Новую волну репрессий против религиозных деятелей зафиксировали в начале этого года правозащитники в Беларуси. Под каток попадают и ксендзы, и священники Московского патриархата, и протестантские пасторы. Не жалуются только свидетели Иеговы, которые в союзной РФ давно признаны опаснейшими экстремистами, а их деятельность запрещена…
Некоторые кейсы жертв «религиозной политики» Лукашенко изучил обозреватель «Новой».
«Польско-ватиканский шпион» из Воложина
В преддверии Пасхи, которую православные и католики в этом году отмечают в один день, Верховный суд Республики Беларусь утвердил решение судов низших инстанций в отношении католического священника Генриха Околотовича, служившего в городе Воложине Минской области и осужденного на 11 лет колонии усиленного режима (плюс 1 млн евро штрафа) за госизмену. 8 апреля о. Генриху, находящемуся в СИЗО уже полтора года, исполнилось 65. Несмотря на инвалидность и букет хронических заболеваний, он не получает необходимого лечения. Среди десятков православных, католических и протестантских служителей, осужденных в Беларуси за свои убеждения после 2020-го, о. Генрих — самый старший. За все 34 года независимости Беларуси священников по такой статье еще не судили.

Священник Генрих Околотович. Фото: katolik.life
Материалы дела засекречены, но из писем священнику (когда ему еще разрешали писать) друзья узнали: власти объявили его «шпионом Польши и Ватикана», хотя эпизодов шпионажа в деле нет. По словам о. Генриха, никто из десятков свидетелей, среди которых были чиновники, не дал на суде показаний против него. Дело завязано вокруг того, что в Воложине, по соседству с костелом о. Генриха, расположена воинская часть, о которой священник как будто упомянул в одном письме на польском языке. Источники «Новой» утверждают,
что священнику обещали смягчить наказание, если он оговорит иерархов своей церкви, но о. Генрих предпочел «пострадать за веру». На оглашение приговора никто из официальных представителей церкви не пришел…
Околотович родился в Барановичском районе, религиозное образование получал в СССР сначала подпольно, а потом в Рижской католической семинарии, которую окончил в 1984 году. После рукоположения окормлял почти всю восточную Беларусь, где были единицы католических приходов, а в годы перестройки и независимости стал героем многочисленных публикаций. Еще недавно, в 2022-м, беларусскоязычная государственная газета «Звязда» опубликовала пространное интервью о. Генриха, который призывал «спешить делать добрые дела… На суд Божий мы не берем свои дипломы и должности, а берем свои добрые дела».
Иммунитета нет ни у кого
Ежемесячный мониторинг группы «Христианския визия», недавно признанной властями Беларуси «экстремистской», зафиксировал в начале 2025 года новую волну репрессий против религиозных активистов и служителей. Из свежего:
- в закрытом режиме судят клирошанина минского православного прихода Всех святых Даниэля-Ландсея Кейту, лауреата Республиканского конкурса вокалистов, который якобы участвовал в «протестах»;
- некие «тяжкие статьи» предъявлены католическому священнику Анджею Юхневичу, который отказался сотрудничать со следствием;

Анджей Юхневич. Фото: ВКонтакте
- популярный блог «Батюшка ответит», который ведет эмигрировавший в Литву священник Александр Кухта, признан «деструктивной организацией»;
- также запрещены аккаунты партии «Белорусская христианская демократия», которые почти уже не обновлялись;
- протестантский проповедник Николай Хила, уже осужденный на 4 года, включен в список экстремистов;
- католику Никите Емельянову, который сидит уже шестой год, «нарисовали» новую статью и отказывают во встречах со священниками;
- за подписки на «запрещенные» каналы задержан ксендз Дмитрий Малец;
- а иеромонах Александр (Тарасенко) получил уголовное обвинение за «оскорбление президента»…

Александр (Тарасенко). Фото: ВКонтакте
Комментируя эту тенденцию, богослов Наталля Василевич отмечает, что Беларусь вынуждены покидать все больше людей, из-за чего затрудняется доступ к информации о репрессиях. Кроме того, согласно новому закону о религиях, в стране идет перерегистрация религиозных организаций —
они стараются избегать конфликтов с властью, не говорить о репрессиях своих единоверцев. Сведения о репрессиях поэтому очень обрывочны, но абсолютного иммунитета нет ни у одной конфессии.
Вот пример со священником Московского патриархата — абсолютно детективный и абсурдный. Еще в конце 2020 года милиция и КГБ задержали в Брестской области протоиерея Сергия Резановича с женой и сыном — в рамках уголовного дела Николая Автуховича, известного политзаключенного и предпринимателя из Волковыска.

Протоиерей Сергий Резанович. Фото: соцсети
«Новая» кратко рассказывала об этом деле: сначала следствие велось по ст. 289 УК РБ (терроризм), но в 2022-м семью священника осудили за «участие в преступном сообществе», «покушение на захват власти» и «незаконный оборот взрывчатых веществ». О. Сергий приговорен к 16 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и к астрономическому штрафу, его жена Любовь — к 15 годам, а сын Павел — к 19. Следствие утверждает, что Автухович поджигал дома и машины работников милиции, жена священника вела с ним совместный бизнес и «террорист» бывал у них в гостях.
Священник и члены его семьи заявили, что во время следствия к ним применялись пытки: Павел, сидя в камере, слышал крики матери, которую избивали. Когда Павел реагировал на это стуками в дверь («тормоза»), его сажали в карцер.
Церковь сидящая
По подсчетам сайта «Церковь и политический кризис в Беларуси», к концу марта удалось установить имена 88 служителей разных конфессий, которые репрессированы в республике. По данным источника «Новой» в среде белорусской оппозиции, их реальное количество может достигать 200, просто не обо всех доходит информация за границу. Старт нынешним репрессиям дали массовые протесты августа–сентября 2020 года, когда было очевидно, что большинство населения не поддержало Александра Лукашенко на его шестых президентских выборах.

Священник Владислав Богомольников. Фото: соцсети
«Новая» рассказывала драматическую историю священника Владислава Богомольникова, который потерял здоровье в известном на весь мир минском СИЗО на Окрестина. Семь раз ему продлевали административный арест за помощь украинским беженцам, которую власти трактовали как «финансирование ВСУ». Сейчас он служит, но положение остается шатким: уголовное дело не закрыто.
В Беларуси фактически запрещена публичная молитва за православных, которые призваны в ВСУ: когда пару лет назад минский священник Дионисий Коростелев зачитал соответствующую записку на молебне о здравии, митрополит Вениамин (Тупеко), предстоятель БПЦ МП, отстранил его от служения, после чего священника задержали силовики, и в камере он записал «покаянное» видео. На о. Дионисия донесла Ольга Бондарева — блогер-пропагандист, проповедница идеи «триединой Святой Руси», которая недавно привела ее саму в СИЗО (обстоятельства ареста Бондаревой в конце марта не ясны, по одной из версий — ее проповедь расценили как отрицание независимости Беларуси).
В начале СВО поводом для задержания могла стать простая наклейка со словами поддержки Украине, которую использовал, например, о. Василий Егоров, настоятель греко-католического прихода в Могилеве.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Бондарева помогла властям выявить еще одного «преступника в рясе» — священника Андрея Ноздрина, возглавлявшего приход св. Спиридона в Гродно. Он осудил действия российских войск в первые дни СВО, что дало Бондаревой основание назвать о. Андрея «бчб*-попом», распространявшим «нацистский гимн» (молитву «Магутны Божа»). В итоге священника арестовали, изъяв «орудие преступление» — мобильник. О. Андрею удалось покинуть Беларусь и перейти в Польскую православную церковь.
После событий 2020 года, во время которых руководство БПЦ МП заняло «неоднозначную позицию», патриарх Кирилл заменил на Минской кафедре «слишком эмпатичного» митрополита Павла (Пономарева) на безмолвного и покорного митрополита Вениамина (Тупеко). Он исправно карает священников — даже тех, на которых указывает не сама власть, а ее обслуга, типа белорусского топ-пропагандиста Азаренка. 8 мая 2023 года он раскритиковал в своем телеграм-канале проповедь клирика Свято-Духова кафедрального собора Минска архимандрита Алексия (Шинкевича), который всего лишь предложил помолиться об упокоении души первого главы независимой Беларуси Станислава Шушкевича.
За это о. Алексий сподобился «званий» Гапона, Иуды и Христопродавца, а Вениамин покорно исполнил призыв Азаренка «вытравить» архимандрита, уволив его из собора.
Подобно Московской патриархии, Ватикан сменил главу своей канонической структуры в Беларуси: митрополит Минско-Могилевский и глава Конференции католических епископов Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич был отправлен в отставку 3 января 2021 года. До этого почти 4 месяца его не впускали в Беларусь (гражданином которой он является) из Польши. При этом Кондрусевич не отказывал Лукашенко в легитимности, а лишь просил не проявлять слишком жесткого насилия к протестующим, попытаться вступить с ними в диалог.
Белорусские протестанты не так активны в публичном пространстве, но их подвергают наказаниям за сугубо религиозные церемонии, которые не запрещались в советское время.
За водное крещение под открытым небом, например, которое власти стали трактовать как «нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий».
Баптистский пресвитер Владимир Бурштын задерживался летом 2023-го и осенью 2024 года за то, что проводил крещение на берегу озера в городе Малорита.

Баптистский пресвитер Владимир Бурштын. Фото: соцсети
Пятидесятнического пастора из Гомеля Дмитрия Подлобко штрафовали за то же самое, но уже не на озере, а на собственном приусадебном участке. Его предупредили, что повторное проведение обряда повлечет уже уголовную ответственность. Евангельского пастора Александра Зарецкого из Новолукомля Витебской области подвергли аресту за молитву об Украине (все то же «нарушение порядка организации…»). Согласно материалам дела, правонарушение составили слова пастора: «Помолимся за тех, кто в тюрьмах по сфальсифицированным причинам»; «давайте молиться за У., приходите на молитвы за У.» (суд не решается употребить полное название государства, с которым Беларусь когда-то была соучредительницей ООН).
На таком фоне удивительным контрастом смотрится относительно благополучное служение в Беларуси свидетелей Иеговы (СИ) — конфессии, которая до предела демонизирована российской пропагандой, признана в РФ экстремистской и запрещена. В России жестко наказывают за любые намеки на продолжение подпольной деятельности организации. Представитель Европейской ассоциации СИ Ярослав Сивульский сказал «Новой», что белорусские власти спокойно относятся к его единоверцам и большинство общин благополучно проходит перерегистрацию по новому закону о религии.
Он связывает это с крайней аполитичностью СИ, оказавшихся едва ли ни единственной конфессией в стране, представители которой не высказали своего отношения к протестам 2020 года и к ответным действиям властей.
Церковь изгнанная
Точное число клириков, вынужденно покинувших Беларусь после 2020 года, тоже не поддается подсчету. Перечислим несколько заметных кейсов такого рода:
- Протоиерей Владимир Дробышевский, бывший клирик храма св. Иоанна в Гомеле, ныне служит в Париже. В августе 2020-го подписывал протесты против насилия и выходил на одиночные пикеты. Был подвергнут административному аресту за плакат с портретом Исаака Ньютона и словами «На всякое действие возникает противодействие».
- Иерей Александр Кухта, бывший клирик прихода храма св. Владимира в Минске, автор популярного YouTube-канала «Батюшка ответит». Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ считал этот канал образцовым, теперь за подписку на него в Беларуси положен срок. Начало СВО застало о. Александра во Львове, откуда он выехал в Польшу, а затем в Литву.

Иерей Александр Кухта. Фото: ВКонтакте
- Протоиерей Петр Прокопцов, бывший настоятель храма в Гомельской области, по соседству с военным аэродромом, отказал дислоцированным там военным РФ в освящении техники. Предвидя репрессии, выехал в паломничество в Литву, был запрещен в служении своим епископом и стал соискателем убежища в США.
- Протоиерей Георгий Рой, бывший настоятель кафедрального собора в Гродно, находится в российской (!) базе данных разыскиваемых по уголовным делам. В конце прошлого года суд в Гродно внес его блог в список экстремистских материалов, признав экстремистским даже само словосочетание «Георгий Рой». БПЦ МП запретила его в служении, но протоиерей перешел в Константинопольский патриархат и служит в Вильнюсе.
- Священник Александр Шрамко, бывший клирик Свято-Михайловского прихода г. Минска, получил убежище в Литве. Спустя год после того, как он подписал протест против насилия властей, в сентябре 2021-го, домой к о. Александру пришла милиция, которая интересовалась его «деструктивной деятельностью» в телеграме. Еще спустя пару лет в его минской квартире прошел обыск.
- Ксендз Анджей Бульчак, бывший настоятель храма в г. Поставы Витебской области, гражданин Польши, разместил в марте 2022 года антивоенный видеоролик. После возбуждения дела бежал из Беларуси на родину.
- Ксендз Андрей Ващук, настоятель прихода в Витебске, был задержал летом 2022 года за флаги бело-красно-белого и желто-голубого цветов, обнаруженные в его соцсетях. Белорусские суды это трактуют неожиданно — как «нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Бежал из Беларуси после того, как его начали шельмовать пролукашенковские телеграм-каналы.

Ксендз Андрей Ващук. Фото: catholicnews.by
- Ксендз Валерий Довгуль, клирик прихода святых Симеона и Елены в Минске, летом 2023 года подвергся обыску во время налета на общежитие священников (плебаний) при кафедральном соборе. Был увезен на допрос, откуда вернулся со следами избиений и вскоре покинул страну.
- Ксендз Павел Лемех из Витебской области был задержан в мае прошлого года после встречи клириков епархии. Участников встречи заподозрили в «диверсионной деятельности» и отправили в ИВС. Позже выяснилось, что причиной ареста стали «нехорошие» флаги в соцсетях. После освобождения из-под ареста священник покинул страну.
- Беженцами оказалась и известная старообрядческая семья Снежковых из Гомеля, о которой много писали во время протестов 2020 года. Герман и Наталья воссоединились со своими детьми, которых отправляли в приюты на время ареста родителей, и обрели пристанище в Вильнюсе.
Церковь молчащая
Современная Беларусь продуцирует модель «молчащей церкви»: все способные говорить и проявлять здоровую христианскую реакцию уже посажены или изгнаны, а все оставшиеся на свободе — согласны молчать и со всем соглашаться. Такая модель отличается от российской, где от церквей требуется «активная патриотическая позиция», то есть продвижение «богословия СВО». Можно спорить, является ли белорусская ситуация «меньшим злом», но сотням реальных жертв обоих братских режимов легче от этого не станет…
* Аббревиатура, обозначающая «бел-чырвона-белый» национальный флаг Беларуси, который был государственным до 1996 г., когда по инициативе Лукашенко его заменили на флаг советского образца. Бело-красно-белый флаг признан в Беларуси «экстремистским», его демонстрация, в том числе в интернете, влечет за собой репрессии.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68