. Но в Минстрое в свое время решили, что это избыточная функция, и изъяли ее».
Что примечательно, положительный опыт информирования граждан у газовых служб имеется. Возьмем для примера 2017 год. Тогда, летом, Мособлгаз провел более двух тысяч отключений от газоснабжения потребителей-должников. А теперь — внимание! — нарушителям платежной дисциплины заблаговременно было направлено свыше четырех тысяч уведомлений о предстоящем отключении. В каждом была информация о сумме долга и сроке, в течение которого необходимо его погасить. Более того, на сайте Мособлгаза был создан специальный раздел «График отключения газа абонентам, имеющим задолженность». То есть даже тех, кто не оплачивал оказанные услуги, не отключали в одночасье.
А в нашем сюжете газа лишили без вины виноватых. Интересно, как быстро им сделают перерасчет по оплате за газ и будут ли учтены моральные издержки?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68