Планы «самой массовой в истории» высылки нелегальных иммигрантов, к которым президент Трамп заодно присоединил тех, кто «создает препятствия для внешней политики Америки» (в самом широком спектре — от поддержки террористов и антисемитизма до просто критики действий Трампа), столкнулись с серьезным сопротивлением американской судебной системы.
Как и в случае прочих резонансных шагов администрации 47-го президента (сокращение госаппарата, закрытие федеральных агентств и министерств и т.п.), судьи в массовом порядке останавливают ускоренные депортации, подчеркивая, что люди имеют право на проведение судебного разбирательства на территории США.
После высылки 200 венесуэльцев в «третью страну» — Сальвадор — старший судья округа Колумбия Джеймс Боасберг распорядился вернуть их обратно в США на самолетах (как их спешно высылали) и провести слушания по депортации внутри страны. Администрация Трампа называет высланных венесуэльцев членами бандитской группы, не представив тому доказательств и ссылаясь на «Закон об иностранных врагах» 1798 года. Этот закон был применен в годы Второй мировой войны, чтобы интернировать в спецлагеря американцев японского происхождения. В ответ Трамп потребовал импичмента окружного судьи Боасберга, остановившего депортацию венесуэльцев, а «агрессивно-послушная» группа конгрессменов-республиканцев подготовила резолюцию об импичменте четырех судей, остановивших указы Белого дома. Глава коллегии Верховного суда Джон Робертс публично осудил такой подход, заявив, что импичмент судей — это не метод решения юридических споров, не назвав фамилии Трампа.

Президент США Дональд Трамп приветствует председателя Верховного суда Джона Робертс, 4 марта 2025 года. Фото: AP / TASS
Проиграв слушания и в апелляционном суде, в пятницу Белый дом объявил, что обращается в Верховный суд по вопросу правомочности применения закона 1798 года в отношении венесуэльцев, которых Трамп называет членами банды «Tren de Aragua», объясняя минимальное соблюдение надлежащей правовой процедуры или вообще ее отсутствие «соображениями национальной безопасности». Оппоненты президента отмечают, что создание прецедента — применение закона военного времени в мирное время — позволит лишать визы и депортировать из США без суда не только опасные для страны элементы, но и практически любого неугодного властям иностранца. В нынешнем составе Верховного суда расклад голосов 6–3 в пользу консерваторов (трое консервативных судей вошли в коллегию в годы первого президентства Трампа).

Окружной судья США Брайан Э. Мерфи. Фото: Википедия
Белый дом заключил соглашения с Коста-Рикой, Панамой, Гватемалой, Мексикой и Сальвадором, чтобы депортировать тех, кого нельзя высылать в их родные страны, где они сразу могут попасть в тюрьму. Сотни мигрантов из стран Африки и Азии были депортированы в Панаму, страну, с которой они не имели никаких связей. Трамповское «искусство сделки» оспорил окружной судья США Брайан Э. Мерфи из Массачусетса, который в пятницу издал временный приказ, требующий от администрации предоставить мигрантам возможность оспорить свою депортацию, прежде чем быть высланными в «третьи страны». Судья Мерфи назначил слушание на 10 апреля, чтобы рассмотреть вопрос о выдаче запрета, который будет более длительным, чем временный судебный ордер.
Палестинская история
Другая окружная судья из Массачусетса Дениз Каспер временно запретила депортацию аспирантки бостонского университета Тафтса 30-летней уроженки Турции Румейсы Озтюрк, которая была задержана на этой неделе агентами иммиграционной службы в масках прямо на улице.

Окружная судья Дениз Каспер. Фото: Википедия
Благодаря камере наружного наблюдения кадры увидела вся Америка. Ей аннулировали студенческую визу и хотят ускоренно депортировать.
Министерство внутренней безопасности обвинило Озтюрк «в деятельности в поддержку ХАМАС» — группы, которую правительство США классифицирует как «иностранную террористическую организацию». Ее арестовали через год после того, как аспирантка стала соавтором статьи в студенческой газете, где она критиковала негативную реакцию университета на призывы студентов отказаться от сотрудничества с компаниями, связанными с Израилем, и требовала «признать геноцид палестинцев».
Можно ли считать статью в газете в стране, где Первая поправка конституции защищает свободу слова и собраний, достаточным основанием для депортации?
Американский союз защиты гражданских свобод присоединился к команде адвокатов турчанки, подав иск, в котором говорилось, что ее задержание нарушает права на свободу слова и соблюдение надлежащих правовых процедур.
