КолонкаПолитика

Пауза перед ответом

Предложение о 30-дневном прекращении огня — компромисс, который позволит начать переговоры о мире. Дело за Кремлем

Пауза перед ответом

Фото: Пресс-служба Кремля / ТАСС

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

24 января Дональд Трамп поручил своему спецпредставителю Киту Келлогу урегулировать конфликт в Украине за 100 дней и заявил, что «ни одной жизни больше не должно быть потеряно».

В преддверии половины этого срока итогом переговоров делегаций США и Украины 11 марта в Джидде стало предложение о немедленном 30-дневном прекращении огня. Госсекретарь США Марко Рубио после этого заявил, что «мяч на стороне России», что он надеется, что Россия ответит взаимностью и что у конфликта «нет военного решения».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков попросил не спешить с выводами, но подтвердил, что «в ближайшее время» пройдут контакты между Россией и США и что, если потребуется, звонок между президентами РФ и США можно организовать быстро, хотя пока таких договоренностей еще нет.

Вечером 12 марта Трамп заявил, что «прямо сейчас» его представители направляются в Россию, и теперь дело за ней.

Ход событий, очевидно, ускорился, но теперь все зависит от ответа Владимира Путина на предложение о прекращении огня.

Если он будет положительным, будет сделан очень важный шаг в сторону мира. Первый из многих, но абсолютно необходимый: без него не будет остальных.

Госсекретарь США Марко Рубио во время пресс-конференции после встречи с делегацией Украины. Фото: AP/TASS

Госсекретарь США Марко Рубио во время пресс-конференции после встречи с делегацией Украины. Фото: AP/TASS

После вызвавшей шквал комментариев (включая панические и истерические) встречи президентов США и Украины в Белом доме 28 февраля, я написал в Сети: хочу надеяться, что разговор продолжится и что ничего еще не предрешено.

Разговор продолжился: его результатом стало предложение о прекращении огня. И теперь все рассуждают: согласится ли на это предложение российский президент? А если не согласится, то какие «карты» есть на руках у Трампа, чтобы его переубедить?

Об этих «картах», заметим, Дональд Трамп заявил сразу после инаугурации: что если «сделки» не будет, то он будет действовать путем тарифов и санкций.

12 марта он повторил эту мысль, обещав «неприятные для России в финансовом смысле вещи». Которые, впрочем, он делать не хочет, потому что хочет мира.

Как поступит Путин — точно предсказать невозможно, говорить можно только о вероятностях. При этом очевидно, что диалог Трампа с Путиным — это совсем не то, что диалог Трампа с Зеленским. Трамп это прекрасно понимает и поэтому не скупится все это время на комплименты в адрес Путина, хотя теперь и обещает «финансовые неприятности» в случае отказа.

Но вероятность согласия — немалая, по нескольким причинам.

И потому, что возможная отмена хотя бы части санкций является для российских властей весьма серьезным «плюсом», а перспектива новых санкций (и увеличения со стороны США поставок оружия Украине) — весьма серьезным «минусом». И потому, что за последние месяцы из Кремля, вместе с комплиментами в адрес Трампа, звучало: мы-то согласны на переговоры, но Украина отказывается. А теперь ситуация зеркально перевернута. И потому, что российское общественное мнение — пусть с ним и не очень считаются, но его тщательно «мониторят» — сейчас за прекращение огня и переговоры.

Правда, и вероятность отказа Кремля тоже немалая: и даже не отказа, а затяжки времени, с выдвижением предварительных условий.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Скажем, таких, как летом 2024 года: вывод ВСУ с тех территорий Херсонской и Запорожской областей, которые сейчас контролирует Украина (но которые уже вписаны в российскую Конституцию), плюс обязательство Украины не вступать в НАТО.

Переговоры в Джидде между Украиной и США. Фото: AP / TASS

Переговоры в Джидде между Украиной и США. Фото: AP / TASS

А пока эти условия будут обсуждаться, можно будет постараться «улучшить ситуацию» на линии боевых действий (о чем Путину, приехавшему вчера в Курскую область, наверняка твердят военные).

И «бенефициаров» продолжения боевых действий, чье благополучие прямо с ними связано, в России немало — и они заинтересованы в том, чтобы никакого прекращения огня не было как можно дольше.

И вообще, прекращение огня — это компромисс, а компромиссы за последние четверть века никогда не были частью политического стиля российской власти…

Так что основания как для оптимизма, так и для скепсиса есть — но в этих условиях надо желать успеха переговорам о прекращении огня, а не каркать вслед. Не реагировать на «белый шум», забивающий информационное пространство. Не слушать крики пропагандистов обоего толка «все пропало» и «нас предали». В том числе пикейных жилетов, которые сначала были специалистами по эпидемиям, потом — по вооружениям и боевым действиям, а сейчас — по ведению международных переговоров, которые требуют «не допустить договорнячков», желая продолжения боевых действий, сами ничем не рискуя…

Впрочем, надо понимать, что даже если — на что хочется надеяться — прекращение огня состоится и пройдет обмен военнопленными и гражданскими лицами по принципу «всех на всех», самое сложное будет потом.

Начнутся сложнейшие переговоры с неопределенной длительностью и с еще более неопределенными результатами.

Будут обсуждаться вопросы, на многие из которых противоборствующие стороны (как, например, на вопрос о территориях и возможных уступках) имеют прямо противоположные точки зрения.

Их результат, скорее всего, будет не устраивающим в полной мере ни одну из сторон — но так обычно и бывает. Их результат многими может быть расценен как несправедливый — но в таких вопросах (и не только в них) нет и не может быть единого понятия о справедливости.

Они могут вообще оказаться безрезультатными (все зависит от множества факторов, которые невозможно предсказать заранее), или результата придется ждать долго — но в это время люди не будут гибнуть.

И только этот вариант развития событий дает шанс на выход из конфликта. А если не остановиться, не прекратить огонь и не начать разговаривать — этого шанса точно не будет.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Читайте также

Макрон: «Мяч явно на стороне России»

Макрон: «Мяч явно на стороне России»

Президент Франции принял глав генштабов почти сорока стран и оценил итоги американо-украинских переговоров в Джидде

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow