СюжетыОбщество

Врачи на шестидневке — дети на улице

Амбулаториям в Приморье добавляют шестой рабочий день. Некоторые медработники увольняются

Врачи на шестидневке — дети на улице

Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ

Медикам Приморья уже пришли «письма счастья»: с 1 мая поликлиники переходят на шестидневную рабочую неделю. Терапевтам, педиатрам и узким специалистам Минздрав предлагает так называемый скользящий график — выходной среди недели вместо рабочей субботы. О повышенной зарплате за работу в выходной речи не идет. «Новая» побеседовала с несколькими врачами и медсестрами — большинство против нововведений, некоторые думают об увольнении или уже написали заявления, но открыто выражать недовольство не решается никто. Некоторые прямо говорят: главный врач после интервью создаст очень неудобные условия работы. Тем не менее в свете текущих изменений медработники на условиях анонимности рассказали и о других, порой неожиданных, нюансах приморской медицины.

За и против

— Меня лично нововведения не коснутся, я давно работаю в дежурствах, — рассказывает врач одной из детских больниц. — Но не вижу в шестидневке ничего плохого. Разговаривал с коллегой, которая работает в поликлинике — она в панике, собирается увольняться. Я ей говорю: подожди, ты ведь даже приказ не читала. Выходной у вас никто не отбирает, ну отдохнешь в любой другой день за субботу, я всю жизнь так работаю и ничего. К тому же не будешь же ты каждую субботу работать! А график всегда можно согласовать в рамках рабочего коллектива.

Легкая (и небезосновательная) паника среди медицинского сообщества началась еще в феврале, когда о шестидневке сообщили в новостях краевого правительства, но никаких официальных документов еще не опубликовали. На сегодняшний день приказы о новых условиях труда получили не все, но кто получил, уже поделились «радостью» с коллегами. Схема, если вкратце, такая: по будням медикам предлагается работать на час меньше, в субботу — те самые «сэкономленные» пять часов.

— Как медицинская помощь станет доступнее? Вы же количество слотов рабочих не увеличиваете, вы просто перетасовываете рабочее время! — возмущены врачи. Возмущены, конечно, анонимно.

И вроде бы действительно при нормальном укомплектовании кадрами врачу не придется работать каждую субботу. Но проблем со штатом в поликлиниках и травмпунктах хватает, особенно в глубинке.

Медсестра поликлиники в одном из городов южного Приморья рассказывает: ждать не стала, написала заявление по собственному. Причем трудовому коллективу толком не объяснили, в чем суть проблемы. Руководство сказало, что кто-то будет по сменам доктор+медсестра дежурить, а кто-то «на постоянке» работать. Одну субботу — один кабинет, другую — другой.

— Нам приказ давали какой-то, но я даже не стала с ним знакомиться, сразу уволилась и все. Шестидневка — однозначно не мой вариант, — рассказывает собеседница. — У большинства сейчас есть дети, а детские сады у нас на пятидневке. У моей знакомой вообще нет ни бабушек, ни дедушек — придется искать, куда детей деть. С собой брать на работу? Я со многими общалась. Некоторые коллеги уволились. В поликлиниках даже в городах, конечно, есть кадровый дефицит. А пациентов много. Будет ли суббота оплачиваться выше, чем будние дни, нам сразу никто не объяснил, по слухам — не будет.

Читайте также

Профсоюз медработников выступил против принудительной отработки для выпускников медвузов

Профсоюз медработников выступил против принудительной отработки для выпускников медвузов

Опрошенные сотрудники травмпунктов в один голос утверждают: и на пятидневке-то тяжело, приходится задерживаться, пациентов вал, на некоторых уходит много времени, есть конфликтные больные.

— Нам как обещают: одну субботу вышли, потом можете взять выходной, например, в среду. А зачем мне выходной в среду? Они хотят из 8-часового рабочего дня сделать 7-часовой. Но опять же, мне-то это зачем? У меня дочка в садике спит с часу до трех. Дети проснулись, умылись, перекусили — и вот я уже работу в 16 часов закончила, ее забираю и веду на спортивную секцию. А если я в 15 освобожусь — мне этот час куда деть? Домой я не успею толком, час сидеть и ждать? Может быть, конечно, кому-то и удобно будет (в МФЦ сходить, дома отдохнуть, пока дети в школе и муж на работе). Ну предложите тогда тем, кому удобно выходной брать среди недели! Зачем это для всех-то делать?