Это далеко не единичный случай. За участие в пропалестинских протестах в студенческих кампусах депортация грозит десятку активистов, у которых уже отозвали визы. Белый дом сообщил, что их число может превысить 300 человек. Правозащитники, включая представителей еврейских организаций США, отмечают, что необходимо различать «критику» ответного нападения Израиля на Газу после масштабной террористической атаки 7 октября 2023 года и защиту прав палестинцев с «антисемитизмом и поддержкой ХАМАС». Трамповская команда проводит масштабную кампанию, обещанную президентом избирателям, и в принципе не желает копаться в деталях.
Еще одна нашумевшая история. Сириец Махмуд Халиль был не просто студентом с временной визой, а обладателем грин-карты, вида на жительство, как здесь говорят, «законным резидентом США», женившимся на американской гражданке. Год назад Халиль участвовал в переговорах студентов Колумбийского университета с администрацией вуза по вопросу закрытия кампуса. Администрация Трампа заявила, что аннулировала грин-карту Халиля, поскольку его роль в протестах на территории студенческого городка равносильна «антисемитской поддержке ХАМАС».
Еще одна законная резидентка США Юнсо Чон — студентка Колумбийского университета переехала в Америку из Кореи в детстве. В этом месяце она участвовала в сидячей забастовке в соседнем колледже Барнард, протестуя против отчисления студентов за «пропалестинский активизм», и была арестована на ней. Департамент внутренней безопасности намеревается выслать ее в Корею. Во всех упомянутых случаях правительство не обвиняет этих людей в отправке денег или других видах прямой помощи ХАМАС и другим террористам. Оно утверждает, что их высказываний достаточно, чтобы «заслужить» депортацию из страны.
Как отмечают юристы, Первая поправка, разрешающая американцам говорить все что угодно — ругать свое правительство и даже распространять любые сомнительные теории, — действует в полной мере только для граждан США. В прошлом Верховный суд заявил, что Первая поправка применима к негражданам Соединенных Штатов, когда речь идет об уголовных и гражданских наказаниях. Но эти меры защиты не обязательно применяются к депортациям, постановил суд. Федеральное правительство имеет почти абсолютную власть над иммиграцией, включая возможность депортировать неграждан; оно определяет, кто приезжает и остается в этой стране.
Есть прецедент: в 1952 году Верховный суд постановил, что правительство может депортировать иммигрантов за членство в коммунистической партии, не нарушая при этом Первую поправку. И теперь администрация Трампа ссылается на этот закон,
который позволяет правительству депортировать иммигрантов, даже владельцев грин-карт, за взгляды, которые «мешают внешней политике США». Сообщения в соцсетях, распространение листовок и участие в мирных протестах администрация Трампа приравнивает к «поддержке ХАМАС и «Хезболлы».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Некоторые участники пропалестинских протестов не стали дожидаться попадания в следственные изоляторы и спешно покинули США, другие требуют судебных слушаний, но боятся экстренной высылки, несмотря на запреты судей (были и такие случаи).
А что произойдет, если украинские беженцы тоже начнут рассматриваться командой Трампа «мешающими внешней политике США»? Первый звонок для них прозвучал, и теперь они с тревогой ждут решения американского президента.

Сообщество иммигрантов протестует против плана массовой депортации Трампа. Флорида, февраль 2025 года. Фото: Zuma / TASS
Украинские беженцы
Вскоре после вступления в должность Трамп приостановил программу Uniting For Ukraine (Объединяясь ради Украины), инициированную администрацией Байдена для предоставления так называемого «гуманитарного условно-досрочного освобождения» (TPS — temporary protected status) и размещения украинских беженцев в США без месяцев и лет ожидания, пока их персональные дела будут рассмотрены миграционной службой. По данным организации Global Refuge, около 240 тысяч украинцев нашли себе спонсоров, более половины из них проживают в пяти штатах — Нью-Йорке, Иллинойсе, Калифорнии, Флориде и Вашингтоне. Статус временной защиты от министерства внутренней безопасности дает беженцам из разных стран право оставаться в США в течение ограниченного периода времени из-за войны, экологических катастроф или других чрезвычайных обстоятельств на родине. Они могут работать и платить налоги.
Указ Трампа лишил статуса «временной защиты» 700 тысяч венесуэльцев, 260 тысяч гаитян, тысяч иммигрантов с Кубы и Никарагуа. Их ускоренная депортация начнется в апреле, если они сами не уедут из США. В марте Трамп заявил, что рассматривает возможность окончательной отмены гуманитарного «условно-досрочного освобождения» (или временной защиты) и для украинцев.
Местные СМИ публикуют репортажи о беженцах, которые оказались в разных точках США благодаря помощи многих гуманитарных организаций из Польши, Германии, Турции, Испании и других стран и щедрости американцев, которые предоставили им жилье и первую помощь. Благодаря временному легальному статусу, полученному от прошлой администрации, многие украинцы (в большинстве это женщины и дети) нашли здесь работу. Теперь они боятся потерять свою новую мирную жизнь. «Довольно тяжело для многих людей, особенно потому, что они здесь уже пару лет. Они открыли бизнес. У них есть дети, и если они родились в США, они граждане США. Они купили дома», — отмечает адвокат по вопросам иммиграции Сьюзи Притчетт из Айовы. Наталия В. из Одессы, открывшая магазин продуктов и товаров из Восточной Европы, отмечает,
что украинцы молятся за то, чтобы Трамп позволил им остаться в Америке. «Мы боимся. Мы устали. *** началась не в 2022 году, она началась в 2014 году (…) на Донбассе», — цитирует беженку общественное радио Айовы.
Газета «Тампа бэй таймс» рассказывает о двух сестрах, которые уже привыкли к жизни в США, куда они перебрались, спасаясь, вместе с родителями. 15-летняя Юлия Х. из Галфпорта, штат Флорида, следит за новостями об Украине. Она плакала, когда услышала, что ее новая страна прекратила отправлять помощь ее старой стране. Не могла поверить, что президент Дональд Трамп требует от Украины передать права на добычу полезных ископаемых в счет погашения «военного долга». И она в ужасе от его угрозы отменить защиту для тысяч украинцев. «Это сводит меня с ума», — сказала Юлия в интервью здешней газете. Она посмотрела видео, на котором Трамп в Белом доме ругает президента Украины Владимира Зеленского, более 100 раз. Ее родители устроились на работу в фирму Jabil, они собирают печатные платы. Они не просят никакой финансовой помощи. Ее бабушка и дедушка разрешали им жить в своем доме. Дядя позаботился о том, чтобы адвокат подал на продление их временного статуса задолго до истечения срока. Но в феврале Трамп заморозил все украинские иммиграционные заявления. Во время недавних школьных дебатов один из одноклассников Юли заявил, что это нормально, когда мигранты-работники на ферме зарабатывают всего 5 долларов в час — меньше половины минимальной заработной платы во Флориде. «Им повезло, что они живут в этой стране, которая им не принадлежит», — заявил мальчик, явно наслушавшись родителей. «Разве это нормально, платить им меньше, чем другим американцам?» — спросил учитель. «Конечно, — ответил мальчик. — Иммигранты должны быть благодарны».
«Он думал, что мы стоим меньше других людей, — сказала Юля. — Я думаю, что многие здесь так думают».
Почти 7 миллионов украинцев покинули свою страну с начала военных действий. В США находятся от 240 до 280 тысяч, значительная часть прибыла по программе Байдена, которая поощряла мигрантов приезжать, используя новые легальные каналы, чтобы они не пытались пересечь границу нелегально. Трамп программу прикрыл, ссылаясь на мошенничества и прочие злоупотребления. Она находится в стадии ревизии.
Решение по украинским беженцам не принято. Новые заявления не принимаются, но возможная депортация точно вызовет взрыв недовольства в Конгрессе, причем в обеих партиях и новый шквал судебных исков.
От обамовских разговоров о «глобальной мировой деревне», где все страны сотрудничают и мирно сосуществуют, — до призывов высылать мигрантов без проволочек и косых взглядов на людей, говорящих на плохом английском, — историческая дистанция всего в десяток лет. Кажется, что трамповский «ядерный электорат» забыл основы основ: эта страна вся построена иммигрантами, которые давным-давно отправили коренное население — индейцев в резервации, так сказать, «интернировали» их. Сейчас, потакая запросам части своих избирателей, Трамп высылает иммигрантов, даже легальных.
Точнее сказать, пытается высылать.
Из-за противодействия общественных организаций, обратившихся в суды, и судей — преимущественно из «либеральных» штатов, таких как Массачусетс или Нью-Йорк, останавливающих указы президента, реальные цифры депортаций пока «не внушают».
В новом отчете TRAC — организации, анализирующей данные по депортациям — отмечается, что администрация Трампа отстает от показателей администрации Байдена, но нынешняя администрация производит больше арестов. По состоянию на 8 марта, среднесуточно из США высылается 661 человек, что почти на 11% ниже средних показателей прошлой администрации в 2024-м финансовом году. Показатели высылок и содержания мигрантов в изоляторах иммиграционной службы снизились по сравнению с началом второго срока команды Трампа, т.е. конца января и начала февраля. Впрочем, как отмечается в отчете, информация о том, где происходят аресты иммигрантов и кто подвергается преследованиям и депортации, поступает от нынешней администрации далеко не в полном виде и с задержками.
Пока же главным противодействием депортации остается апелляция. Но здешние суды — дело долгое и дорогостоящее.
Вашингтон
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68