Пытки за молитву
«Он умрет… Когда я освобождался, и он пожал мне руку, то рука его была слабая, пальцы тонкие, все косточки в них посчитать можно… Держится он с достоинством, крепко. Сделать ему ОНИ ничего не могут».
Это слова белорусского ученого Сергея Гаранина о своем прощании со священником Владиславом Богомольниковым в известном теперь на весь мир Центре изоляции правонарушителей на улице Окрестина в Минске. Гаранин отбывал там административный арест в октябре, а клирик Богоявленского храма Белорусской православной церкви Московского патриархата (БПЦ МП) в Минске и преподаватель философии Минской духовной академии БПЦ МП о. Владислав Богомольников находится в изоляторе с конца августа.
До сего дня. Административный арест ему продлевали семь (!) раз подряд, а в начале декабря стало известно, что в отношении священника возбуждено уголовное дело по ст. 342 УК РБ («Участие в массовых безпорядках»).
Драма священника, продолжает Сергей Гаранин, лежит, помимо прочих, на совести митрополита Вениамина (Тупеко), ныне возглавляющего БПЦ МП. «Окрестина — это не тюрьма, а ЦИП, — поясняет Гаранин. — Условия там крайне жестокие, гораздо хуже, чем во всех других белорусских тюрьмах и на зонах… Но на Окрестина долго и не сидят! Человек таких условий физически не выдерживает». За решеткой о. Владислав переболел ковидом и получил осложнения на легких. «На Окрестина нет больницы. Процесс может принять необратимый характер», — бескопоится ученый.
«Участие в массовых безпорядках», которое вменяют Богомольникову, состоит в совершении им литии (краткой панихиды) по православному христианину Роману Бондаренко, избитому до смерти два года назад на минской «Площади Перемен» (на самом деле, это двор в одном из спальных районов). 30-летний художник Роман пытался тогда защитить народный мемориал памяти жертв режима Лукашенко от «тихарей» в балаклавах.
Владислав Богомольников находится в СИЗО уже полгода
Белорусская правозащитная группа «Христианская визия» также описывает условия содержания священника в переполненной камере (лимит содержания арестантов там превышен в 5 раз), без медпомощи, передач и корреспонденции. Камера плохо отапливается и вентилируется, круглосуточно горит электрический свет, в ней нет оборудованных спальных мест, матрасов и постельного белья:
«Все заключенные вынуждены спать на полу, завернувшись в ту верхнюю одежду, в которой были задержаны». Но «священник стал уже легендой Окрестина, — пишет группа. — Читает лекции по философии для своих сокамерников, <…> духовно поддерживает других заключенных). По мнению «Христианской визии», дело о. Владислава используется властями для устрашения «всех священнослужителей и верующих в Республике Беларусь, высказывающихся по поводу нарушения прав человека, беззакония и насилия, происходящих в стране».
Формально и неформально
Официальная биография священника Владислава Богомольникова скупо, хотя и не без пафоса, изложена на сайте Минской духовной академии. Священнику 42 года, в 2002-м он окончил Минскую духовную семинарию со званием бакалавра богословия, а в 2006-м — Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После этого в академии и семинарии читал курсы:
- «История философии»,
- «История Русской Церкви»,
- «Основное богословие»,
- «История отечественной религиозно-философской мысли»,
- «Апологетика».
До рукоположения в священный сан в 2011 г. был помощником инспектора Минских духовных академии и семинарии, а в 2013–16 гг. заведовал церковно-историческим музеем БПЦ МП. Более 10 лет служил в строящемся храме Богоявления в новом спальном районе Лошица на окраине Минска.
Протесты после выборов в Беларуси в 2020-м году. Фото: стрингер / ТАСС
Временно живущий в Вильнюсе минский священник-диссидент Александр Шрамко вспоминает о Богомольникове как об одном из лучших своих преподавателей в семинарии:
«Преподавал очень хорошо — грамотно, интересно. У него большой пиетет перед философией Востока, поэтому мы часто спорили о «плюсах» и «минусах» Запада и Востока».
Мирянин Александр Тарасенко был послушником в Свято-Никольском монастыре Гомеля, когда туда в конце 90-х пришел 18-летний Владислав Богомольников, думавший о монашестве.
«Запомнился своей чуткостью к любой фальши, нетерпимостью к лицемерию и несправедливости. Из-за этого руководство монастыря настраивало братию против строптивого послушника, но Владик не тот человек, которого можно сломать», — рассказывает Александр.
О. Владислав близко к сердцу принял события 2020 г. в Беларуси, а теперь — то, что происходит после 24 февраля.
«Поверьте на слово, — призывает Александр Тарасенко, — если на свете и есть праведники, то о. Владислав первый из них. Я не знаю ни одного человека, который бы сказал что-то плохое про о. Владислава. Он один из немногих, кто сегодня спасает остатки авторитета БПЦ».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Исповедники от БПЦ МП
Во время политического кризиса после фальсификации итогов президентских выборов в Беларуси в августе 2020 г. Московская патриархия колебалась недолго. На следующий же день после голосования Кирилл поздравил Лукашенко, связав с его деятельностью «утверждение в обществе непреходящих идеалов милосердия, мира, добра и справедливости». Спустя еще две недели — после того, как тогдашний патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел (Пономарев) посетил в госпитале жертв ОМОНа и благословил молиться «о даровании мира народу Беларуси», — Кирилл заменил его на невыразительного Вениамина (Тупеко), который не ставит под сомнение авторитет Лукашенко.
Первым своим указом Вениамин запретил проповедь священникам, которых можно заподозрить в сочувствии к протестующему народу, а через несколько месяцев отправил в отставку архиепископа Гродненского Артемия (Кищенко). Он был единственным иерархом БПЦ МП, посмевшим призвать «честно и открыто расследовать все факты обмана, насилия и жестокости [в августе 2020-го], чтобы совершилось Правосудие и восторжествовала Правда».
Естественно, и после 24 февраля иерархия БПЦ МП не изменила свою «духовно-нравственную» позицию. Например, клирики ее Гродненской епархии, которую теперь возглавляет абсолютно лояльный режиму архиепископ Антоний (Доронин), сообщали о запрете молитвы за мир в Украине в отличной от патриархийной редакции уже 25 февраля! (В нынешней молитве РПЦ об Украине можно услышать обвинение украинцев в «озлоблении».) Мартиролог священников-жертв насилия, прикрываемого священноначалием БПЦ МП, пополнялся новыми именами последние два года.
Перечислим лишь некоторые из этих имен.
- 13 августа 2020 г. протоиерей Владимир Дробышевский вышел на центральную улицу родного Гомеля с плакатом «Спынiце гвалт!» («Остановите насилие!»). Отбыв несколько административных арестов, о. Владимир сумел покинуть Беларусь.
Владимир Дробышевский. Фото: соцсети
- 1 декабря 2020 г. был задержан (вместе с супругой и сыном) настоятель храма БПЦ МП во имя святого архистратига Михаила в агрогородке Степанки Брестской области священник Сергий Резанович. Первоначально ему предъявили обвинение по ст. 289 УК РБ (терроризм), но 17 октября нынешнего года Гродненский областной суд осудил священника по другим статьям: «участие в преступном сообществе», «покушение на захват власти» и «незаконный оборот взрывчатых веществ». О. Сергий приговорен к 16 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и к астрономическому штрафу. Его жену Любовь приговорили к 15 годам общего режима, а сына Павла — к 19 годам строгого режима. Столь жесткое наказание семья священника получила в рамках так называемого «дела Автуховича» (бывшего политзаключенного и предпринимателя из Волковыска. Следствие утверждает, что Автухович поджигал дома и машины работников милиции, а жена священника вела совместный бизнес с Автуховичем.
- Клирик минского храма Священномученика Владимира священник Михаил Маруго () был в марте арестован на 13 суток за то, что держал цветы во время антивоенной акции у минского вокзала.
- А клирик Гродненской епархии священник Андрей Ноздрин за свою антивоенную позицию отделался церковными репрессиями: был уволен с должностей настоятеля одного из приходов Гродно и главы миссионерского отдела епархии.
СИЗО на Окрестина в Минске. Фото из открытых источников
Ксендзы сочувствуют Украине
Священников БПЦ МП, на фоне жестких репрессий открыто высказывающих свою христианскую позицию, совсем немного. Большинство предпочитает молчать или даже соучаствовать в пропаганде.
Более серьезную проблему для Лукашенко представляет Католическая церковь, которая насчитывает в Беларуси 619 приходов и почти полтора миллиона прихожан (около 15% населения). В отличие от полностью зависимой от властей БПЦ МП у Католической церкви иной международный вес и опора на папу римского, с которым Лукашенко традиционно пытается заигрывать в поисках «многовекторности». Возглавлявший белорусских католиков в августе 2020-го митрополит Тадеуш Кондрусевич, указав на «пролитую кровь, тысячи задержанных и жестоко избитых мирных жителей», официально обвинил режим в «тяжком грехе». После нескольких месяцев давления режим вынудил иерарха подать в отставку.
Белорусский тренд уходящего года — карать католических священников.
- Ксендз Александр Баран был задержан в марте за размещение украинского и белорусского (бело-красно-белого) флагов на аватарке в соцсетях. С тех пор он сидел уже трижды, причем срок административного ареста каждый раз возрастает. Цвета флагов на аватарке власти квалифицируют как «распространение экстремистских материалов».
- Ксендз Анджей Бульчак, гражданин Польши, принял участие в записи антивоенного ролика, после чего — под угрозами властей — вынужден был покинуть Беларусь.
- Ксендз Игорь Лашук проехал с прихожанами и статуей архангела Михаила вдоль белорусско-украинской границы, за что власти конфисковали его мобильный телефон и оштрафовали на 30 МРОТ.
- Могилевский декан (благочинный) ксендз Андрей Кевлич также лишился мобильника и был оштрафован за репосты сообщений «Белсата» и Радио «Свобода»* об СВО.
- А греко-католический священник Василий Егоров был задержан, а затем и оштрафован на 50 МРОТ за наклейку «Украина, прости» на своем автомобиле.
***
…Современный белорусский мартиролог постоянно пополняется. Само появление таких мартирологов в наши дни — знак несовместимости подлинного христианства с авторитарной диктатурой, с насилием и агрессией. Как бы ни старалось убедить в обратном «официальное священноначалие».
* Минюст включил в реестр иноагентов в РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68