— Я больше 30 лет отработала, у меня здесь все хозяйство, дача, квартира, куда мне сейчас увольняться уже? Если уволюсь, уже никуда не устроюсь. Во Владивосток переезжать не буду, а в частных клиниках своих хватает. И кто его знает, какой там коллектив, а у нас — хороший, привычный, — рассказывает медсестра одной из районных поликлиник. — Да, зарплата невысокая, но дети помогают, муж еще в силах. И я здесь чувствую свою востребованность. Я 90-е пережила, когда не платили, а уж шестидневную рабочую неделю точно переживу. Неудобно, но ничего, привыкнем.

Пенсионеры действительно возмущаются в основном на кухнях. Это раньше они могли себя считать фактически незаменимыми. А сейчас в Приморье рабочие места активно занимают врачи из республик Средней Азии.

— Задача государства забить первичное звено — поликлиники, травмпункты… Для этого отменили интернатуры, уменьшили набор в ординатуры. Смысл в том, что без этих ступеней образования ты кроме как в приемное отделение или в поликлинику никуда работать не пойдешь — но ведь и вчерашние выпускники к самостоятельной работе не готовы! — объясняет один из наших собеседников. — Пациенты к таким молодым докторам приходят, а их отправляют в город… Для решения проблем первичного звена специалистов из Средней Азии привлекают, они получают выплаты по программе «Земский доктор», но не собираются в основном «закрепляться» на территории. Получают эти 2,5 миллиона, для них деньги очень существенные, отрабатывают положенные пять лет и возвращаются обратно в свои страны уже богатыми людьми. Некоторое время назад во Владивостоке работал уролог, который не понимал, что пациенты говорят, люди решали вопросы с опытной медсестрой. Нам просто называют цифры: в регионе в этом году появилось 200 новых врачей. И это вроде как много. А кто эти врачи, готовы ли они к самостоятельной трудовой деятельности?

Достаточно молодые врачи с опытом, готовые «сняться с якоря», относятся к перспективам смены работы и места жительства проще. Мест в медицине хватает — и в медцентре ДВФУ, и в клиниках поменьше, и в государственных больницах. При желании можно даже пойти в моря, судовым врачом.

— Мы не юристы и не знаем, насколько это законно. Но вот принесли новый трудовой договор. В нем очень хитро написано внизу: мол, или вы подписываете документ и соглашаетесь на новые условия, или трудовые отношения с вами разрываются на основании статьи такой-то, части такой-то, а мы можем вам предложить другую работу в рамках нашего лечебного учреждения. То есть или соглашайся, или до свидания. Заведомо кабальная ситуация, — рассуждают медики.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Оксана Король / Бизнес Online / ТАСС

Фото: Оксана Король / Бизнес Online / ТАСС

Много говоришь? На выход!

Врачу, если он хочет зарабатывать более или менее приличные деньги, работать приходится на двух-трех работах.

— Мужчине надо семью кормить. Вы обратите внимание, — улыбается еще один собеседник, врач одной из поликлиник Владивостока, — часто так бывает, что пациент может одного и того же доктора увидеть и в государственной поликлинике, и в частной. И вот не хватает мне еще с таким графиком шестидневной рабочей недели. Жаловаться я не буду, какой в этом смысл? Насчет увольнения подумаю, пока не решил, полтора месяца еще есть.

Цифры в платежках при этом не заоблачные. Тысяч 30 на ставку терапевт может заработать. А может и не заработать…

— Раньше еще была компенсация за съем жилья, сейчас убрали, — говорит врач, который в свое время работал по региональной программе «Земский доктор». — А без них куда? Даже если ты 60 тысяч получал и 20 на жилье уходило (а в районах жилья сдается немного, и цены на аренду высокие. — В. Ф.).

У врача есть оклад и стимулирующие. Но львиная доля выплат остается на откуп главного врача. Если ты, например, много лишнего говоришь или программа у тебя зависла и ты в нее талоны не смог правильно заложить, — будешь зарабатывать по 28–30 тысяч рублей…

Как «Земского доктора» сожрал «Барс»

Справка «Новой»

В Приморье действуют федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». По ним медработники могут получить единовременные выплаты от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Это, по мнению правительства, должно решить кадровую проблему в небольших, не центральных населенных пунктах. В 2024 году в села и малые города Приморья, как сообщалось, трудоустроено более 100 медиков.

— По программе «Земский доктор» не все отрабатывают положенный срок. Отдают остаток денег и увольняются, — рассказывает один из наших собеседников, ныне работник частной клиники. — У нас в медицине любят всякие нововведения. И вот одно из них — программа «Барс». Задумка хорошая! Если объединить все лечебные учреждения России в эту программу, и она будет работать нормально, то врач в любой точке страны может посмотреть историю болезни любого пациента. Не надо все эти карточки заполнять. Но интерфейс «Барса», во-первых, очень сложный, там много того, чем ты не пользуешься вообще. А во-вторых, программа постоянно не работает!

Вот ситуация: приходит пациент, а в программе сбой. Выписываю ему направление на УЗИ от руки, а там ему говорят: от руки не пойдет, переделывайте через «Барс». А человек приходил неделю назад, когда не работало ничего, я на него никакую документацию не заполнил, и уже другие люди у меня! Я и тех не могу бросить, и чтобы этому талон на УЗИ выбить, нужен новый полноценный прием. А если опять программа не будет работать? В кулуарах все жалуются. А на очередных «пятиминутках» буйных не находится. Уже сколько лет прошло, а «Барс» работает со сбоями.

На «Барс» жалуются многие врачи (как учителя на «электронные журналы»), но опять же — анонимно. Если система «падает», врачу или медсестре приходится оставаться после своего дежурства или приходить в свой выходной и заполнять электронные документы. А больничный, если программа не работает, допустим, вчерашним числом открыть невозможно. Но объяснения твои слушать, конечно, никто не станет.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Профсоюзы стариков за шестидневку

Позиция профсоюзных организаций при этом довольно прозрачна: за шестидневку! Ведь такая практика уже применяется в других регионах (а кое-где поликлиники открыты и 7 дней). А кроме того, рабочая неделя-то не увеличивается, просто перераспределяются часы.

Кстати, рассказывают медики, всех «настойчиво призывают» вступить в профсоюз. Пришла директива о том, что больше половины сотрудников должны быть охвачены. Молодые отказываются — бутылку шампанского к празднику и так себе купят, а путевка в ленинградский санаторий с перелетом за свой счет выглядит не слишком актуально. А вот пожилые, опасаясь за свое место, соглашаются.

— Полагаю, оттуда просто все поуходили, но нам оно зачем? — рассуждает собеседник, молодой врач из частной клиники. — Пожилые люди соглашаются, потому что понимают: тяжело трудоустроиться. Особенно если это сотрудники среднего звена либо рядовые какие-то сотрудники. Бабушка сидит вахтером, бахилы выдает. На ее место легко найдут другую бабушку. Конечно, она и в профсоюз вступит, и на шесть дней в неделю наверняка подпишется. Думаю, что протестно настроены люди среднего и молодого возраста, у которых есть возможность трудоустроиться.

К тому же главный врач — фигура не самостоятельная. Если в Минздраве говорят, что вопрос о шестидневной рабочей неделе оставлен на усмотрение руководителя, то мы все понимаем, что это означает, если и руководитель, и профсоюз — карманные. Вот была бы должность главврача выборной — другое дело. А у нас же как получается? Присылают человека, который до этого даже не знал, где находится районная больница. И чьи он интересы будет отстаивать? Трудового коллектива или Минздрава?

Приморье

Читайте также

Чем лечат рак в «потемкинских деревнях»

Чем лечат рак в «потемкинских деревнях»

Как на самом деле будут бороться с онкозаболеваниями в России и в мире? Рассказывает молекулярный биолог Ольга Матвеева

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow